Представительство в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. Если правоспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, то дееспособностью, т. е. способностью своими действиями осуществлять предоставленные им права, обладают не профсоюзы в целом, а только их органы.

Содержание работы

Представительство в сфере труда…………………………………………………..3
Задача………………………………………………………………………………..14
Тест…………………………………………………………………………………..16
Список использованных источников и литературы……………………………...17

Файлы: 1 файл

трудовое.docx

— 29.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинский филиал

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Трудовое  право»

на тему «Представительство в сфере труда»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

Ю-42-12 Васильева Е. В

     Проверил: к.ю.н.,доц. Василевский В.А

 

 

 

 

Челябинск - 2013 г

Содержание

Представительство в сфере  труда…………………………………………………..3

Задача………………………………………………………………………………..14

Тест…………………………………………………………………………………..16

Список использованных источников и литературы……………………………...17

 

Представительство в сфере труда

    Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными (статутными) являются права профсоюзов на:

представительство работников;

участие в нормотворческой  и правоприменительной деятельности;

защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в  первую очередь по защите права на труд;

содействие занятости;

ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

коллективные трудовые споры  и участие в их урегулировании;

осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда;

охрану труда и окружающей природной среды;

социальную защиту работников, участие в управлении государственным  социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. Если правоспособностью  в сфере труда обладают все  профсоюзы, то дееспособностью, т. е. способностью своими действиями осуществлять предоставленные  им права, обладают не профсоюзы в  целом, а только их органы. Права-обязанности  профсоюзов есть сплав их юридических  полномочий в сфере труда'.

Право представительства  работников закреплено за профсоюзами  ст. 29 ТК. Профсоюзы представляют интересы своих членов по вопросам труда и  другим социально-экономическим вопросам. Право на ведение коллективных переговоров  по заключению коллективного договора предоставляется (часть вторая ст. 29 ТК) профессиональным союзам в лице их соответствующих первичных органов.

Часть 1 ст. 29 перечисляет  организации, которые могут представлять интересы работников. Прежде всего, это  профсоюзы и их объединения.

Представлять интересы работников может и первичная профсоюзная  организация, а также иные представители, избранные работниками.

Профсоюзные организации  и профсоюзы действуют через  свои органы.

Согласно Закону о профсоюзах - это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации (ст. 3). Таким органом может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной  организации или решением профсоюзного органа.

Интересы работников организации  при осуществлении социального  партнерства представляет первичная  профсоюзная организация. Это общее  правило. В том случае, когда такая  организация не создана или не объединяет большинство работников, в соответствии со ст. 31 ТК могут  быть избраны иные представители.

На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях - при заключении соответствующих  соглашений, проведении консультаций и согласовании социально-экономической  политики - работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные  организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях  социального партнерства участия  не принимают.

В зависимости от уровня социального партнерства представителями  работников могут выступать общероссийские профсоюзы (их объединения), территориальные  либо первичные организации профессиональных союзов.

Первичная профсоюзная организация (ее орган) действует в организации (у конкретного работодателя) и  представляет в социальном партнерстве  интересы своих членов. Однако при  проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного  договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем  первичная профсоюзная организация  может представлять интересы не только своих членов, но и других работников.

Статья 37 ТК предусматривает  три случая, когда профсоюзные  организации (созданный ими единый представительный орган) выступают  от имени всех работников данного  работодателя:

когда две или более  первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более  половины работников данного работодателя, создали единый представительный орган (ч. 2);

когда в организации (у  индивидуального предпринимателя) действует первичная профсоюзная  организация, объединяющая более половины работников (ч. 3);

когда на общем собрании (конференции) работников избрана первичная  профсоюзная организация, которой  поручено вступить в коллективные переговоры от имени всех работников (ч. 4).

При этом передача первичной  профсоюзной организации полномочий от имени работников, не являющихся членами профсоюза, не производится. В указанных случаях профсоюз осуществляет представительство всех работников независимо от членства в  профсоюзе в силу прямого указания закона.

Представительство профсоюзными организациями работников, не являющихся членами профсоюза, осуществляется только в организации (у работодателя - индивидуального предпринимателя), на других уровнях оно невозможно.

В отличие от взаимодействия в системе социального партнерства  представительство и защита интересов  работников, которые не являются членами  профсоюза, в индивидуальных трудовых отношениях осуществляется первичной  профсоюзной организацией по соглашению с конкретным работником на условиях, установленных соответствующей  профсоюзной организацией.

Непрофсоюзные представители  работников могут принимать участие  в системе социального партнерства  лишь в том случае, когда в организации  нет первичных профсоюзных организаций  либо ни одна профсоюзная организация  не объединяет более половины работников данного работодателя и ни одна из них не уполномочена представлять интересы всех работников. В указанных случаях  возможны два варианта поведения:

а) общее собрание (конференция) поручает выступать от имени работников действующему в организации представительному  органу (например, совету трудового  коллектива);

б) общее собрание (конференция) избирает представителя (представительный орган) для ведения коллективных переговоров и (или) участия в  иных формах социального партнерства.

По смыслу ч. 1 статьи 31 ТК РФ от имени работников при отсутствии первичной профсоюзной организации (либо ее малочисленности) могут выступать  как представительный орган, так  и специально избранные работники - представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе  представительного органа, его наименовании, сроке полномочий и т.п. отнесено к компетенции общего собрания (конференции). В отличие от прежней редакции законодатель прямо указывает на способ голосования: представитель (представительный орган) работников избирается тайным голосованием.

В соответствии с положениями  Конвенции МОТ N 135 "О представителях трудящихся" (1971) наличие выборных представителей работников не может  использоваться для подрыва позиции  заинтересованных профсоюзов или их представителей; сотрудничество между  профсоюзными и иными представителями  должно поощряться.

Профсоюзы имеют право  выдвигать кандидатуры своих  представителей для избрания в иные представительные органы организации (п. 2 ст. 16 Закона о профсоюзах). Наличие  иных представительных органов (или  избранных работниками представителей) не умаляет прав профессиональных союзов, предусмотренных Кодексом и Законом  о профсоюзах, и не может служить  основанием их ограничения.

Стороны социального партнерства  вступают в социально-партнерские  отношения через своих представителей, действующих на основе законодательства о представителях работников и работодателей, содержания полномочий, которыми их наделяют стороны социального партнерства, соответствующего оформления представительства, предусмотренного в основном нормами ТК. Многие вопросы, связанные с функциями представителей работников, регулируются Законом о профсоюзах. Согласно ст. 2 указанного Закона профсоюз - добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Закон о коллективных договорах  помимо профсоюзов предусматривает  создание органов общественной самодеятельности (иных представителей работников), образуемых на общем собрании (конференции) работников, которые также могут выступать  в качестве их представителей. Однако на практике эти "иные представители  работников" создаются очень редко  и их легитимность достаточно сомнительна (например, Советы трудовых коллективов - СТК), так как они не отвечают признакам органов общественной самодеятельности, предусмотренным  ст. 12 Закона об общественных объединениях.

Таким образом, ТК закрепляет за профсоюзами положение и права  основного представителя работников и упоминает об иных представителях работников лишь тогда, когда в организации  нет профсоюза либо профсоюзная  организация объединяет менее половины работников.

Конвенция МОТ N 135 также предусматривает, что, когда на одном и том же предприятии существуют представители  профсоюза и иные выборные представители  работников, это не должно подрывать  позиций профсоюзов; отношения между  ними следует строить на основе сотрудничества. Соответствующее положение ТК предусматривает, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК).

Характеризуя правовой статус профсоюзов, необходимо отличать внутренние отношения, складывающиеся между членами  профсоюза и профсоюзной организацией и ее органами, а также отношения  между различными органами профсоюзов, от внешних отношений с государственными структурами, работодателями и их представителями.

Нормы, регулирующие внутрипрофсоюзные  отношения, в том числе организационное  построение профсоюзов, внутреннюю компетенцию  их органов, не являются правовыми, поскольку  их исполнение обеспечивается исключительно  самодисциплиной, существующей в профсоюзе  как общественной организации; такие  нормы закрепляются, главным образом, в уставах профсоюзов.

В разнообразных внешних  отношениях, складывающихся между профсоюзными структурами и государственными учреждениями (организациями), работодателями и их представителями, положение  профсоюзов определяется тем, что они  являются представителями интересов  работников. Данные отношения регулируются нормами права и являются правовыми.

Рассматривая Закон о  профсоюзах в качестве наиболее важного  и детального акта, определяющего  многие стороны деятельности профсоюзов, необходимо отметить и другие законодательные  акты, не только составляющие современную  базу представительской деятельности профсоюзов, но и имеющие непосредственное отношение к их социальным партнерам: государственным органам, различным  хозяйствующим предприятиям, их представителям. К ним следует отнести Закон об общественных объединениях, Закон о коллективных договорах, Закон о коллективных трудовых спорах.

Это законодательство отражает новые социально-экономические условия, складывающиеся в российском обществе, и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов, работодателей  и их представителей.

Если прежде профсоюзы  зачастую выполняли не свойственные им функции, например самостоятельно управляли  фондом государственного социального  страхования, в качестве второй инстанции (после комиссии по трудовым спорам) участвовали в разрешении индивидуальных трудовых споров и др., то современный  правовой статус позволяет им сосредоточиться  на выполнении главной задачи - представлять и защищать социально-экономические  интересы работников.

Утратив некоторые прежние  права, профсоюзы обрели новые, позволяющие  им успешно влиять на принимаемые  органами государства, работодателями и их представителями решения  по социально-экономическим вопросам при заключении соглашений и коллективных договоров. Получило признание такое  эффективное средство отстаивания  интересов работников, как право  на организацию и проведение забастовок. Профсоюзы в своей деятельности независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений. В соответствии с Законом о профсоюзах запрещается  вмешательство органов государственной  власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь  ограничение их прав или воспрепятствовать  осуществлению их деятельности, в  том числе и в вопросах представительства.

Информация о работе Представительство в сфере труда