Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 22:05, контрольная работа
Сформулируем цели работы:
- определить принципы трудового права
-дать определение понятию принудительного труда и запрета его применения
-проанализировать проблемы законодательного закрепления принципа запрета труда в российском законодательстве
-изучить ответственность за нарушение норм о запрете принудительного труда
Введение 3
1. Принципы трудового права: понятие, классификация, содержание 4
2. Понятие принудительного труда и запрета его применения 12
3. Проблемы законодательной несогласованности норм о запрете принудительного труда 17
4. Ответственность за нарушения норм о запрете принудительного труда 22
Заключение 24
Список литературы 25
Необходимо знать, что принцип участия работников в управлении организацией может реализоваться в отдельных статьях, связанных с социальным партнерством, принятием решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа.
Трудовой кодекс защищает право работников на участие в управлении организацией и основные формы такого участия.
Такой принцип, как сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных сними отношений, подчеркивает и одно из характерных особенностей метода трудового права как отрасли права.
На государственном уровне законодатель закрепляет минимальный уровень стандартов в сфере трудового права. Существует определенный уровень гарантий их реализации.
На договорном уровне (он может быть как коллективно-договорный, так и индивидуально-договорный) стороны устанавливают более высокий уровень социальных гарантий. Так, коллективные договоры и соглашения конкретизируют законодательные нормы, повышают уровень гарантий трудовых прав, могут восполнять пробелы в праве. Индивидуально-договорное регулирование трудовых отношений носит вспомогательный характер.
В современных условиях важное место отводится принципу социального партнерства, включающему право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В настоящее время социальное партнерство затрагивает все отношения, входящие в предмет трудового права как отрасли права. Социальное партнерство основывается на принципе трипартизма, т. е. трехсторонности. Стороны социального партнерства свободны в выборе вопросов для обсуждения и принятия согласованного решения. Существует принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Что касается порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им должностных обязанностей, то он предусмотрен ст. 184.
Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением - это следующий принцип трудового права. Данный принцип проявляется прежде всего в законодательном закреплении права работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, кроме того, право на судебную защиту трудовых прав.
Обеспечение прав работников осуществляется путем системы государственных органов надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и норм по охране труда. Кроме того, защиту трудовых прав работников осуществляют профсоюзы. И, наконец, предусмотрена самозащита работниками трудовых прав.
Комментируемая статья предусматривает такой принцип, как обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работники, состоящие в трудовых отношениях, обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, которые были добровольно ими приняты путем заключения трудового договора.
Работник должен бережно относиться к имуществу организации, выполнять установленные нормы труда.
Работодатель вправе требовать от работников надлежащего исполнения указанных выше обязанностей. В случае неисполнения работником своих обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной или материальной ответственности.
Работодатель имеет право отстранять от должности работника в установленном порядке.
2. Понятие
принудительного труда и
Для этого обратимся к международным нормам, которые в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы нашего государства, прежде всего к Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде 1930 г. и Конвенции МОТ № 105 об упразднении принудительного труда 1957 г. Согласно Конвенции № 29 термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. При этом он не включает в себя:
— всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера;
— всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей;
— всякую работу или службу по приговору суда при условии, что она будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет передано в распоряжение частных лиц или компаний;
— работу или службу в условиях чрезвычайных обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;
— мелкие работы общинного характера при условии, что население или его представители имеют право высказывать свое мнение относительно целесообразности этих работ.
Конвенция обязывает каждого члена МОТ, ратифицировавшего ее, упразднить применение принудительного или обязательного труда в возможно кратчайший срок. В переходный период применение принудительного труда допускается в порядке исключения и только при соблюдении условий, содержащихся в Конвенции. Особо подчеркивается недопущение принудительного труда в пользу частных лиц или компаний.
Если Конвенция № 29 призвана обеспечить свободу труда применительно к трудовым отношениям, то Конвенция № 105, по мнению С. А. Иванова, выходит за рамки трудовых отношений и имеет общедемократический характер; в этой Конвенции понятие принудительного труда более объемно и конкретно. Согласно ст. 1 Конвенции № 105 государства, ее ратифицировавшие, обязуются упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме в качестве:
— средства политического воздействия, воспитания, в качестве меры наказания за наличие или выражение взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
— метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
— средства поддержания трудовой дисциплины;
— средства наказания за участие в забастовках;
— меры дискриминации по признакам расовой, социальной или национальной принадлежности.
Таким образом, Конвенция № 105 в отличие от Конвенции № 29 устанавливает абсолютный запрет принудительного труда.
Статья 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., говоря о запрещении принудительного труда, практически повторяет положения Конвенции № 29, как и ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятая в Женеве 19 июня 1998 г., обязала государства-члены МОТ претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, среди которых упразднение всех форм принудительного или обязательного труда. С точки зрения определения понятия принудительного труда и форм его проявления представляет определенный интерес Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, принятая в Минске 26 мая 1995 г. В п. 3 ст. 4 этой Конвенции в перечне работ, не рассматривающихся как принудительный труд, мы встречаем работу, отсутствующую в перечисленных выше международных договорах, а именно: выполнение обязанностей родителями по созданию необходимых условий для ребенка и совершеннолетними детьми по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей.
В советском, а затем и в российском законодательстве упоминаний о запрете принудительного труда не содержалось вплоть до 1991 г. До этого времени в основу общественного устройства был положен принцип всеобщности труда. Конституция СССР 1936 г., содержала норму о всеобщей обязанности трудиться, формулируя ее в ст. 12 следующим образом: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: “Кто не работает, тот не ест”. В СССР осуществляется принцип социализма: “От каждого по его способности, каждому — по его труду”». Несмотря на то, что Конвенция № 29 была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР еще в 1956 г., это не отразилось на действующем советском законодательстве, что дало основания МОТ говорить о существовании в СССР принудительного труда. Отвергая указанные обвинения, исследователи и ученые кроме политических доводов (при социализме уничтожена экономическая основа для эксплуатации человека человеком, а следовательно, не может быть и речи о принудительном труде) приводили и юридическую аргументацию: привлечение к труду в соответствии с основным законом государства — Конституцией не противоречит принципам, изложенным в Конвенции № 29, поскольку является осуществлением важнейшей гражданской обязанности, что в соответствии со ст. 2 указанной Конвенции не является принудительным трудом.
Впервые норма о запрете принудительного труда появилась в Законе РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РСФСР» и прозвучала в ст. 1 в следующей формулировке: «Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством». Обращает на себя внимание то обстоятельство, что закон все-таки не исключил полностью применение принудительного труда, а оставил законодателю возможность определить случаи его допущения. На момент принятия данного Закона ни Конституция РСФСР, ни трудовое законодательство не содержали подобного запрета, а следовательно, несмотря на оговорку, появление нормы о запрещении принуждения к труду явилось огромным шагом вперед на пути приближения к международным стандартам в сфере труда.
Принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина была более категорична в рассматриваемом вопросе и в п. 4 ст. 23 запретила принудительный труд без каких-либо исключений:
«(1) Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.
(2) Каждый имеет
право на условия труда, отвечающие
требованиям безопасности и
(3) Каждый имеет
право на защиту от
(4) Принудительный труд запрещен».
После принятия Декларации запрет принудительного труда был закреплен сначала в ст. 53 действовавшей Конституции Российской Федерации в результате изменений, внесенных Законом РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708-I, а затем и в ст. 37 новой Конституции РФ 1993 г.
В трудовое законодательство норма о запрете принудительного труда была внесена Законом РФ от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», которым ст. 2 Кодекса была изложена в новой редакции в части, практически дословно повторяющей ст. 53 Конституции Российской Федерации — России 1978 г. Указанным же Законом из КЗоТа был исключен такой вид взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на срок до трех месяцев, что было следствием введения запрета принудительного труда
Действующий Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), вступивший в силу 1 февраля 2002 г., в ст. 2 провозгласил запрещение принудительного труда в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Кроме того, данному принципу посвящена ст. 4, в которой законодатель впервые дает понятие принудительного труда и перечисляет формы его проявления. Согласно указанной норме принудительным трудом является выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
3. Проблемы
законодательной
При прочтении статьи 4 ТК РФ обращают на себя внимание два обстоятельства. С одной стороны, усеченность формулировки самого понятия «принудительный труд» по сравнению с определением, данным в Конвенции № 29. Как уже отмечалось, Конвенция дает определение принудительного или обязательного труда через два взаимосвязанных элемента: 1) работа под угрозой какого-либо наказания и 2) для которой лицо не предложило добровольно своих услуг. В определении, данном в ч. 2 ст. 4 ТК РФ, принудительный труд определяется только через первый признак, вторая составляющая отсутствует.
С другой стороны, Кодекс вышел за рамки, обозначенные международными нормами, и расширил перечень форм проявления принудительного труда, включив в это понятие нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в полном размере, а также требование работодателем от работника исполнения трудовых обязанностей, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.[18] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», принятый в первом чтении Государственной Думой в июне 2003 г., призван еще более расширить такой перечень, изложив ч. 3 ст. 4 ТК РФ в следующей редакции: «К принудительному труду также относится выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) в случаях, когда работник в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами имеет право отказаться от выполнения работы, в частности:
— при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплате ее не в полном размере;
— при возникновении непосредственной угрозы для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, в том числе при необеспечении в соответствии с установленными нормами средствами коллективной или индивидуальной защиты».
По мнению экспертов МОТ, проводивших исследование феномена принудительного труда в современной России, такое расширительное толкование понятия принудительного труда неэффективно по двум причинам. Во-первых, оба указанных случая по своей природе отличны от понятия принудительного труда, и соответствующие права работников должны получать защиту через другие правовые механизмы (охраны заработной платы и охраны труда). В противном случае меры по упразднению принудительного труда будут в основном направлены на вопросы охраны заработной платы, безопасности и гигиены труда, т. е. смысл этой нормы как правового обеспечения запрета принудительного труда будет «размываться». Во-вторых, включение данных случаев в понятие принудительного труда приводит к противоречию с международными нормами, регулирующими данный вопрос.
Информация о работе Принципы трудового права: понятие, классификация, содержание