Принципы трудового права: понятие, классификация, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Сформулируем цели работы:
- определить принципы трудового права
-дать определение понятию принудительного труда и запрета его применения
-проанализировать проблемы законодательного закрепления принципа запрета труда в российском законодательстве
-изучить ответственность за нарушение норм о запрете принудительного труда

Содержание работы

Введение 3

1. Принципы трудового права: понятие, классификация, содержание 4

2. Понятие принудительного труда и запрета его применения 12

3. Проблемы законодательной несогласованности норм о запрете принудительного труда 17

4. Ответственность за нарушения норм о запрете принудительного труда 22

Заключение 24

Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Трудовое правоh∆˚¬.docx

— 78.76 Кб (Скачать файл)

Кроме того, законодатель, закрепляя норму о том, что право работника на своевременную выплату заработной платы подлежит защите через механизм запрещения принудительного труда, в специальных нормах, посвященных указанному праву, видимо, позабыл о провозглашенных им в части I Кодекса принципах. Сделать такой вывод позволяет анализ ст. 142 ТК РФ. Согласно содержащемуся в этой статье правилу в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Учитывая, что задержка выплаты заработной платы на срок менее 15 дней не влечет права работника приостановить работу, а ст. 4 ТК РФ не определяет срок невыплаты, по истечении которого труд является принудительным, резонно предположить, что в течение этих 15 дней законодатель допускает существование принудительного труда, что противоречит Конституции РФ. И еще одно обстоятельство. Если законодатель относит нарушение сроков выплаты заработной платы к принудительному труду, какой смысл предварять оставление работы письменным уведомлением работодателя? Если следовать далее логике законодателя, то оставление работы без предупреждения является дисциплинарным проступком и влечет за собой ответственность работника. Получается, что при отсутствии предупреждения работодателя труд работника не является принудительным.

Вызывает некоторое недоумение существование перечня исключений из указанного правила. Если некоторые из них (например, запрет приостановки работы в период введения военного или чрезвычайного положения) вполне укладываются в перечень случаев, содержащийся в ч. 4 ст. 4 ТК РФ, когда труд не может считаться принудительным, то другие (как, например, существующий запрет государственным служащим использовать такой способ самозащиты трудовых прав) при анализе в совокупности со ст. 4 ТК РФ вполне можно отнести к случаям законодательного допущения принудительного труда, что противоречит Конституции РФ и международным нормам. Учитывая, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу и прямое действие, а также то, что в случае противоречия закона и правил международного договора применяются международно-правовые нормы, исходя из действующего определения понятия принудительного труда, за государственными служащими следует признать право на приостановление работы.

Таким образом, становится очевидным противоречие между ст. 4 и ст. 142 ТК РФ, которое можно устранить двояким путем. Законодатель может отстоять свою точку зрения на расширение форм проявления принудительного труда, предоставив работнику право приостановить работу на следующий день после задержки выплаты заработной платы. В таком случае, признавая труд в случае задержки выплаты заработной платы принудительным, следует предоставить работнику право приостановить работу без предварительного письменного уведомления работодателя. По сути, это уведомление сообщает работодателю о том, что он нарушает Конституцию РФ и ТК РФ. Кроме того, проанализировав перечень исключений, содержащихся в ч. 2 ст. 142 ТК РФ, когда приостановка работы не допускается, на предмет соответствия ст. 4 ТК РФ и Конвенции № 29, следует исключить из него государственных служащих, а также работников правоохранительных органов, аварийно-спасательных, поисково-спасательных служб, работников организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, работа которых непосредственно не связана с оказанием помощи или защитой населения, и приостановка ими работы не ставит под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения.

Второй путь — отказаться от расширительного толкования понятия принудительного труда и исключить ч. 3 из ст. 4 ТК РФ. Кроме аргументов, приведенных выше, в пользу второго варианта говорит и то обстоятельство, что в ст. 2 ТК РФ среди основных принципов регулирования трудовых отношений принципы защиты заработной платы и прав работника на справедливые и безопасные условия труда выделены в качестве самостоятельных, отдельных от принципа запрещения принудительного труда, что вполне соответствует нормам международного права.

Второй путь решения проблемы является более предпочтительным по следующим причинам. Во-первых, нормы национального законодательства, содержащие понятие принудительного труда, вплотную приблизятся к тому, чтобы соответствовать определению, данному в упомянутых международных конвенциях. Во-вторых, исключив работу в условиях невыплаты заработной платы из перечня видов принудительного труда и устранив тем самым противоречие между ст. 4 и ст. 142 ТК РФ, законодатель сможет в полном соответствии с Конституцией РФ и международными нормами сохранить в ТК РФ и установленный порядок приостановления работы в случае невыплаты заработной платы, и перечень исключений, когда такое приостановление работы не допускается. Непредоставление такого права, например, государственным служащим, вполне согласуется с иными ограничениями трудовых прав, установленными для них законодательством, что обусловлено самим понятием государственной службы как способа обеспечения функционирования государства.

При этом исключение из определения принудительного труда таких форм его проявления, как работа в условиях невыплаты или неполной выплаты заработной платы и работа в условиях, когда работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника, ни в коей мере не ослабит юридическую защиту трудовых прав работника. Существующие международные нормы? а также нормы ТК РФ, регламентирующие механизм защиты указанных прав работника (например, как уже указывалось, ст. 142 и 220 ТК РФ) позволяют безболезненно отказаться от дополнительных мер.

 

 

4. Ответственность  за нарушения норм о запрете  принудительного труда

При рассмотрении вопроса о запрещении принудительного труда немаловажной представляется и проблема ответственности за нарушение этого запрета. Как следует из анализа действующего законодательства, привлечение к ответственности за принуждение к труду возможно только в рамках общих норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства. Статья 419 ТК РФ, определяющая виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как и подавляющее большинство подобных статей, отсылает к другим статьям ТК РФ, касающимся вопросов дисциплинарной ответственности, а также к нормам гражданского, административного и уголовного законодательства Как уже упоминалось, отдельные нормы, предусматривающие ответственность за ограничение свободы труда, за незаконное привлечение к труду или за принуждение к труду, в действующем законодательстве отсутствуют, что само по себе является упущением законодателя. Примером специальных норм могли бы служить ст. 43 и 45 Закона о занятости в первоначальной редакции, устанавливавшие административную ответственность для лиц, виновных в незаконном привлечении или принуждении к труду. В действующей редакции Закона о занятости аналогичные нормы отсутствуют. Согласно ст. 39 ответственность за нарушение закона наступает в соответствии с действующим законодательством.

УК РФ вообще не содержит нормы, на основании которой лицо можно было бы привлечь к ответственности за нарушение принципа свободы труда или запрета принудительного труда.

Обратимся к нормам административного законодательства. КоАП РФ содержит единственную статью, которая может быть применена в случае нарушения принципа свободы труда, а именно ст. 5.27, устанавливающую ответственность для должностных лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда в виде штрафа и дисквалификации. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что субъектом данного правонарушения является должностное лицо, а не любое лицо, использующее труд других. Однако ТК РФ регулирует отношения не только между работниками и работодателями — юридическими лицами, должностные лица которых могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение законодательства о труде, но и между работниками и работодателями — физическими лицами. Таким образом, остаются безнаказанными за нарушение законодательства о труде (в частности, за незаконное принуждение к труду) лица, не являющиеся должностными в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, но использующие труд других лиц. Исходя их общих принципов регулирования трудовых отношений и абсолютного запрета принудительного труда, следует установить ответственность за нарушение трудового законодательства всех лиц, использующих труд других, включая работодателей — физических лиц, использующих труд работников в личном домашнем хозяйстве. Кроме того, в законодательстве необходимо установить особую административную ответственность за незаконное привлечение или принуждение к труду. При установлении такой ответственности следует принять во внимание, что должностные лица и индивидуальные предприниматели должны подвергаться более строгому наказанию за нарушение принципа свободы труда, чем граждане, использующие труд других в быту, поскольку такие нарушения в предпринимательской сфере, скорее всего, касаются прав более чем одного лица, а также носят систематический характер.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен Конституцией РФ (ст. 37).

Свобода труда проявляется в предоставлении возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду. Человек может трудиться в избранной им сфере или отказаться от участия в труде. Гражданин может свободно выбрать вид трудовой деятельности.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права – принципе свободы трудового договора. Работник обладает свободой расторжения трудового договора. Свобода труда связана с признанием права на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается.

Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительного труда. Положения ст. 4 ТК РФ основаны на нормах международного трудового права. К принудительному труду отнесены, во-первых труд при нарушении сроков выплаты заработной платы, во-вторых, исполнение трудовых обязанностей, если работник не обеспечен средствами защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду, под которым понимается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для, которого это лицо не предложило добровольно своих услуг.

В ТК присутствует система гарантий, защищающих работника от принуждения к труду. Работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную ТК РФ, что исключает применение обязательного труда в целях поддержания трудовой дисциплины.

 

 

Список литературы

 

1.Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде 1930 г.— в силу 1 мая 1932 г., ратифицирована Президиумом ВС СССР 23 июня 1956

2.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа 2004 г.)

4.Залесский Б. Б., Чиканова Л. А. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - М. - 2007. – 658с.

5.Лушникова М. В. К вопросу принудительном труде в трудовом праве. – 2005. – 406с.

6.Новак. Д. Соотношение международного и российского законодательства о запрете принудительного труда// Хозяйство и право. - 2002. - № 10. – с.34-37

7.Трудовое право России: Учебник / Под ред.: Гусова К. Н., Толкуновой В. Н. - М. – 2007. – 564с.

8.Трудовое право России: Учебник для вузов / Под ред.: Молодцов М. В., Головина С. Ю. - М. – 2008. – 654.

9.Трудовое право. Курс лекций / Под ред. С. Б. Цветкова. – 2-е изд., - М. – 2005. – 630с

10.Трудовое право: Учебник для вузов /Под ред.: Гапоненко В. Ф., Михайлова Ф. Н. - М. – 2006. – 540с.

11.Трудовое процедурно-процессуальное право / Под ред. Скобелкина В. Н., Передерни С. В. – Воронеж. - 2007. – 632с.

12.Иванов С. А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. - 2004. - № 8–9. С. 70–71.

13.Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми / авт. колл.: В. Анишина, Д. Полетаев, Е. Тюрюканова, С. Шамков. - М. - 2004. – 540с

 


 



Информация о работе Принципы трудового права: понятие, классификация, содержание