Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 16:00, контрольная работа
Описание работы
Целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов и практических аспектов правового регулирования отпусков в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, в данной работе решаются следующие задачи: 1.исследовать развитие законодательства об отпусках в России; 2.изучить состояние современного законодательства о времени отдыха; Объектом исследования в данной работе является правовое регулирование отпусков в Российской Федерации.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………...3 1. История развития законодательства о времени отдыха в России……………..6 2. Современное состояние законодательства о времени отдыха в России……..18 Заключение………………………………………………………………………….23 Список использованной литературы……………………………………………...27
1. История развития законодательства
о времени отдыха в России……………..6
2. Современное состояние законодательства
о времени отдыха в России……..18
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………...27
ВВЕДЕНИЕ
Трудовое право как система
юридических норм, регулирующих общественно-трудовые
отношения, состоит из множества нормативных
актов: законов, указов, постановлений
Правительства, различных ведомственных
актов, а так же локальных нормативных
актов, принятых в конкретных ситуациях.
Ведущее место в системе источников трудового
права занимает закон.
В настоящее время важнейшим
источником трудового права является
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Он представляет собой кардинально новый
законодательный акт, регулирующий трудовые
и иные непосредственно связанные с ними
отношения в целях установления государственных
гарантий трудовых прав и свобод граждан,
создания благоприятных условий труда,
защиты прав и интересов работников и
работодателей. Он содержит множество
норм и положений, разработанных с учетом
общепризнанных принципов и норм международного
права, действующей Конституции РФ и Федерального
законодательства. Настоящий Кодекс, вступивший
в силу 1 февраля 2002 года, уже претерпел
значительные изменения и дополнения.
Трудовое законодательство,
помимо ТК РФ, содержит и другие законы,
относящиеся к отдельным институтам, например
Закон РФ «О коллективных договорах и
соглашениях» от 11 марта 1992 года или Закон
РФ «О занятости населения в Российской
Федерации» от 30 апреля 1991 года. Оно, также,
может состоять из Указов Президента России,
касающихся сферы применения труда.
Трудовое законодательство
также регулируется и подзаконными актами
(указами, постановлениями, инструкциями
и др.). Для большинства работающих людей
в трудовом праве наиболее важны вопросы,
связанные с заработной платой и, конечно,
отпуском.
В науке трудового права институт
времени отдыха занимает значительное
место, так как он связан с институтом
рабочего времени, а так же время отдыха
как правовая категория входит в состав
трудового правоотношения и соответственного
трудового договора.
В соответствии с Трудовым Кодексом
Российской Федерации, отпуск – это свободное
от работы время в течение установленного
законом количества дней. В трудовом законодательстве
различаются следующие виды отпусков:
ежегодные трудовые (основные и дополнительные),
льготные (дополнительные отпуска женщинам,
имеющим детей, участникам Великой Отечественной
войны), специальные (учебные, по временной
нетрудоспособности, беременности и родам,
по семейным обстоятельствам и др.)1.
Задача правового регулирования
времени отдыха и в частности отпусков,
заключается в обеспечении реализации
конституционных гарантий, их конкретизации,
создания условий для надежного использования
работниками полагающегося им отпуска.
В регламентации отпусков важная
роль принадлежит коллективным договорам,
иным локальным нормативным правовым
актам организаций. Акты коллективно-договорного
регулирования могут предусматривать
различные льготы для работников, касающиеся
предоставления и использования отпусков.
В коллективном договоре могут
быть предусмотрены и другие виды отпусков,
например, поощрительные за выполнение
государственных и общественных обязанностей,
за участие в работе добровольных народных
дружин по охране общественного порядка.
Актуальность темы определяется
необходимостью изучения регулирования
отпусков в правоприменительной деятельности,
широкой практической значимостью и потребностью
в специальном исследовании трудового
законодательства РФ в сфере права граждан
на отдых, распространенностью трудовых
отношений, изменением Российского законодательства
и необходимостью его дальнейшего совершенствования
и наличием пробелов в правовом регулировании
ежегодных отпусков. Проблеме правового
регулирования времени отдыха посвящено
немало научных работ и монографий, как
в нашей стране, так и за рубежом.
Целью данной работы является
рассмотрение теоретических вопросов
и практических аспектов правового регулирования
отпусков в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели,
в данной работе решаются следующие задачи:
1.исследовать развитие законодательства
об отпусках в России;
2.изучить состояние современного
законодательства о времени отдыха;
Объектом исследования в данной
работе является правовое регулирование
отпусков в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает
система отпусков в современном законодательстве.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА В РОССИИ
Одним из видов времени отдыха
являются отпуска, которые предоставляются
для отдыха за труд в течение определенного
времени. В законодательстве они называются
ежегодными. Существует 2 вида отпусков:
основной и дополнительный.
При предоставлении ежегодного
основного отпуска всем работникам сохранялось
место работы и средний заработок. Всем
лицам, работающим по трудовому договору
в организациях любых форм собственности,
независимо от срока трудового договора,
степени занятости (полное или неполное
рабочее время), занимаемой должности,
формы оплаты труда предоставлялись ежегодные
оплачиваемые отпуска.
Правом на ежегодный оплачиваемый
отпуск пользуются на общих основаниях
совместители по совмещаемой работе, а
так же внештатные работники, работающие
по трудовому договору, и в связи с этим
подлежащие государственному социальному
страхованию, а так же домашние работники.
Ежегодный оплачиваемый отпуск
предоставлялся работникам продолжительностью
не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную
рабочую неделю. Лица, отбывающие уголовное
наказание в виде исправительных работ,
имели право на основной отпуск продолжительностью
18 рабочих дней по согласованию с уголовно-исполнительной
инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные
законодательством о труде, предоставлялось
им на общих основаниях (п. 6 ст. 40 «Условия
отбывания исправительных работ» Уголовно-исправительного
кодекса РФ Уголовно-исполнительный кодекс
РФ (УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ).
Для некоторых категорий работников
были установлены удлиненные основные
отпуска:
для несовершеннолетних – не
менее 31 календарного дня;
для работников научно-исследовательских
и культурно-просветительских учреждений
– 36 или 48 рабочих дней;
для учителей, преподавателей
и руководящих работников общеобразовательных
учреждений, образовательных учреждений
начального профессионального образования,
учебных подразделений учреждений здравоохранения;
для профессорско-преподавательского
состава и руководителей образовательных
учреждений среднего и высшего профессионального
образования, для руководителей и педагогических
работников специальных дошкольных образовательных
учреждений, в которых воспитывались дети
с отклонением в развитии, дошкольных
образовательных учреждений санаторного
типа – 56 календарных дней;
для руководящих и педагогических
работников дошкольных образовательных
учреждений общего назначения и дошкольных
групп школ, детских садов, образовательных
(внешкольных) учреждений дополнительного
образования, учебных, учебно-методических,
методических кабинетов, для педагогов-организаторов,
социальных педагогов, воспитателей, педагогов
дополнительного образования, методистов,
мастеров производственного обучения
(если они не имели права на отпуск продолжительностью
56 календарных дней) – 42 календарных дня;
для работников организаций
здравоохранения, осуществляющих диагностику
и лечение ВИЧ – инфицированных, а так
же лиц, работа которых была связана с
материалами, содержащими вирус иммунодефицита
человека, - 36 дней;
для государственных служащих
– не менее 30 календарных дней;
для прокурорских работников
– 30 календарных дней,
для прокурорских работников,
работающих в районах Крайнего Севера
– 54 календарных дня, в приравненных к
ним местностях – 46 календарных дней,
для работающих в других местностях
с тяжелыми и неблагоприятными климатическими
условиями – 45 календарных дней;
для судей – 30 рабочих дней,
а для работающих в местностях с тяжелым
и неблагоприятными климатическими условиями
– 45 рабочих дней;
инвалидам – не менее 30 календарных
дней2.
Для всех женщин, работающих
в сельской местности, продолжительность
ежегодного основного отпуска была установлена
не менее 28 календарных дней, если они
не имели права на отпуск большей продолжительности
по иным основаниям.
На отпуск, исчисленный в календарных
днях, должно было приходиться не менее
24 рабочих дней. При этом нерабочие праздничные
дни в число календарных дней отпуска
не включались и не оплачивались.
Ежегодные дополнительные отпуска
предоставлялись работникам:
за работу с вредными условиями
труда в соответствии со специальным списком
таких работ – от 6 до 36 рабочих дней;
за длительный стаж работы на
одном предприятии в некоторых отраслях
народного хозяйства – от 3 до 9 дней, а
государственным служащим и прокурорским
работникам сверх основного удлиненного
отпуска – 5, 10 и 15 календарных (судьям
– рабочих) дней в зависимости от срока
службы;
за ненормированный рабочий
день – до 12 рабочих дней;
за работу в районах Крайнего
Севера и в приравненных к ним местностях
(сверх основного 24-дневного отпуска) –
соответственно и 14 рабочих дней; за работу
в северных районах (не относящихся к вышеупомянутым),
где был установлен районный коэффициент
и процентная надбавка к заработной плате,
- 7 рабочих дней. Гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, предоставлялись
дополнительные отпуска продолжительностью
21 и 14 календарных дней (в зависимости
от местности) сверх всех других отпусков,
в том числе удлиненных.
Пункт 5 статьи 68 КЗоТ предусматривала,
что дополнительные отпуска могут предоставляться
и в других случаях, установленных законодательством,
коллективными договорами иными локальными
нормативными актами.
Педагогические работники образовательного
учреждения не реже чем через каждые 10
лет непрерывной преподавательской работы
имеют право на длительный отпуск сроком
до одного года, порядок и условия, предоставления
которого определяются учредителем и
(или) уставом данного образовательного
учреждения .
В коллективных договорах могла
быть увеличена продолжительность дополнительных
отпусков и изменен порядок их предоставления
по сравнению с действующим законодательством.
После увеличения основного
отпуска до 24 рабочих дней возникла проблема
суммирования дополнительных отпусков
с основными. Это объяснялось тем, что
дополнительные отпуска суммировались,
как правило, с расчетным (базовым) основным
отпуском в 12 рабочих дней, так как именно
таким был основной отпуск, когда вводилось
большинство дополнительных отпусков.
1 января 1968 года минимальная продолжительность
отпуска была увеличена до 15 рабочих дней.
Законом РФ «О повышении социальных
гарантий для трудящихся» от 19 апреля
1991 года минимальная продолжительность
ежегодного отпуска была увеличена до
24 рабочих дней.
Специальными правилами регулировались
продолжительность и порядок суммирования
основных и дополнительных отпусков для
работников промышленно-производственного
персонала угольной сланцевой, горнорудной
промышленности и отдельных базовых отраслей.
Минимальная продолжительность ежегодного
основного отпуска для этих работников
в зависимости от условий труда – 21, 24
и 28 календарных дней.
Для них были отменены дополнительные
отпуска за работу с ненормированным рабочим
днем и за непрерывный стаж работы на одном
предприятии (отрасли).
Вместо существующего дополнительного
отпуска за работу с вредными условиями
труда были введены два вида дополнительных
отпусков – за работу в подземных условиях,
в разрезах и карьерах (24, 21, 14, 7, 4 календарных
дня – в зависимости от занимаемой должности
или выполняемой работы) и за работу с
вредными условиями труда (до 14, 12, 10, 7 календарных
дней).
Отпуск за первый год работы
предоставлялся работнику по истечении
одиннадцати месяцев непрерывной работы
на данном предприятии, в учреждении, организации.
За дальнейшие года работы отпуск мог
предоставляться в любое время рабочего
года в соответствии с очередностью предоставления
отпусков. Некоторым категориям работников
отпуск предоставлялся по их просьбе до
истечения одиннадцати месяцев работы.
Право на это имели:женщинам - перед отпуском
по беременности и родам или непосредственно
после него; работникам, усыновившим ребенка
в возрасте до трех месяцев; мужчинам -
при рождении в семье ребенка; работникам
моложе восемнадцати лет; военнослужащим,
уволенным в запас и направленным на работу
в порядке организованного набора, - по
истечении трех месяцев работы; в других
случаях, предусмотренных законодательством.