Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Трудовое право".
Коллективным договором и социально-партнерским соглашением может быть предусмотрена более широкая компетенция деятельности профсоюзного органа в управлении организацией или в вопросах труда и быта, чем указано в законодательстве. Профсоюзам их деятельность в организации обеспечивается администрацией работодателя. [9; с 223]
Выборному органу профсоюзов передаются в бесплатное пользование здания, помещения, сооружения, сады и парки для культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников данной организации, в том числе и арендованные организацией. Их содержание и ремонт производятся за счет организации.
Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов, начиная с профсоюзного органа организации, участвующего и создании локальных норм трудового законодательства, и в первую очередь по коллективному договору, и до высших федеральных профсоюзных органов по социально-партнерским соглашением. Таким образом, профсоюзы являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда.
14Понятие
социального партнерства
Социальное партнерство — сложное общественное
явление, понимание которого в разных
аспектах (общественно-политиче¬ском,
экономическом, правовом' и др.) приводит
к формулирова¬нию его различных понятий.
Социальное партнерство в сфере труда
— система взаимоотно¬шений между работниками
(представителями работников), работо¬дателями
(представителями работодателей), органами
государст¬венной власти, органами местного
самоуправления, направленная на обеспечение
согласования интересов работников и
работодателей по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных непосредствен¬но
связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК
РФ).
Субъектами социального партнерства в
сфере труда выступают:
1) работники;
2) работодатели;
3) представители работников;
4) представители работодателей;
5) органы государственной (исполнительной)
власти;
6) органы местного самоуправления.
Формами социального партнерства являются:
,, коллективные переговоры по подготовке
проектов коллектив¬ных договоров, соглашений
и их заключению;
взаимные консультации (переговоры) по
вопросам регулирова¬ния трудовых отношений
и иных непосредственно связанных с ними
отношений, обеспечения гарантий трудовых
прав работника и совершенствования трудового
законодательства и иных норма¬тивных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права;
участие работников, их представителей
в управлении органи¬зацией;
участие представителей работников и
работодателей в досудеб¬ном разрешении
трудовых споров.
Кроме того, на практике социальное партнерство
осуществля¬ется и в других формах, определяемых
его сторонами и их пред¬ставителями.
Формами выражения социального партнерства
и его резуль¬татом являются коллективные
договоры и соглашения.
Социальное партнерство
как система взаимоотношений его сторон
и участников состоит из взаимосвязанных
определенным образом элементов. Состав
элементов и их взаимосвязи определя¬ют
структуру системы.
Статья 26 ТК РФ характеризует систему
социального партнерства, разделяя ее
по уровням: федеральный, межрегиональный,
региональ¬ный, отраслевой, территориальный,
локальный. В зависимости от уровня определяется
содержание социально-правовых актов:
на федеральном уровне устанавливаются
основы регулирова¬ния отношений в сфере
труда в Российской Федерации;
на межрегиональном уровне устанавливаются
основы регули¬рования отношений в сфере
труда в двух и более субъектах РФ;
на региональном уровне устанавливаются
основы регулирова¬ния отношений в сфере
труда в субъекте РФ;
на отраслевом уровне устанавливаются
основы регулирования отношений в сфере
труда в отрасти (отраслях);
на территориальном уровне устанавливаются
основы регулиро¬вания отношений в сфере
труда в муниципальном образовании;
на локальном уровне устанавливаются
обязательства работни¬ков и работодателей
в сфере труда.
Органами социального
партнерства признаны и являются, в первую
очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (см. ст. 35 ТК РФ). Они созданы
для ведения коллек-тивных переговоров,
подготовки проектов коллективных догово¬ров
и соглашений, контроля за их исполнением.
В этом их ос¬новная задача.
Комиссии создаются по решению сторон
на равноправной ос¬нове на всех уровнях
социального партнерства из наделенных
не обходимыми полномочиями представителей
сторон — работников
и работодателей.
Членами комиссий являются конкретные
лица, выделенные каждой из сторон социального
партнерства. Выделение и уполно¬мочие
представителей должно быть надлежаще
оформлено — при-казом (распоряжением)
работодателя, объединения работодателей,
решением профсоюзного органа, решением
собрания (конферен¬ции) работников в
случаях, когда их представляет не профсоюз,
а
иной представитель.
Органы социального партнерства (как и
само социальное партнерство) подразделяются
по уровням: в организации (локаль¬ный
уровень), на уровне территории, региона,
отрасли (отраслей), общероссийском уровне.
Создание федеральных округов привело
к появлению межрегионального уровня
социального партнерства.
Комиссии не находятся в отношениях соподчинения.
Каждая из них решает свои задачи на своем
уровне. От уровня органа со¬циального
партнерства в значительной степени зависит
его со¬став. На общероссийском, региональном,
территориальном уров¬нях создаются трехсторонние
комиссии из представителей сторон и соответствующего
государственного или муниципального
орга¬на. На отраслевом (межотраслевом)
уровне при необходимости также создаются
трехсторонние комиссии из представителей
сто¬рон и государственного (муниципального)
органа либо двусторон¬ние комиссии только
из представителей сторон.
На федеральном уровне создана постоянно
действующая Рос¬сийская трехсторонняя
комиссия по регулированию социально-тру¬довых
отношений (РТК), деятельность которой
осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 1 мая 1999 г.1 РТК создана для
обеспечения регулирования социально-трудовых
отношений, ведения коллективных переговоров
и подготовки проекта Гене-рального соглашения.
В нее входят представители федеральных
ор¬ганов государственной власти (Правительства
РФ), общероссий¬ских объединений профсоюзов,
общероссийских объединений ра-ботодателей,
которые составляют соответствующие стороны
РТК. Координатор Российской трехсторонней
комиссии по регулирова¬нию социально-трудовых
отношений назначается Указом Прези¬дента
РФ.
Помимо основных задач, состоящих в переговорах
и заключе¬нии Генерального соглашения,
РТК рассматривает и другие вопро¬сы,
среди которых важное место занимают направления
социаль¬но-экономического развития сторон,
обсуждение проектов феде¬ральных законов
и иных федеральных нормативных правовых
актов в сфере труда и социальных отношений.
Ряд вопросов, которые должны решаться
Правительством РФ с учетом мнения РТК,
прямо указан в ТК РФ (см. ст. 139, 147, 153, 253,
265, 268, 282).
Постоянно действующие комиссии созданы
в регионах, а так¬же практически на всех
территориях. Деятельность комиссий в
субъектах РФ осуществляется в соответствии
с законами этих субъектов; территориальных
комиссий — в соответствии с закона¬ми
этих субъектов РФ, положениями об этих
комиссиях, утвер¬ждаемыми представительными
органами местного самоуправле¬ния. Какими
актами должна регламентироваться деятельность
ко¬миссий на иных уровнях, ТК РФ не указывает.
Положения об отраслевых (межотраслевых)
комиссиях на практике утверждаются по
соглашению представителей сторон в этих
комиссиях.
На локальном уровне из представителей
сторон создаются комис¬сии для ведения
.коллективных переговоров, подготовки
проекта кол¬лективного договора и его
заключения. В тех случаях, когда в орга¬низации
помимо коллективного договора, общего
для всех работни¬ков и работодателя,
заключаются еще и коллективные договоры
в филиале (филиалах), представительстве
(представительствах) и иных структурных
подразделениях организации, комиссии
для ведения коллективных переговоров
создаются в организации в целом и в тех
подразделениях, где заключается коллективный
договор. Срок дейст¬вия этих комиссий
определяется временем, необходимым для
подго-товки и заключения коллективного
договора. В ряде организаций коллективным
договором предусмотрено их постоянное
действие. При этом в задачи комиссии включается
обсуждение состояния и перспектив развития
организации, проектов локальных нормативных
актов и др. Положение о комиссии на локальном
уровне утвер¬ждается обычно также по
соглашению сторон.
Государство стремится повысить роль
органов социального партнерства и для
этого закрепляет за ними полномочия по
уча¬стию в решении основополагающих
задач социально-экономиче¬ского развития,
совершенствования регулирования трудовых
от¬ношений и непосредственно связанных
с ними отношений. В ТК РФ включена специальная
статья, посвященная участию органов социального
партнерства в формировании и реализации
государственной политики в сфере труда
(ст. 351). В целях со¬гласования интересов
работников (их представителей), работода¬телей
(их представителей) и государства по вопросам
регулиро¬вания социально-трудовых отношений
и связанных с ними эко-номических отношений
органы государственной власти и органы
местного самоуправления обязаны обеспечить
условия для уча¬стия соответствующих
комиссий по регулированию социаль-що-трудовых
отношений в разработке и (или) обсуждении
проек¬тов законодательных и иных нормативных
правовых актов, про¬грамм социально-экономического
развития, других актов орга¬нов государственной
власти и органов местного самоуправления
в сфере труда. Если такие комиссии на
соответствующем уровне социального партнерства
не образованы, упомянутое выше уча¬стие
должно быть обеспечено соответствующим
профсоюзом (объединением профсоюзов)
и объединением работодателей.
Порядок обеспечения условий для участия
органов социально¬го партнерства в указанной
деятельности устанавливается ТК РФ, другими
законами и иными нормативными правовыми
актами, соглашениями. В частности, в ТК
РФ (ч. 2 ст. 351) предусмотре¬но, что проекты
законодательных актов, нормативных правовых
и иных актов органов исполнительной власти
и органов местного самоуправления в сфере
труда, а также документы и материалы,
необходимые для их обсуждения, направляются
в соответствую¬щие комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений (соответствующим
профсоюзам, объединениям профсоюзов
и объединениям работодателей) органами,
принимающими эти
акты.
Следует участь, что в соответствии с актами,
регламентирую¬щими создание и деятельность
комиссий по регулированию соци¬ально-трудовых
отношений (законами, положениями), эти
комис¬сии рассматривают проекты не только
актов исполнительной вла¬сти, но и законодательных
органов.
Решения соответствующих комиссий или
мнения их сторон (заключения соответствующих
профсоюзов, объединений проф¬союзов
и объединений работодателей) по направленным
им про¬ектам актов подлежат обязательному
рассмотрению органами, принимающими
эти акты.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Трудовое право"