Социальное партнерство в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать социальное партнерство в сфере трудового законодательства, рассмотреть формы социального партнерства.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие «социальное партнерство» в трудовом праве
2) рассмотреть основные принципы социального партнерства;
3) выявить значение социального партнерства в сфере труда;

Содержание работы

1. Общие положения о социальном партнерстве в сфере труда. 5
1.1 Правовые основы в сфере социального партнерства. 5
1.2 Социальное партнерство: понятие, стороны, система и формы. 7
1.3 Основные принципы социального партнерства. 12
1.4 Значение социального партнерства в трудовых правоотношениях. 16
2. Формы социального партнерства. 18
2.1 Коллективные переговоры. 18
2.2 Коллективный договор. 21
2.3 Коллективное соглашение. 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Trud_pravo_V-X_Katechkina_E_A.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Возросла роль коллективного  договора с принятием Трудового  Кодекса, поскольку он законодательно закрепил нормы по конкретному решению  многих социально-трудовых вопросов, в  том числе охраны труда через  этот нормативно-правовой акт, и вопросы эти должны решаться в ходе переговоров. Поэтому, какой будет коллективный договор, какие будут в нем закреплены условия, такие социальные гарантии в области охраны труда будут иметь работники.

2. Формы социального  партнерства.

2.1 Коллективные  переговоры.

 

Коллективные переговоры представляют собой переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения  коллективных договоров между работниками  и работодателем.

Международно-правовые акты закрепляют также принципы, на которых  должны строиться коллективные переговоры. К числу важнейших из них относятся, в частности, принцип свободы  и добровольности, принцип добросовестности.

Инициатором коллективных переговоров вправе выступать каждая из сторон трудовых отношений.

Правом на ведение  коллективных переговоров от имени  работников и от имени работодателей  наделены их представители, которые участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления.

Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим  вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными  работниками представительными органами.

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон - участников таких переговоров. Не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса стороны должны предоставить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

В случаях, когда стороны  коллективных переговоров не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым  или по части вопросов, составляется протокол разногласий.

Представители работников и работодателей участвуют в  коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного  договора, соглашения и имеют право  проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Не допускаются ведение  коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими  интересы работодателей, а также  организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при осуществлении  социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Это общее правило.

При отсутствии в организации  первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной  организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление  своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Однако наличие представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право  уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного  договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

В том случае, когда  в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный орган, нужно обратиться к положениям устава, определяющего компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, представителем работодателя должно выступить лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, поскольку оно реализует трудовую правосубъектность юридического лица.

При заключении коллективного  договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении  представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности руководителями структурного подразделения.

При участии в механизме  социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и  отраслевом уровнях работодателей  представляют соответствующие объединения.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Порядок ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При наличии в организации двух и более профсоюзных организаций они создают единый представительный орган. Порядок и условия создания такого органа определяют сами профсоюзы с соблюдением принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство  интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных  профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее  собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных  ч. 3 и 4 ст. 37 ТК РФ, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется  право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора. Такой же подход применяется при наличии в обособленном структурном подразделении нескольких профсоюзных организаций.

 

2.2 Коллективный  договор.

 

Согласно определению, данному в действующем законодательстве РФ, коллективный трудовой договор - это правовой акт, регулирующий правовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником на предприятии, в учреждении, организации, он заключается между работниками в лице одного или нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов и работодателем непосредственно либо его уполномоченным представителем.

Типовой коллективный договор, как правило, регламентирует время  начала и окончания работы, время перерывов, чередование рабочих и нерабочих дней, индексацию зарплаты, оплату труда в выходные и праздничные дни и прочие.

В условиях перехода к  рыночным отношениям сущность коллективного  договора строится на двух началах:

на идее управленческой суверенности организаций в сфере труда, осуществляемой её главой;

на участии профсоюза  в урегулировании трудовых, социально-экономических  и профессиональных отношений между  работодателем и работниками.

При этом коллективный договор  не должен рассматриваться как обыкновенная гражданско-правовая сделка, так как преследует другие цели и имеет более обширную социальную сферу действия. Так, в отличие от гражданско-правовой сделки, коллективный договор распространяет соё действие не только на непосредственных его участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.

Сторонами коллективного  договора выступают:

- работники в лице их представителей;

- работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации лицом.

Работники выступают  не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта - трудового коллектива организации. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют в непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей - органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, различаются сторона коллективного договора - ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса - ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и уполномоченные им.

Поскольку в современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов будут претендовать на заключение договора, разрешение проблемы полномочного органа должно быть отдано самим работникам. Если такой орган отсутствует, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор.

Другой стороной коллективного  договора является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие полномочия.

Официально представительские  правомочия указанных должностных  лиц должны быть оформлены особым приказом работодателя.

Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание работников организации.

Заключению коллективного  договора обязательно должна предшествовать процедура разработки такого договора. Начальной стадией этой процедуры являются коллективные переговоры.

Содержание о структуре  коллективного договора определяются сторонами. Ст. 41 ТК РФ рекомендует включать в коллективный договор взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

- форма, система и размер оплаты труда;

-механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен;

-занятость, переобучение работников;

- продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

- улучшение условий и охраны труда работников;

- медицинское страхование;

- экологическая безопасность и охрана здоровья;

- льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

- контроль за выполнением коллективного договора;

- отказ от забастовок по условиям, внесённым в данный коллективный договор.

В коллективный договор включаются и те положения, которые трудовое законодательство прямо предписывает закреплять в этом договоре. Так, ст. 135 ТК РФ предписывает фиксировать в коллективном договоре “вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, премий и иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия”.

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного  договора, состав комиссии для коллективных переговоров определяется сторонами  и оформляется приказом по предприятию и постановлением профкома.

Работодатель обязан обеспечить профсоюзам возможность  доведения разработанных ими  проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять  имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, помещения для собраний, конференций.

Проект коллективного  договора обсуждается по подразделениям, затем, после учёта их замечаний, доработанный проект обсуждается и  принимается общим собранием  трудового коллектива. После утверждения  общим собранием коллективный договор подписывается представителями сторон в четырёх экземплярах, один из которых направляется работодателем в соответствующий орган Минтруда России для уведомительной регистрации. Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами или со дня, указанного в договоре. Заключается он на срок от одного до трёх лет. Стороны, заключившие коллективный договор, имеют право продлевать его действие на новый срок, но не более чем на три года. Продление срока действия коллективного договора осуществляется по согласию сторон путем проведения коллективных переговоров. Число продлений действия коллективного договора ТК РФ не установлено.

Информация о работе Социальное партнерство в сфере труда