Социальное партнерство в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать социальное партнерство в сфере трудового законодательства, рассмотреть формы социального партнерства.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие «социальное партнерство» в трудовом праве
2) рассмотреть основные принципы социального партнерства;
3) выявить значение социального партнерства в сфере труда;

Содержание работы

1. Общие положения о социальном партнерстве в сфере труда. 5
1.1 Правовые основы в сфере социального партнерства. 5
1.2 Социальное партнерство: понятие, стороны, система и формы. 7
1.3 Основные принципы социального партнерства. 12
1.4 Значение социального партнерства в трудовых правоотношениях. 16
2. Формы социального партнерства. 18
2.1 Коллективные переговоры. 18
2.2 Коллективный договор. 21
2.3 Коллективное соглашение. 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Trud_pravo_V-X_Katechkina_E_A.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

В течении срока действия коллективного договора все его изменения, дополнения производятся только по взаимному согласию сторон в порядке установленном в договоре.

Контроль за выполнением  коллективного договора осуществляют его стороны непосредственно  или через своих уполномоченных представителей, а также через  соответствующий орган Минтруда России.

В соответствии со ст. 55 ТК РФ лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

В соответствии со ст. 43 ТК РФ при смене формы собственности  организации коллективный договор  сохраняет свое действие в течение  трех месяцев со дня перехода прав собственности, при реорганизации  организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или  смене формы собственности организации  любая из сторон имеет право направить  другой стороне предложения о  заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

 

2.3 Коллективное  соглашение.

 

Коллективное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие  принципы регулирования социально - трудовых отношений и связанных  с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Недавно большие российские компании заключают коллективные соглашения со служащими. Процедура составления такого контракта - потребление труда и не проста, но это приносит плоды. Посредством коллективных отношений соглашения работодателя и служащего более тщательно отрегулированы.

Соглашения не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством. В этой связи можно сделать вывод: соглашения - это элемент централизованного регулирования трудовых отношений в отличие от коллективных договоров, которые, как известно, представляют собой локальные нормативные акты. Соглашения представляют, таким образом, промежуточное звено между законодательством и локальными нормативными актами предприятий. Возобновление заключения соглашений свидетельствует о дальнейшем углублении сферы применения договорного метода при установлении норм в области трудовой деятельности9. В связи с тем, что до настоящего времени сформированные объединения работодателей, участвующие в разработке и принятии соглашений, представляют далеко не всех работодателей и на отраслевом и региональном уровнях (процесс их становления и развития продолжается), в Законе потребовалось определить порядок распространения действия соглашения на работодателей, не участвовавших в заключении соглашения или не уполномочивших представительные органы работодателей сделать это от их имени (ст. 22, часть 5, 6 ТК РФ).

Заключаемые соглашения в зависимости от сферы регулируемых отношений и характера вопросов, которые необходимо решить, можно  дифференцировать на:

- Генеральное соглашение (устанавливает общие принципы  регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне);

- Межрегиональное соглашение (устанавливает принципы регулирования  социально-трудовых и иных связанных  с ними отношений на уровне  двух и более субъектов РФ);

- Региональное соглашение (устанавливает принципы регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними отношений на уровне субъекта РФ);

- Отраслевое (межотраслевое)  соглашение (устанавливает общие  принципы регулирования оплаты  труда, гарантии, компенсации и  льготы работникам отрасли);

- Территориальное соглашение (устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования);

- иные соглашения (соглашения, которые могут заключаться сторонами  на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений).

В зависимости от сторон, участвующих в переговорах, соглашения могут быть двухсторонние и трехсторонние.

Для заключения трехстороннего соглашения подключаются органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства субъектов федерации, местная администрация) с целью комплексного решения социально-экономических вопросов, входящих в компетенцию каждой стороны.

Исходя из вида соглашения, определяется и круг участников соглашения.

Соглашения могут заключаться: на уровне федерации, на уровне субъекта федерации, на территориальном уровне, на отраслевом или профессиональном уровне.

Содержание отраслевого (тарифного) соглашения определяется отраслевой комиссией на основе предварительных консультаций между

сторонами. По существу, положения Генерального соглашения носят программный характер, определяя  общие принципы социально-экономической  политики, направления сотрудничества по созданию условий для решения указанных программных вопросов. Все они должны учитываться при проведении коллективно-договорной кампании на отраслевом уровне и на предприятиях, в учреждениях, организациях.

В настоящее время  действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1998-1999 г.

Общие правила подготовки, порядка и сроков разработки и  заключения коллективных соглашений регулируются Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (ст. ст. 7 и 20), а также Положением о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений от 12.06.93 г.

В этой связи, для заключения коллективного соглашения того или  иного уровня, как и для заключения коллективного договора, необходимы последовательные стадии:

- создание комиссии;

- проведение коллективных  переговоров;

- подготовка проекта  соглашения;

- заключение соглашения (подписание соглашения);

- уведомительная регистрация.

Для ведения переговоров, подготовки и заключения Генерального соглашения образуется Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Она сформирована общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Заключенные соглашения вступают в силу с момента их подписания сторонами, либо со дня, установленного в тексте соглашений. Срок действия отраслевого (тарифного) соглашения определяется сторонами и не может превышать трех лет.

Контроль является важнейшим элементом реализации всех положений заключенного соглашения любого уровня. Контрольными функциями законодательством наделены все участники соглашений. Помимо участников соглашений, правом контроля за их исполнением наделена Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

 

Заключение

 

Несомненно, в современной  России произошли некоторые перемены в области социального партнерства  по сравнению с моделью советского времени и эти изменения можно  назвать трансформированием формы социально-трудовых отношений, а именно, изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Однако между субъектами все равно сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения, и неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.

Социальное партнерство - часть всей системы социального регулирования, установленной государством и другими субъектами рынка. Эффективное социальное партнерство обеспечивает возрастание «социальной стойкости», то есть улучшает экономическое и социальное положение населения.

Для его эффективности  важно придерживаться основных принципов  социального партнерства и совершенствовать его механизм.

Механизм социального  партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его  субъектов. Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль за их выполнением.

В социальном диалоге принимают участие работодатели или их организации, с одной стороны, и организации трудящихся, с другой.

После достижения определенных договоренностей субъекты социального  партнерства оформляют в установленном  законодательством порядке договор или соглашение.

В тексте договора или  соглашения детализируются условия  труда, его оплаты и охраны, наличие  компенсаций, льгот, обеспечение разностороннего  обслуживания и оздоровления работников.

Контроль за выполнением  коллективного договора или иного соглашения проводится непосредственно сторонами, которые его заключили, в порядке, определенном этим коллективным договором или соглашением.

Государство и профсоюзы  стараются создать побольше объединений  работодателей, а работодатели, используя  эту ситуацию, изменяют свои производственные и экономические интересы в рамках институтов социального партнерства и каждая сторона старается выжить за счет других.

Хотя профсоюзы и  работодатели готовы идти в отдельных  случаях на компромиссы, государство  не поддерживает это, потому что, уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. При этом новые работодатели пользуются отсутствием законов и часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.

Заявления работодателей  о своем понимании социального  партнерства, предполагающем диалог не только с профсоюзами, но и с другими  объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает система социального партнерства в целом, принципы которого Правительство декларирует, но мало что делает для их осуществления.

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. (30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, с изменениями ФЗ от 25 ноября 2009 года № 267 ФЗ)
  3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, с изменениями от 25 ноября 2009 года
  4. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года N 2490-1 (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ).
  5. Анисимов Л.Н. Социальное партнерство в сфере труда и социальная защита населения / Л.Н. Анисимов, А.Л. Анисимов // Трудовое право. - 2002. - № 5. - С.51-60; № 6. - С.64-71.
  6. Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы / Т. Коршунова // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. - Новосибирск: СибАГС, 2003. - С.4-12.
  7. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.
  8. Лях Г.А. Социальное партнерство как фактор стабилизации в субъектах РФ / Г.А. Лях // Трудовое право. - 2004. - № 7. - С.55-61.
  9. Никитин А.В. Трудовое право: Учебно-методический комплекс. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2008.
  10. Нуртдинова А. Социальное партнерство в Трудовом кодексе РФ / А. Нуртдинова // Хозяйство и право. - 2002. - № 4. - С.16-41.
  11. Сергеева Т. Создаем местное социальное партнерство / Т. Сергеева // Социальная сплоченность и доступ к социальным правам: Сборник. - М.: Изд-во АТиСО, 2005. - С.93-96.
  12. Старостина Ю.С. Социальное партнерство и коллективное трудовое право / Ю.С. Старостина // Право, общество, власть и современность: Тезисы докладов и выступлений студентов, аспирантов и преподавателей на VII межвузовской научно-практической конференции. - М.: МГИУ, 2006. - С.71-86.



Информация о работе Социальное партнерство в сфере труда