Социальное партнерство в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.

Содержание работы

Введение
1. Социальное партнерство
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Принципы социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Основные направления совершенствования системы социального партнерства
3. Основные направления совершенствования системы социального партнерства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

при Федеральном  агентстве специального строительства

 

Контрольная работа

по  дисциплине:

«ТРУДОВОЕ ПРАВО»

на тему:

 

«Социальное партнерство в современном мире»

 

Выполнила:

Студентка  гр. Мз18

Исеева Т.Т.

Руководитель:

Гущина Д.М,

 

 

 

 

Балашиха 2012

Содержание

Введение

3

1. Социальное партнерство

 

1.1 Понятие социального  партнерства

4

1.2 Принципы социального  партнерства

6

2. Понятия уровней, форм  и органов социального партнерства

 

2.1 Уровни социального  партнерства

10

2.2 Понятие форм социального  партнерства

11

2.3 Основные  направления совершенствования  системы социального партнерства

 

12

3. Основные направления совершенствования системы социального партнерства

 

15

Заключение

20

Список использованной литературы

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теорией и практикой  давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной  рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного  развития страны и создания устойчивого политического климата.

В свою очередь, решение социально-экономических  проблем должно производиться с  учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Законодательство является объектом постоянного внимания, как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.

Важнейшим законодательным  актом в области трудового  права является Трудовой кодекс Российской Федерации.

Именно в ТК впервые было закреплено понятие "социальное партнерство". Это, несомненно, должно поднять значимость социально-трудовой сферы, так как процессы, происходящие в данной сфере, формируют экономическую и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность проводимых в стране социально-экономических преобразований.

Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.

Цель социального  партнерства - достижение социального  мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной  экономики.

В современных  условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.

Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.

1. Социальное  партнерство

1.1 Понятие социального  партнерства

 

 

   Существует два  различных представления о том,  что такое социальное партнерство.   

 Первое. Социальное партнерство — это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе. Согласно такого рода представлениям, в настоящее время в силу ряда социально-экономических изменений, произошедших в развитых странах, отчетливо проявилась неконструктивность классово-антагонистического подхода к социально-трудовым отношениям. Поэтому наметился уход от классовых противоречий. Классовый конфликт постепенно превращается в конфликт между организациями, представляющими разные интересы в обществе, который можно погасить путем переговоров и достижения компромисса. Социальное партнерство в данном случае рассматривается как один из способов согласования интересов.  

 Второе. Социальное партнерство - это способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного западного общества, противоречия интересов наемных работников и работодателей сохраняются, как сохраняются классовые различия. В этом случае социальное партнерство представляет собой способ смягчения классовых противоречий.  

 Сторонники  и первого, и второго направления  признают необходимость существования социального партнерства, но они по-разному определяют природу этого явления. Те, кто рассматривает социальное партнерство как антипод классовой борьбы, исходят из того, что современный капитализм уже не является капитализмом в классическом его понимании. Это новое общество, где больше нет капиталистов и наемных рабочих, а есть равноправные партнеры, которые могут договориться между собой в случае возникновения разногласий. Согласно их представлениям, современный капитализм отличается от капитализма начала XX в., когда существовали два противоположных класса. Считается, что сегодня благодаря прежде всего усилиям социал-демократического движения на смену классовым отношениям пришли отношения между социальными группами и слоями, интересы которых, хотя и различаются, но не коренным образом. В стратегическом плане эти интересы совпадают и связаны с сохранением и развитием капиталистического хозяйства, а не с его ликвидацией. Что касается текущих интересов, то они могут совпадать, а могут не совпадать. В том случае, когда интересы не совпадают, они могут быть легко согласованы путем переговоров, через систему социального партнерства.   

 В таком  понимании социальное партнерство  рассматривается как наиболее привлекательная форма регулирования социально-трудовых отношений, как способ, обеспечивающий мирную эволюцию капиталистического общества в такое его состояние, где классовый конфликт превращается в конфликт между организациями — профсоюзами и объединениями работодателей. Главным условием формирования партнерских отношений при этом является совпадение целей наемных работников и капиталистов.   

 Сторонники  второй позиции, напротив, считают,  что современный капитализм по своей сути не отличается от капитализма прошлого столетия. Наличие частной собственности на основные средства производства сохраняется, а потому сохраняется антагонизм интересов наемных работников и капиталистов. Несовпадение интересов наемных работников и работодателей проявляется ежеминутно, ежечасно, не говоря уж о более отдаленной перспективе. Преодолеть конфликт интересов в рамках рыночно-капиталистического типа хозяйства невозможно эволюционным путем, через реформы и переговоры. В таком понимании социальное партнерство — это лишь одна из форм согласования непримиримых по сути и противоположных по содержанию интересов наемных работников и работодателей.   

 Заключение  коллективных договоров и соглашений — важный элемент социального партнерства.   

 Социальное  партнерство — это особая идеология,  особое представление о характере взаимодействия классов в условиях рыночно-капиталистического хозяйства, которое сформировалось в рамках социал-демократического, реформистского течения в рабочем движении. Это метод цивилизованного разрешения социально-трудовых конфликтов, который призван гарантировать мирную эволюцию капиталистического общества в такое состояние, где исчезают противоречия и противоположность интересов рабочих и собственников, где нет ни диктатуры работодателя, ни, тем более, диктатуры пролетариата, а существует общественный договор и согласие между работниками и работодателями на основе реализации прав и интересов сторон.  

 В этих  условиях государство постепенно  утрачивает свой классовый характер. Оно превращается в социальное  государство. Возрастает экономическая, социальная и экологическая его активность. Идеи классового, социального мира являются главными в идеологии социального партнерства, а само социальное партнерство рассматривается как один из способов смягчения эксплуатации наемных работников на базе существующего рыночно-капиталистического хозяйства.   

 Социальное  партнерство ориентирует рабочее  движение на борьбу за улучшение  положения трудящихся без коренного  преобразования рыночно-капиталистического  общества, на использование переговоров с собственником, чтобы добиться существенного смягчения эксплуатации. По большому счету, собственнику нет нужды в социальном партнерстве, поскольку, обладая экономической властью, он имеет в своем распоряжении все необходимые средства (деньги, политическая и судебная власть, средства массовой информации и т.п.) для того, чтобы диктовать рабочим свою волю и свои условия, а рабочим ничего не остается как соглашаться на эти условия, ибо труд на предприятиях, принадлежащих капиталу, — это основной способ существования рабочих в условиях рыночной экономики.   

 Капитал  активно идет на социальное  партнерство когда возникает  угроза интересам капитала и  существованию рыночно-капиталистической  системы, например, социальная напряженность  грозит перерасти в социальный взрыв; рабочие бастуют и уже готовы взять власть в свои руки.   

 Можно сделать  следующие выводы.  

 Во-первых, социальное партнерство — это идеология сотрудничества рабочего класса с классом собственников, когда рабочий класс не посягает на основы существующего строя, а пытается путем реформ и переговоров существенно улучшить свое положение.   

 Во-вторых, система социального партнерства может эффективно функционировать только при определенных условиях: когда экономика на подъеме; когда государство открыто не поддерживает какую-либо социальную группу или класс, а проводит активную социальную политику в интересах большинства населения; когда развиты парламентские формы демократии и институты гражданского общества, обеспечивающие представительство интересов различных социальных групп; когда организации рабочего класса (партии, профсоюзы) обладают достаточной силой и пользуются большим авторитетом в обществе, когда с их мнением не могут не считаться ни работодатели, ни государство.  

 В-третьих, именно эти условия, а также чрезвычайные обстоятельства заставляют и государство, и работодателей идти на сотрудничество и переговоры с рабочими. В противном случае капитал может столкнуться с серьезными экономическими потерями, а государство — с политической нестабильностью в обществе.

1.2 Принципы социального партнерства

 

В качестве основы социального партнерства законодатель (ст.24 ТК РФ) закрепил 12 основных принципов, которые по своему характеру являются внутриотраслевыми, так как относятся только к институту социального партнерства:

1) Равноправие сторон.

2)  Уважение и учет интересов сторон.

3)  Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.

4) Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.

5)  Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.

6)  Полномочность представителей сторон.

7) Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

8)  Добровольность принятия сторонами на себя обязательств.

9)  Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств.

10)   Обязательность выполнения коллективных договоров.

11)   Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.

12) Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Закон различает участников и стороны социального партнерства. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Уровни социального партнерства

Система социального  партнерства в соответствии с  трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:

  1. федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда;
  2. региональный уровень, на котором субъекты Федерации определяют порядок регулирования в соответствии со своими полномочиями;
  3. отраслевой уровень, на котором осуществляется отраслевое регулирование;
  4. территориальный уровень, который распространяет свое действие на территории муниципального образования (город, район и т.п.);
  5. локальный уровень, на котором происходит регулирование взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках конкретной организации.

Информация о работе Социальное партнерство в современном мире