Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Социальное партнерство представляет собой систему институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанную на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социального партнерства………………..4
§1. Сущность и определение социального партнерства…………..…4
§2. Нормативно-правовая база социального партнерства………….8
Глава 2. Возникновение социального партнерства в России……………12
§1. Объективные и субъективные условия и факторы возникновения социального партнерства в России ………………………………………....12
§2. Становление и специфика развития социального партнерства в современной России…………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы………………………………………...20

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Действующее федеральное и региональное законодательство полностью не регулируют все направления социального партнерства. Решение многих вопросов в современных условиях переносится на локальный уровень.12 В связи с этим происходит переосмысление значения локальных нормативных актов, нормативных договоров и соглашений в регулировании разнообразных правоотношений в деятельности организаций, возрастания их роли и значения для функционирования организации, поддержания ее в состоянии, способствующем выполнению основных социально-экономических и культурных функций.

Процесс юридического регулирования социального партнерства организаций на основе локальных нормативных актов и нормативных договоров носит комплексный, междисциплинарный характер.

Этими документами и оформлялась первоначальная структура функционирования для новой российской системы социального диалога в обществе при возникновении трудовых конфликтов на всех уровнях: федеральном, региональном, отраслевом и базовом.

Таким образом, в них заложены основные принципы этого типа отношений: равноправие сторон, добровольность, взаимная ответственность, приоритетность примирительных процедур.

 

 

Глава 2. Возникновение  социального партнерства в России

§1. Объективные и субъективные условия и факторы возникновения социального партнерства в России

Появились соответствующие службы по оказанию новых услуг. Речь идет о сборе и предоставлении информации, облегчающей совещательные процедуры между профсоюзами и соответствующими отраслевыми объединениями предпринимателей (о применяющихся или возможных дополнительных выплатах, наличии рабочих мест, содержании компьютерных программ обучения по различным работам и видам деятельности, возможных профессиональных контактах).

Распространение влияния профсоюзов прежде всего на молодежь, женщин, работников малых и средних предприятий и неформального сектора (который в ряде регионов охватывает до 80% всех трудящихся), объединение в соответствующие организационные структуры предпринимателей, особенно владельцев малых и средних предприятий, предприятий неформального сектора.

Расширение международного сотрудничества профсоюзов и организаций работодателей в развитии международных связей, включая участие в мировых и региональных форумах, конференциях и семинарах, в налаживании прямых контактов с коллегами из других стран, в частности занятых в транснациональных компаниях, что помогает обмену полезным опытом, укреплению связи и солидарности участников профсоюзного движения и созданию международной интегрированной сервисной сети, представляющей услуги в области обучения, юридических консультаций и стратегического планирования для постоянно растущего круга предпринимателей.

Формирование новых объединений. Неправительственные организации, союзы потребителей, объединения работодателей и профсоюзы, которые преследуют различные, но в чем-то сходные цели, становятся все более важным резервом общественных сил, заинтересованных в решении комплексных социальных проблем, имеющих международное значение: обеспечение прав человека, развитие торговой политики, улучшение экологического состояния и защита окружающей среды. Создание нетрадиционных альянсов такого рода организаций в конечном счете поможет расширению поля социального согласия и ускорит мировой прогресс.

Совершенствование экономико-правового механизма регулирования договорных условий по всем видам соглашений, что приведет к повышению исполнительной дисциплины всех субъектов социального партнерства.

Эффективная деятельность всей системы социального партнерства, несмотря на трудности и общую слабую подготовленность российских условий к социально рыночным отношениям, непосредственно обусловлена уровнем заинтересованности партнеров, поэтому в процессе повышения значимости и усиления роли в выработке социально-экономического курса и регулировании трудовых отношений необходимо:

    • определить и закрепить в законодательном порядке статус координатора;
    • расширение практики трехсторонних консультаций в рамках всей системы социального партнерства, а прежде всего по подготовке и принятию законодательных актов, касающихся широкого круга социально-трудовых вопросов;
    • разработка экономико-правовой механизма реализации принятых решений, а также контроль и ответственность за невыполнение решений;
    • появление групп по изучению и обобщению опыта деятельности аналогичных органов за рубежом.13

Таким образом, таковы общие факторы способствующие развитию социального партнерства.

§2. Становление и специфика развития социального партнерства в современной России

 

Экономические преобразования, начавшиеся в 90-х годах, сопровождалось формированием института социального партнерства, давно и успешно используемого во всех развитых странах. В нашей стране результатом стало создание трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. У участников социального партнерства не было единого взгляда на методы регулирования социального диалога, место государства в нем. Развитие нового института в России в тот период шло по четырем основным направлениям:

    • Выработка правовых, нормативных и методических документов, определяющих организационные аспекты социального партнерства;
    • налаживание контроля сторон за выполнением соглашений, обеспечение деятельности трехсторонней комиссии;
    • распространение партнерства на все уровни управления;
    • содействие становлению сторон социального партнерства (объединений работодателей и работников), создание органов управления этим процессом (трехсторонних, двухсторонних комиссий).14

Теория социально-экономического партнерства в условиях Российской Федерации на современном этапе развития нашей страны сделала первые шаги в своем развитии. Это находит свое выражение в многочисленных научных публикациях на страницах журналов и газет, появлении специальных курсов, преподаваемых в высших учебных заведениях, в практике государственных, коммерческих и профсоюзных организаций, ищущих пути согласованных решений между участниками производства по налаживанию сотрудничества.

Я полагаю, что в России сложились все основные условия для создания качественного предложения форм и механизмов социального партнерства: социальная ответственность становится полноценной частью корпоративных стратегий, совершенствуются и развиваются не только институциональные основы, но и рабочие процессы практической реализации социальной активности.

В связи с возникающими проблемами в области социального партнерства государство вынуждено было создавать замену публичному спросу на социальную активность, подменяя его государственным давлением и принуждением бизнеса.

Такая практика позволила в свое время сдвинуть развитие данного явления с мертвой точки, однако к настоящему времени исчерпала свой ресурс и становится тормозом для гармонизации общественного развития.

В отличие от американской и европейских моделей и видимо, в силу наличия командной системы, унаследованной от советских времен, роль государства как двигателя социально-экономического партнерства в России трудно переоценить. Данную особенность можно даже рассматривать, на мой взгляд, как едва ли не основную отличительную черту российской модели по сравнению с западными аналогами.

Российская модель социального партнерства, основывающаяся на общих закономерностях и принципах, международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений, рационально использующая мировой опыт, безусловно, имеет свои национальные особенности. Во-первых, традиционно значительной остается роль государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений; нестандартно и участие в социального партнерства, профессиональных союзов и объединений работодателей. Во-вторых, сфера отношений, регулируемых на принципах социального партнерства, шире, чем в других странах. В-третьих, российская система социального партнерства отличается особой сложностью (многоуровневый характер, высокая структурированность). В-четвертых, обилие норм сопровождается относительной слабостью законодательного обеспечения и сравнительно небольшим числом ратифицированных конвенций МОТ.15

Важное место в системе социального партнерства отведено службе по урегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входят соответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.

Особенности системы социального партнерства в РФ:

    • размытость субъектов социального партнерства;
    • нет сформировавшегося класса собственников-работодателей;
    • работодатели разобщены по ассоциациям и союзам внутренним и международным;
    • профсоюзное движение находится в стадии формирования;
    • отсутствие должной правовой базы. Принятые законы "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О коллективных договорах и соглашениях", Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы - санкция.
    • сужается материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов.

В нынешних социально-экономических условиях Правительство РФ как член МОТ взяло на себя инициативу по разработке и реализации концепции социального партнерства, создав Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Ежегодно в России заключается более 60 отраслевых и межотраслевых тарифных соглашений. Такую работу ведут и субъекты Федерации, где заключается в год свыше 70 региональных, 338 отраслевых и 188 территориальных, а также около 100 тысяч коллективных договоров.16

Однако без кардинальных перемен в социальной политике не удастся запустить по-настоящему механизм регулирования трудовых отношений. Многие работодатели уклоняются от заключения договоров, так как боятся брать на себя социальные гарантии. Нередко на предприятиях вообще нет никаких обязательств по отношению к наемному работнику. Именно поэтому Правительство, прежде всего, приводит ныне организационно-правовую базу социального партнерства в соответствие с требованиями рыночной экономики.

Таким образом, можно констатировать что, Россия проделала большой путь становления социального партнерства, а также сформировались свои специфические черты функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выполняя данную работу, мы рассмотрели понятие и суть социального партнерства, как особого типа общественно-трудовых отношений в условиях рынка труда, обеспечивающего равновесие между интересами разных сторон этих отношений, в первую очередь работников.

Социальное партнерство - часть всей системы социального регулирования, установленной государством и другими субъектами рынка. Эффективное социальное партнерство обеспечивает возрастание "социальной стойкости", то есть улучшает экономическое и социальное положение населения.

Для его эффективности важно придерживаться основных принципов социального партнерства и совершенствовать его механизм.

Несомненно, в современной России произошли некоторые перемены в области социального партнерства по сравнению с моделью советского времени и эти изменения можно назвать трансформированием формы социально-трудовых отношений, а именно, изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Однако между субъектами все равно сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения, и неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с "вымиранием" старых, отлаженных связей.

Для того, чтобы ситуация начала изменяться, в первую очередь необходимо улучшить механизмы исполнения законов для совершенствования правовых аспектов социального партнерства. Государство и профсоюзы стараются создать наибольшее количество объединений работодателей, а работодатели, используя эту ситуацию, изменяют свои производственные и экономические интересы в рамках институтов социального партнерства и каждая сторона старается выжить за счет других.

Хотя профсоюзы и работодатели готовы идти в отдельных случаях на компромиссы, государство не поддерживает это, потому что, уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. При этом новые работодатели пользуются отсутствием законов и часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.

Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства, предполагающем диалог не только с профсоюзами, но и с другими объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает вся система социального партнерства в целом.

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовая литература

 

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ 
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.)

3. Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об объединениях работодателей"

 

Юридическая литература

 

1. Баринова М. Регулирование социального партнерства //Человек и труд. - №2. – 2008г.

2. Волгин Н.А. Социальная политика Учебник для вузов 2008г.

Информация о работе Социальное партнерство