Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 13:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – систематизация основных понятий и положений в области взаимоотношений субъектов трудового права.
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие субъекта трудового права;
- рассмотреть видовую систематизацию субъектов трудового права;
- дать характеристику работнику и работодателю, как субъектам трудового права;
- проанализировать стороны социального партнерства, как субъект трудового права.
ВВЕДЕНИЕ …..3
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА …..5
1.1 Понятие субъекта трудового права …..5
1.2 Виды субъектов трудового права, их краткая характеристика …..8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА ….12
2.1 Работник и работодатель как основные участники трудовых правоотношений…………………………………………………………………...12
2.2 Стороны социального партнерства как субъекты трудового права .…20
2.3 Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права ….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….31
- физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;
Юридические лица – организации всех форм собственности, образованные в соответствии с гражданским законодательством РФ. Трудовая правосубъектность работодателя складывается из прав и обязанностей в трудовых отношениях.
Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.13
Согласно статье 22 ТК работодатель обязан:
- соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
- вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
- предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
- знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
- своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
- создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
- осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
2.2 Стороны социального
партнерства как субъекты
Стремительное развитие рыночного гражданского оборота требует поиска новых эффективных моделей правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Преобладание договорного характера регулирования указанных отношений над централизованным (государственным) позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. 14
С 1 февраля 2002 г. вопросы социального партнерства в сфере труда регулируются разделом II ТК, который с момента признания утратившим силу Закона о коллективных договорах и соглашениях стал практически единственным правовым актом, регулирующим рассматриваемую сферу на федеральном уровне.
Как и любой институт, институт социального партнерства строится на основе основных начал и положений – принципов.
Основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.15
На практике вопросы социального партнерства реализуются через представителей сторон рассматриваемого института трудового права. Как известно, такими сторонами выступают представители работников и представители работодателей, субъектный состав которых зависит от уровня и целей социального партнерства. В широком смысле такие цели могут носить как общий характер, присущий социальному партнерству в целом, так и специфический характер, заключающийся в достижении определенных социально-трудовых целей.
Так, представителями работников для достижения общих целей социального партнерства могут выступать следующие субъекты:
- профсоюзы и их объединения;
- иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
- иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК.
Для достижения специфических целей, таких, как проведение коллективных переговоров, заключение или изменение коллективного договора, осуществление контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем, интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками; при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений работников представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.
Таким образом, в первом случае (локального регулирования социально-трудовых отношений) представителями работников могут выступать как профсоюзы в лице первичной организации, так и иные представительные органы, во втором (при регулировании рассматриваемых отношений за пределами организации) – работников могут представлять профсоюзы различных уровней.16
Вообще, профсоюз – это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.17
Право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, - одно из основных прав человека и гражданина закреплено в ст. 30 Конституции РФ.
Создание профсоюзов обусловлено необходимостью представительства коллективных интересов работников и коллективной защиты их трудовых прав во взаимоотношениях с работодателями. В связи с этим, главной функцией, целью и задачей профсоюзов является именно защита работников в трудовых отношениях.
Также Кодекс предусматривает возможность существования иных представителей работников в следующих случаях:
- когда работники данного работодателя не объединены в какие либо первичные профсоюзные организации;
- когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.
В этих случаях для осуществления указанных полномочий тайным голосование может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).18
Что касается представителей работодателя, то их в зависимости от целей социального партнерства, можно классифицировать по трем категориям.
К первой категории относится руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с трудовым законодательством. Указанные лица представляют интересы работодателей в случаях:
- заключения или изменения коллективного договора;
- рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Во вторую категорию входят объединения работодателей, представляющие собой некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношении с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Указанные органы представляют интересы работодателей в случае:
- проведения коллективных переговоров;
- заключения или изменении соглашений;
- разрешения коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения коллективных договоров и соглашений;
- формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
К третьей группе относятся представители работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов: федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций. В состав таких представителей входят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность при:
- проведении коллективных переговоров;
- заключении или изменении соглашений;
- разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
- осуществлении контроля за выполнением соглашений;
- формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности.19
Кроме представителей работников и работодателей, существуют такие участники отношений по социальному партнерству, как органы государственной (исполнительной) власти и органы местного самоуправления.
Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъектов РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Органы местного самоуправления, будучи участниками отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренным трудовым законодательством.20
2.3 Органы государственной
власти и местного
Органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать в качестве работодателей для лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе. В этом случае их следует рассматривать как одного из участников трудовых отношений, то есть работодателя. Вопрос о работодателях как субъектах трудового права нами уже рассмотрен.