Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 13:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – систематизация основных понятий и положений в области взаимоотношений субъектов трудового права.
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие субъекта трудового права;
- рассмотреть видовую систематизацию субъектов трудового права;
- дать характеристику работнику и работодателю, как субъектам трудового права;
- проанализировать стороны социального партнерства, как субъект трудового права.
ВВЕДЕНИЕ …..3
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА …..5
1.1 Понятие субъекта трудового права …..5
1.2 Виды субъектов трудового права, их краткая характеристика …..8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА ….12
2.1 Работник и работодатель как основные участники трудовых правоотношений…………………………………………………………………...12
2.2 Стороны социального партнерства как субъекты трудового права .…20
2.3 Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права ….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….31
В соответствии со ст. 34 ТК РФ органы государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять представительство организаций, финансируемых из соответствующего бюджета, при договорной регламентации отношений в сфере труда. В подобной ситуации они не выступают в качестве работодателя. По этой причине они должны быть признаны особыми субъектами трудового права. Такое признание влечет за собой и определенные правовые последствия. Например, при заключении соглашения участвовал не только работодатель, то есть организация, с которой работники состоят в трудовых отношениях, но и орган местного самоуправления. В этом случае претензии при неисполнении условий заключенного соглашения могут быть предъявлены и непосредственно к работодателю, и к органу местного самоуправления.
В ч. 9 ст. 45 ТК РФ сказано о том, что соглашения по договоренности представителей работодателей и работников могут быть двухсторонними и трехсторонними. Названные соглашения могут быть заключены на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Помимо представителей работников и работодателей по их взаимному решению в качестве третьей стороны соглашения могут быть привлечены органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от уровня заключаемого соглашения. Как сторона соглашения органы государственной власти и местного самоуправления обязаны выполнить касающиеся их деятельности условия соглашений. При возникновении спора о предоставлении льгот и преимуществ по соглашению, заключенному с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления, этот орган будет выступать в качестве ответчика в КТС или суде. При обжаловании в судебном порядке условий указанных соглашений на предмет признания их недействительными органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве заинтересованных лиц. Естественно, при невыполнении условий соглашений, заключенных с их участием, органы государственной власти вправе предъявить претензии, в том числе и в судебном порядке, к работодателям и представителям работников по поводу невыполнения содержащихся в таких соглашениях условий. Реализация данного права и исполнение указанных обязанностей свидетельствуют о наличии у органов государственной власти и местного самоуправления элементов правового статуса субъекта трудового права.
Органы государственной власти и местного самоуправления следует признавать субъектами трудового права не только при их непосредственном участии в заключении соглашений. Как известно, отдельные организации существуют в основном за счет средств бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления. К числу этих организаций, например, относятся учреждения здравоохранения, культуры, государственные образовательные учреждения. Несмотря на то что указанные организации являются работодателем по отношению к принятым на работу, они не могут самостоятельно выполнять обязанности работодателя перед работниками. В частности, при отсутствии достаточного бюджетного финансирования перечисленные организации не имеют возможности выполнить обязанность по оплате труда работников.
В подобных ситуациях предъявление претензий к работодателю и даже вынесение решения о взыскании заработной платы с работодателя в пользу работников не может решить проблему реального получения работниками заработанного. В этом случае работники вправе обратиться с иском о взыскании заработной платы не только к работодателю, но и соответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, который должен осуществлять финансирование организации, с которой работники состоят в трудовых отношениях. Очевидно, что обязанность по осуществлению финансирования в рассматриваемой ситуации возникает у органов государственной власти и местного самоуправления не только перед организацией, существующей на их счет, но и перед работниками, которые не получают заработную плату вследствие недостаточного финансирования из бюджета органа государственной власти или местного самоуправления.
В подобной ситуации имеются основания для взыскания в солидарном порядке с организации и органа государственной власти или местного самоуправления не выплаченной работникам заработной платы, поскольку данный вид ответственности вытекает из содержания действующего законодательства, так как потеря заработной платы работниками связана с совместными неправомерными действиями работодателя и органа государственной власти или местного самоуправления.
В свою очередь, орган государственной власти или местного самоуправления вправе предъявить претензии к работодателю, который нецелевым образом использовал средства, выделенные на выплату заработной платы работников. Работодатель также не лишен права требовать в судебном порядке необходимых для выполнения своих обязанностей перед работниками средств от органа государственной власти или местного самоуправления, осуществляющего финансирование.
Перечисленные элементы правового положения органов государственной власти и местного самоуправления позволяют признать их субъектами трудового права. Очевидно, что эти органы могут выступать в качестве непосредственных участников отношений по договорному регулированию в сфере труда и по урегулированию трудовых споров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось сказать о том, что круг субъектов трудового права очень велик, и каждый из них имеет свои характерные особенности, которые обусловлены характеристикой тех отношений, субъектами которых они в свою очередь являются.
Хотелось бы также отметить, что само по себе трудовое право достаточно специфично, и имеет две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны оно нацелено на правовое обеспечение производства, а с другой – на защиту человека и его прав в сфере применения труда. Первая функция касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а другая – как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. На социальную роль трудового права указывает Ю.А. Тихомиров, который, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, говоря о том, что оно предназначено не только для реализации и защиты отдельных прав граждан, но и их совокупной охраны. А С.А. Иванов указал, что трудовое право сложилось на базе не только частного, но и публичного права, что обусловило своеобразный социальный характер трудового права, которое развивается, главным образом, по своим собственным законам, в значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. Отсюда и такая своеобразность субъектов трудового права.
На основе рассмотренного материала можно сказать, что для трудового права Российской Федерации характерны, прежде всего, субъекты, непосредственно участвующие в функционировании рынка труда, в применении и организации трудовых процессов. Это трудоспособные граждане (работники), организации (работодатели) и стороны социального партнерства. Все перечисленные субъекты по закону наделяются правовым статусом, который дает им возможность участвовать в конкретных правоотношениях. А что касается сочетания правоспособности и дееспособности в трудовом праве, то это сочетание имеет свою особенность. Например, в гражданском праве правоспособность и дееспособность не совпадают по субъектам: лицо может обладать гражданской правоспособностью, но не обладать гражданской дееспособностью. Гражданская дееспособность возникает в момент рождения гражданина и прекращается со смертью, а дееспособность возникает по достижении 18 лет.
Кроме того, лица, признанные судом недееспособными вследствие психического заболевания, тем не менее, обладают правами, являются правоспособными, так как их права могут защищать и отстаивать их представители. В трудовом же праве, дееспособность и правоспособность совпадают, и образуют общее понятие, как правосубъектность. А выступать субъекты трудового права могут только в личном качестве.
Рассмотрев права и обязанности работников и работодателей, можно сделать вывод, что у работников больше прав, чем обязанностей. У работодателей же наоборот, что вполне разумно и соответствует признакам демократизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Миронов, В.И. Трудовое право России [Текст] / В. И. Миронов. – М., 2005г.– С. 92.
2 Гапоненко, В. Ф. Трудовое право[Текст] / В.Ф. Гапоненко, Ф.Н Михайлова. – М., 2010г. – С. 49.
3 Молодцов, М. В., Головина, С. Ю. Трудовое право России [Текст] / М. В. Молодцов, С. Ю. Головина – М., 2009г. – С. 23.
4 Бердычевский, В. С., Акопов Д. Р., Сулейманова Г. В. Трудовое право /В. С. Бердычевский, Д. Р. Акопов, Г. В. Сулейманова. – Ростов на/Д, 2011г. – С. 67.
5 Рыженков, А. Я., Мелихов, В. М., Шаронов, С. А. Трудовое право России / Ф. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов. – М., 2009г. – С. 77-78.
6 Бердычевский, В. С., Акопов, Д. Р., Сулейманова, Г. В. Трудовое право / В. С. Бердычевский, Д. Р. Акопов, Г. В. Сулеманова.– Ростов н/Д., 2010г. – С. 69.
7 Миронов, В. И. Трудовое право России / В. И. Миронов.– М., 2008г. – С. 94.
8 Рыженков, А. Я., Мелихов В. М., Шаронов С. А. Трудовое право России / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов.– М., 2009г. – С. 79.
9 Миронов, В. И. Трудовое право России В. И. Миронов.– М., 2010г. – С. 98.
10 Рыженков, А. Я., Мелихов В. М., Шаронов С. А. Трудовое право России / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов.– М., 2009г. – С. 80.
11 Смирнова, О. В., Снегирева, И. О. Трудовое право / О. В. Смирнова, И. О. Снегирева. – М., 2009г.– С. 79-80.
12 Трудовой кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. – 2012г.- № 1 (ч. 1). - Ст. 20.
13 Трудовой кодекс, Российской Федерации // СЗ РФ. – 2012г.- № 1 (ч. 1). - Ст. 22.
14 Рыженков, А. Я., Мелихов В. М., Шаронов С. А. Трудовое право России / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов.– М., 2009г. – С. 119.
15 Орловский, Ю. П., Нуртдинова, А. Ф. Трудовое право России/ Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. – М., 2010г.
16 Рыженков, А. Я., Мелихов В. М., Шаронов С. А. Трудовое право России / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов.– М., 2009г. – С. 122-124.
17 Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. – 1996г.- № 3 - Ст. 2.
18 Смирнова, О. В., Снегирева, И. О. Трудовое право – М., 2009г. – С.167.
19 Рыженков, А. Я., Мелихов В. М., Шаронов С. А. Трудовое право России / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов.– М., 2009г. – С. 125-126.
20 Смирнова, О. В., Снегирева, И. О. Трудовое право / О. В. Смирнова, И. О. Снегирева. – М., 2009г.– С.156.