Сущность и специфика заключение трудового договора с педагогическими работниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы - является рассмотрение и изучение особенностей труда педагогических работников через призму трудового законодательства РФ.
Задачи данной работы являются:
рассмотреть особенности заключения трудовых договоров с педагогическими работниками;
раскрыть вопрос продолжительности рабочего время и время отдыха педагогических работников;
изучить процесс аттестации педагогических работников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Сущность и специфика заключение трудового договора с педагогическими работниками.
1.1. Заключение трудового договора и рабочее время педагогических работников…………………………………………………………………………4
1.2. Время отдыха педагогических работников………………………………...15
Глава 2. Аттестация педагогических работников и регулирование оплаты труда.
2.1. Требования к квалификации педагогических работников и оплата труда……18
2.2. Прекращение трудового договора с педагогическими работниками….....26
Заключение………………………………………………………………………..29
Список используемой литературы..........................................................................31

Файлы: 1 файл

Особенности регулирования труда педагогических работников.docx

— 64.81 Кб (Скачать файл)

По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих  решений:

а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует  требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует  требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Если уровень квалификации пед.работника признан не соответствующим  требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним  сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия27.

В трудовую книжку работника  вносится запись о присвоении ему  категории.

Установленная на основании  аттестации квалификационная категория  действительна в течение пяти лет. Обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о присвоении высшей квалификационной категории работник может не раньше чем через 2 года после того, как ему присвоена первая категория28.

Педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации. Для этого он должен обратиться в  комиссию по индивидуальным трудовым спорам в учреждении или в суд.

При переходе педагогического  работника в другое образовательное  учреждение квалификационная категория  сохраняется в течение срока  ее действия.

Заработная плата работнику  устанавливается трудовым договором  в соответствии с действующей  у работодателя системой оплаты труда. Системы оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно подпункту 10 п.2 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании"29 заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение. Применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников таких учреждений. Это означает, что системы оплаты устанавливаются:

а) в федеральных образовательных  государственных учреждениях - коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

б) в государственных образовательных  учреждениях субъектов РФ - коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов РФ;

в) в муниципальных образовательных  учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства  РФ от 05.08.2008 N58330 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" с 1 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, введены новые системы оплаты труда.

Переход на новые системы  оплаты труда подразумевает:

  1. отказ от Единой тарифной сетки;
  2. дифференциацию оплаты труда работников бюджетных учреждений с учетом:

специфики трудовых функций  в зависимости от сферы деятельности, должности (профессии);

уровня квалификации и  профессиональной компетенции;

качества, эффективности  и результативности труда конкретных работников.

  1. расширение полномочий бюджетных учреждений в вопросах распределения фонда оплаты труда.

Согласно пункту 1 Положения N58331 система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, включает:

  1. оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;
  2. компенсационные выплаты;
  3. стимулирующие выплаты.

Должностные оклады и ставки заработной платы выплачиваются  за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами. Размеры  окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются  руководителем образовательного учреждения. При этом учитываются сложность  и объем выполняемой работы.

В состав заработной платы  педагогических работников входят также  компенсационные и стимулирующие  выплаты.

К выплатам компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера  в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития  РФ от 29.12.2007 N82232, относятся:

выплаты работникам, занятым  на тяжелых работах, работах с  вредными и (или) опасными и иными  особыми условиями труда;

выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при  выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и  при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную  тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

К числу компенсационных  выплат на практике также относятся  доплаты и надбавки за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей и другие.

Размеры и условия осуществления  компенсационных выплат в конкретном образовательном учреждении устанавливаются  коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в  соответствии с трудовым законодательством  и иными актами, содержащими нормы  трудового права, а также перечнем видов выплат компенсационного характера, если он принят учредителем33.

К выплатам стимулирующего характера относятся34:

выплаты за интенсивность  и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых  работ;

выплаты за стаж непрерывной  работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

Отличительной особенностью таких выплат является то, что они  производятся не за выполнение должностных  обязанностей, а за результативность и эффективность работы. Как следствие, эти выплаты не гарантированы  всем работникам, право на их получение  имеют те, кто достиг в работе показателей и результатов, выходящих  за рамки стандартных.

Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или  меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с  письменного согласия работника.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, учебная нагрузка которых, по не зависящим от них причинам, уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается:

заработная плата за фактическое  число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

  • заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
  • заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы за ставку и если работников невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и  среднего профессионального образования, учебная нагрузка которых по не зависящим  от них причинам уменьшается в  течение учебного года по сравнению  с установленной, выплачивается  заработная плата в размере, установленном  при тарификации в начале учебного года35. Соответственно, в последних двух случаях изменение учебной нагрузки не влечет за собой изменения условий оплаты труда.

Преподавательская работа сверх  установленной нормы часов за ставку заработной платы, выполняемая  пед.работниками с их согласия, не является сверхурочной. Она оплачивается дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном  размере.

 

2.1 Прекращение трудового договора с педагогическими работниками

 

Общие основания прекращения  трудового договора, указанные в  ст. 77 ТК РФ36, а также основания, приведенные в ст. 81, 83, 84 ТК РФ37, при наличии соответствующих обстоятельств могут являться и основаниями для прекращения трудовых договоров с педагогическими работниками.

Трудовой договор с  педагогическими работниками, в  чьи трудовые (должностные) обязанности  непосредственно входят воспитательные функции, может быть расторгнут по основанию, предусмотренному п.8 ч.1 ст.81 ТК РФ, - совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Помимо оснований прекращения  трудового договора, предусмотренных  гл.13 ТК РФ, по отношению к педагогическим работникам общеобразовательных учреждений такими основаниями являются:

1.повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения (п.1 ст.336 ТК РФ, пп.1 п.4 ст.56 Закона об образовании);

2. применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

В приказе (распоряжении) о  прекращении трудового договора, трудовой книжке и личной карточке в качестве основания прекращения  трудового договора указывается  повторное в течение года нарушение  Устава образовательного учреждения и  дается ссылка либо на п.1 ст.336 ТК РФ38, либо на пп.1 п.4 ст.56 Закона об образовании39. При этом ссылка на Трудовой кодекс РФ предпочтительна.

Прекращение трудового договора производится в порядке, установленном  ст. 84.1 ТК РФ40. В последний рабочий день нужно:

выдать работнику трудовую книжку. При получении работник должен расписаться в Книге учета  движения трудовых книжек и вкладышей  к ним, а также в личной карточке. В случае отсутствия работника или  его отказа от получения трудовой книжки работодатель должен направить  ему уведомление о том, что  он должен явиться за трудовой книжкой  или дать согласие на отправление  ее по почте41;

выплатить работнику заработную плату за отработанный период и иные причитающиеся ему суммы, в том  числе компенсацию за неиспользованный отпуск (при его наличии).

Увольнение по п.2 ст.336 ТК РФ42 возможно в случае применения (в том числе однократного) педагогическим работником к обучающимся или воспитанникам следующих методов:

физического насилия, физической силы, принудительного физического  воздействия. Проявлением физического  насилия могут быть побои и  любые другие действия, причиняющие  боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т.д.;

психического насилия. Проявлением  психического насилия являются угрозы, преднамеренная изоляция, оскорбления  и унижение достоинства, предъявление чрезмерных требований, систематическая  необоснованная критика и т.п.

Прекращение трудового договора производится в порядке, предусмотренном  ст. 84.1 ТК РФ43. В последний рабочий день нужно:

выдать работнику трудовую книжку. При получении работник должен расписаться в Книге учета  движения трудовых книжек и вкладышей  к ним, а также в личной карточке. В случае отсутствия работника или  его отказа от получения трудовой книжки работодатель должен направить  ему уведомление о том, что  он должен явиться за трудовой книжкой  или дать согласие на отправление  ее по почте;

выплатить работнику заработную плату за отработанный период и иные причитающиеся ему суммы, в том  числе компенсацию за неиспользованный отпуск (при его наличии).

 

 

Заключение

 

Трудовой кодекс, вступивший в силу с 2002 года, внес значительные изменения в регулирование трудовых отношений с отдельными категориями  работников. Изменения коснулись  и педагогических работников, однако эти изменения по-прежнему не решили всех проблем в этой сфере.

 

Вывод:

  1. В кодексе отсутствует понятие педагогической деятельности, а установлены только требования, предъявляемые к лицу желающему заниматься педагогической деятельностью. К этим требованиям, относится наличие у лица образовательного ценза, стажа работа по педагогической специальности, определенные тарифно-квалификационные характеристики и соответствующий разряд аттестации.
  2. При заключении трудового договора на стороны распространяются общие требования, но при этом существуют некоторые особенности. Так, продолжительность рабочего времени для педагогических работников не может быть более 36 часов в неделю, а отпуск педагогических работников носит удлиненный характер и составляет 56 календарных дней, также возможно продление количества отпускных дней при непрерывной педагогической деятельности в течении 10 лет сроком до 1 календарного года.
  3. Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий: показателей квалификации; продолжительности рабочего времени; и иными особенностями.
  4. Основаниями для прекращении трудового договора являются общие нормы и дополнительные, предусмотренные в ст.336 ТК РФ44: повторное в течение одного года грубое нарушение устава о<span class="List_0020Paragraph__Char" style

Информация о работе Сущность и специфика заключение трудового договора с педагогическими работниками