Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа
Цели данной курсовой рассмотреть:
1. Рынок труда и его особенности;
2. Занятость населения;
Задачи:
- Рассмотреть труд и занятость до 1991г и на данный момент
Ведение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические подходы к определению рынка труда и занятости населения…………………………………………………………………………4
1.1 Понятие рынка труда и занятости населения………………………………4
1.2 Сущность и роль труда и занятости в экономике …………………………6
Глава 2. Как регулируется труд и занятость в рыночной экономике………………………………………………………………………..12
2.1 Проблемы труда и занятости в экономике………………………………...12
2.2 Актуальные проблемы экономики труда до 1991 г……………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………
В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда. Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.
Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
Глава 2. Как регулируется труд и занятость в рыночной экономике
2.1 Проблемы труда и занятости в экономики
В условиях глобализации мировой экономики проблема обеспечения эффективного функционирования национальных рынков труда является одной из самых актуальных и, несомненно, приоритетных. Создание условий, необходимых для взаимодействия работников и работодателей, обеспечение стабильности и равноценности их взаимоотношений — достаточно сложная и серьёзная задача. Весьма важно создать такие условия на рынке труда, чтобы работники и работодатели чувствовали себя в равной степени полноправными и равноценными участниками трудовых отношений.
Проблема формирования эффективного рынка труда, а также его поддержание и развитие — задача, прежде всего, государства. Для этого правительству необходимо:
1) подготовить полноценных участников рынка труда — работодателей и работников. Здесь на его плечи ложится задача обеспечения возможности качественного полноценного образования для всех слоёв населения, подготовки квалифицированных рабочих и специалистов во всех областях;
2) очень важно создать именно те условия, в которых участники смогут взаимодействовать — то есть сам рынок;
3) важно обеспечить профессиональную и территориальную мобильность участников рынка труда, решить бытовые проблемы работников — проблемы связанные с жильём и образованием;
4) немаловажно производственным процессом затрагивать все регионы страны, все слои населения, равномерно распределяя рабочие места по стране и развивая слабые и упадочные регионы;
5) помимо подготовки самих участников производственного процесса и создания условий для его функционирования очень серьёзной задачей является разработка и создание своеобразных правил и условий действия на рынке, а также регулирование и контроль над их соблюдением. Необходима разработка такого законодательства, которое бы позволило, как работникам, так и работодателям чувствовать себя равноправными участниками трудовых отношений;
6) наконец, при анализе тенденций и проблем развития российского рынка труда, чрезвычайно важно учитывать национальные особенности.
На сегодняшний момент
национальный рынок труда имеет
множество серьёзных проблем. Это,
в первую очередь, разрешение таких
важнейших вопросов, как: устранение
открытой безработицы, повышение оплаты
труда, достойное пенсионное обеспечение
граждан, совершенствование системы
трудового страхования, обеспечение
мобильности рабочей силы, повышение
уровня производительности труда, обеспечение
эффективности занятости, преодоление
чрезмерной дифференциации доходов
различных слоёв населения и
многие другие вопросы. Чрезвычайно
важно при этом учитывать тот
факт, что в России имеет место
неблагоприятная
Что касается последнего, то необходимо отметить, что современное законодательство в области рынка труда сложилось в последнее двадцатилетие. В СССР защита населения от безработицы не требовалась, поскольку Конституция СССР обеспечивала гражданам гарантированное право на труд. С изменением типа экономической системы ситуация кардинально изменилась. На сегодняшний день трудовые отношения в России регулируются Конституцией Российской Федерации, Трудовым Кодексом и рядом Федеральных законов о политике в области труда и занятости. Однако российское законодательство до сих пор остаётся, к сожалению, одним из самых серьёзных препятствий для совершенствования национального рынка труда.
Начиная с 1991 г., в Российской Федерации было принято более 100 федеральных законов, касающихся принципов функционирования рынка труда. Важным шагом в формировании правовой базы для функционирования национального рынка труда явилось принятие Трудового Кодекса Российской Федерации в феврале 2002 года. Однако, несмотря на все указанное выше, в России до сих пор нет целостности в правовой сфере рынка труда, законодательство в данной области далеко не совершенно.
Бесспорным является тот
факт, что в связи с развивающейся
стремительным образом
Таким образом, можно со всей
уверенностью отметить, что на данный
момент в России практика действия
международных стандартов организации
и регулирования отношений в
социально-трудовой сфере находится
лишь в самом начале длительного
пути. Хотя, безусловно, интеграционные
процессы и функционирование рыночных
механизмов в современной России
подталкивают процесс становления
развитого рынка труда, цивилизованных
социально-трудовых отношений, формирования
принципов страхования и
Формально же согласно современному
российскому законодательству в
сфере труда работники
Наиболее уязвимыми группами населения в рамках рынка труда являются безработные. Недостаточные права в рамках трудовых отношений имеют подростки, люди преклонного возраста и женщины. В особую категорию можно также вынести жителей сельской местности. Наиболее тяжёлая ситуация возникает у тех, кто временно остался без работы и находится в её поиске. Права данной категории граждан регулируются Законом «О занятости населения в Российской Федерации» [4]. Данный закон в первой его редакции был принят в 1991 г., а позднее изменялся и дополнялся большое количество раз, и каждый раз данные изменения и дополнения были приняты не в пользу безработной категории граждан.
Реализация прав безработной
категории граждан согласно закону
о занятости подразумевает, в
первую очередь, их материальную поддержку,
а также помощь в получении
дополнительного образования (переподготовки)
или новой профессии. Однако проблема
в том, что эта поддержка
Таблица №1
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
По данным обследований населения по проблемам занятости | |||||||||||
Численность безработных, тыс. чел. |
7059,1 |
6287,9 |
6154,7 |
5683,3 |
5775,2 |
5208,3 |
4998,7 |
4232,5 |
5289,0 |
6427,0 |
6800,0 |
По данным Федеральной службы по труду и занятости | |||||||||||
Численность безработных, зарегистрированных
в органах государственной |
1037,0 |
1122,7 |
1499,7 |
1638,9 |
1920,3 |
1830,1 |
1742,0 |
1553,0 |
1522,0 |
2145,0 |
2200,0 |
Как видим из таблицы №1, численность безработных по данным обследования населения по проблемам занятости превышает численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, в несколько раз. В 2000 г. этот разрыв был больше, чем в 7 раз, далее с каждым годом этот показатель постепенно снижался, тем не менее, до сих пор продолжает оставаться на высоком уровне. Лишь небольшая численность безработных идёт регистрироваться в службах занятости, остальные не возлагают надежд на возможность найти работу через подобные службы [6]. Иначе говоря, население в России не рассчитывает на поддержку со стороны государства в решении проблемы безработицы. Однако даже та небольшая часть безработных, рассчитывающая на эту помощь, вовсе не удовлетворена действиями служб занятости и поддержкой государства, т.к. по их мнению, материальную поддержку, оказываемую безработным, нельзя назвать полноценной поддержкой, позволяющей спокойно получать дополнительное образование или искать нужную работу. Так, если в 1996 г. минимальный размер пособия по безработице приравнивался к минимальному размеру оплаты труда, а максимальный размер пособия не ограничивался, то начиная с 2003 г., минимальный размер пособия по безработице был равен 30% прожиточного минимума, а максимальный размер пособия — 100% прожиточного минимума. В 2008 г. минимальный размер пособия по безработице был равен 781 рублю, а максимальный размер пособия составлял 3124 рубля [7]. При этом в четвертом квартале 2008 г. прожиточный минимум составлял 4630 рублей [8], а минимальный размер оплаты труда на 1 января 2009 г. был установлен в размере 4330 рублей [9]. Таким образом, весьма очевидна ухудшающаяся тенденция в материальной поддержке безработной категории граждан.
На состояние рынка труда серьёзнейшее влияние оказывает демографическая ситуация в стране, ибо функционирование рынка труда — не просто процесс потребления (использования) и обращения рабочей силы, но и её формирования и воспроизводства. К сожалению, в современной России, как и в других развитых странах мира, сложилась тяжёлая демографическая ситуация. По данным на 1 января 2010 г. численность постоянного населения Российской Федерации составила 141 927 297 человек. При этом численность экономически-активного населения по итогам обследования населения по проблемам занятости — 74,6 млн чел., что в процентном отношении к общей численности населения страны составляет 52%. [10] При этом если рассматривать численность экономически-активного населения России за последние годы, то наблюдается прирост показателя. Так, в 2007 г. численность экономически активного населения составила 75046 тыс. чел., в 2006 г. — 74187 тыс. чел., в 2005 г. — 73811 тыс. чел., в 2004 г. — 72909 тыс. чел., в 2003 г. — 72835 тыс. чел. [11] Однако следует понимать, что в условиях отрицательной демографической ситуации этот рост не является долгосрочным, поскольку имеет место старение экономически-активного населения. В 2008 г. количество занятых в экономике составляло 70965,1 тысяч человек, но уже в январе 2010 г. данный показатель составил 67700 тыс. чел. В 2009 г. произошёл резкий спад в численности занятых в экономике, который связан с разразившимся кризисом 2008 г. и соответственно выросшим уровнем безработицы.