Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:58, контрольная работа
Задачи по трудовому праву, вариант №2.
Порядок опубликования заключенных
на федеральном уровне отраслевых соглашений
и порядок опубликования
Статья 49. Изменение и дополнение соглашения. Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации
коллективного договора, соглашения
соответствующий орган по труду
выявляет условия, ухудшающие положение
работников по сравнению с трудовым
законодательством и иными
Статья 51. Контроль за выполнением
коллективного договора, соглашения.
Контроль за выполнением коллективного
договора, соглашения осуществляется
сторонами социального
При проведении указанного
контроля представители сторон обязаны
предоставлять друг другу, а также
соответствующим органам по труду
необходимую для этого
Понятие, виды и особенности источников трудового права России
Источники трудового права - это
результаты нормотворческой деятельности
органов государства, а также
совместного правотворчества
Источники трудового права - это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и др., регулирующие трудовые и непосредственно связанные или производные от них иные отношения в сфере применения труда всех работников. Однако к источникам трудового права, с учетом особенностей их формирования, относятся и акты локального нормотворчества самих работников и работодателя (их представителей). Следует иметь в виду, что у работодателя (в организации) таким источником является коллективный договор либо иные локальные нормативные акты, принятые в установленном законом порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от генерального до отраслевого тарифного), принимаемые на основе двустороннего сотрудничества организациями работодателей и работников в лице их представителей, а на основе трехстороннего сотрудничества - с участием органов государственного управления. Коллективный договор и указанные соглашения называют также социально-партнерскими актами. Таким образом, в состав источников трудового права наряду с нормативными правовыми актами входят акты органов местного самоуправления и указанные социально-партнерские акты, иные локальные нормативные акты, действующие, как и коллективный договор, в рамках конкретной организации (у данного работодателя).
В силу специфики различных отраслей
экономики и непроизводственной
сферы для регулирования
Такое разграничение трудового законодательства, и, условно говоря, источников права в широком смысле слова, включающих как трудовое законодательство (все нормативные правовые акты в области труда), так и указанные акты, которые в него не входят, получило свое закрепление в нормах трудового права. Статья 5 ТК названа следующим образом: "Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права". Из этого следует, что содержание понятий (терминов) "трудовое законодательство" и "иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права" не совпадают. Но и те, и другие являются источниками трудового права. Источники же различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства или принимаемые путем соглашений представителями работников, работодателей, как правило, с участием государства либо принимаемые работодателем и работниками, их представителями в рамках конкретной организации (у данного работодателя). Следовательно, понятие "источники трудового права" шире понятия "трудовое законодательство" и включает наряду с ним иные указанные акты. Поэтому источники трудового права включают как трудовое законодательство, так и иные акты.
Поскольку источник права является
следствием нормотворческой деятельности,
то и вид источников, и их юридическая
сила находятся в прямой зависимости
от иерархии государственных органов,
их конституционных полномочий и
компетенции, которой они наделены
по действующим законам, а также
от компетенции конкретного
В сфере применения труда работников правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленных законом случаях к этому привлекаются работники, их представители, с одной стороны, и работодатели, их объединения - с другой. Исходя из этого, целесообразно классифицировать источники трудового права по их юридической силе и органам, принимающим те или иные акты. Соответственно, можно определить систему источников российского трудового права с присущей ей структурой и выделением актов в соответствии с их иерархией.
Главное место среди источников
трудового права отводится
Следующим по значимости источником
трудового права являются законы
(как федеральные, так и субъектов
Федерации). Источники трудового
права, как известно, должны отражать
федеративный характер российского
государства, в рамках которого установлено
разграничение предметов
Среди федеральных законов важнейшее
место отводится Трудовому
Среди подзаконных актов
Постановления Правительства РФ в юридической иерархии источников трудового права стоят вслед за федеральными законами и указами Президента РФ и должны им соответствовать. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ. Постановления Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Определенное значение имеют постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ, других министерств и федеральных органов власти, принимаемые ими в пределах их компетенции, предусмотренной законодательством. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда России (наделенного в течение длительного времени полномочиями издавать соответствующие акты) издавались в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда.
Наряду с федеральными законами,
указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, иными нормативными
правовыми актами РФ к источникам
трудового права относятся
Органы местного самоуправления вправе
принимать в установленном
К источникам трудового права в
рамках организации относятся
В отличие от коллективного договора локальные нормативные акты принимаются работодателем в пределах его компетенции и в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, а в установленных ими случаях (кроме соглашений) работодатель принимает эти локальные акты с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК). При этом указанные акты могут приниматься работодателем и по соглашению с представительным органом работников, но если данный порядок будет предусмотрен коллективным договором, соглашениями.
Таким образом, иерархия источников трудового права получила свое выражение в ст. 5 ТК, где акты располагаются по их юридической силе и сфере действия: Конституция РФ, ТК, иные федеральные законы и т.д. При этом закреплена особая роль ТК по отношению к федеральным законам, иным нормативным правовым актам. Предусмотрено, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК. В случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК.
Акты органов местного самоуправления и так называемые локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ч. 4 ст. 8 ТК).
В ТК (ст. 6) закреплено разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. При этом определяется приоритет не только ТК, но и федеральных законов. В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленных ТК или иными федеральными законами, применяются ТК или иные федеральные законы.
Акты Верховного Суда РФ не являются источником трудового права, но постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие разъяснения играют немаловажную роль в правоприменении. Решения Верховного Суда РФ как суда высшей инстанции рассматриваются на уровне "руководящих разъяснений". Из-за пробелов в праве эти решения имеют большое значение.
Акты Конституционного Суда РФ хотя и не рассматриваются как источник трудового права, но решения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правоприменительной практике. Если Конституционным Судом РФ нормативный правовой акт или его положения будут признаны неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом решения Конституционного Суда РФ вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
ЛИТЕРАТУРА: