Трудовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Задачи по трудовому праву, вариант №2.

Файлы: 1 файл

трудовое.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

Порядок опубликования заключенных  на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения  о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования  иных соглашений определяется их сторонами.

Статья 49. Изменение и  дополнение соглашения. Изменение и  дополнение соглашения производятся в  порядке, установленном настоящим  Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий  орган по труду.

Вступление коллективного  договора, соглашения в силу не зависит  от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации  коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду  выявляет условия, ухудшающие положение  работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы  трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим  коллективный договор, соглашение, а  также в соответствующую государственную  инспекцию труда. Условия коллективного  договора, соглашения, ухудшающие положение  работников, недействительны и не подлежат применению.

Статья 51. Контроль за выполнением  коллективного договора, соглашения. Контроль за выполнением коллективного  договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны  предоставлять друг другу, а также  соответствующим органам по труду  необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня  получения соответствующего запроса.

Понятие, виды и  особенности источников трудового права России

 

Источники трудового права - это  результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также  совместного правотворчества работодателей  и работников (их представителей) в  сфере регулирования трудовых и  непосредственно связанных с  ними отношений.

Источники трудового права - это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и др., регулирующие трудовые и непосредственно связанные или производные от них иные отношения в сфере применения труда всех работников. Однако к источникам трудового права, с учетом особенностей их формирования, относятся и акты локального нормотворчества самих работников и работодателя (их представителей). Следует иметь в виду, что у работодателя (в организации) таким источником является коллективный договор либо иные локальные нормативные акты, принятые в установленном законом порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от генерального до отраслевого тарифного), принимаемые на основе двустороннего сотрудничества организациями работодателей и работников в лице их представителей, а на основе трехстороннего сотрудничества - с участием органов государственного управления. Коллективный договор и указанные соглашения называют также социально-партнерскими актами. Таким образом, в состав источников трудового права наряду с нормативными правовыми актами входят акты органов местного самоуправления и указанные социально-партнерские акты, иные локальные нормативные акты, действующие, как и коллективный договор, в рамках конкретной организации (у данного работодателя).

В силу специфики различных отраслей экономики и непроизводственной сферы для регулирования трудовых отношений характерна широкая сфера  действия трудового законодательства, которая, однако, не охватывает указанных  актов, являющихся источниками трудового  права (коллективный договор, локальные  нормативные акты и др.).

Такое разграничение трудового  законодательства, и, условно говоря, источников права в широком смысле слова, включающих как трудовое законодательство (все нормативные правовые акты в  области труда), так и указанные  акты, которые в него не входят, получило свое закрепление в нормах трудового  права. Статья 5 ТК названа следующим  образом: "Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права". Из этого следует, что содержание понятий (терминов) "трудовое законодательство" и "иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права" не совпадают. Но и те, и другие являются источниками трудового права. Источники  же различаются по тем юридическим  формам, в которых воплощаются  общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени  государства или принимаемые  путем соглашений представителями  работников, работодателей, как правило, с участием государства либо принимаемые работодателем и работниками, их представителями в рамках конкретной организации (у данного работодателя). Следовательно, понятие "источники трудового права" шире понятия "трудовое законодательство" и включает наряду с ним иные указанные акты. Поэтому источники трудового права включают как трудовое законодательство, так и иные акты.

Поскольку источник права является следствием нормотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая  сила находятся в прямой зависимости  от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и  компетенции, которой они наделены по действующим законам, а также  от компетенции конкретного работодателя.

В сфере применения труда работников правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленных законом  случаях к этому привлекаются работники, их представители, с одной  стороны, и работодатели, их объединения - с другой. Исходя из этого, целесообразно  классифицировать источники трудового  права по их юридической силе и  органам, принимающим те или иные акты. Соответственно, можно определить систему источников российского  трудового права с присущей ей структурой и выделением актов в  соответствии с их иерархией.

Главное место среди источников трудового права отводится Конституции  РФ. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения. Статья 37 Конституции РФ провозглашает  свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также  право на защиту от безработицы. Признано право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с  использованием установленных федеральным  законом способов их разрешения, включая  право на забастовку. Каждому предоставляется  право на отдых, а работающим по трудовому  договору гарантируются установленные  федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Следующим по значимости источником трудового права являются законы (как федеральные, так и субъектов  Федерации). Источники трудового  права, как известно, должны отражать федеративный характер российского  государства, в рамках которого установлено  разграничение предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и ее субъектов. В соответствии с  Конституцией РФ (ст. 72) трудовое законодательство находится в совместном ведении  Федерации и ее субъектов, а разграничение  их компетенции осуществляется также  на основе Конституции. К ведению  Федерации, как следует из ст. 71 (п. "в") Конституции РФ, относится  достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, которые закреплены в ряде статей гл. 2 Конституции, составляющей основы правового статуса личности в  России (ст. 19, 30, 37, 41 и др.). Законы о  труде и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации издаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не должны им противоречить (ст. 76 Конституции  РФ).

Среди федеральных законов важнейшее  место отводится Трудовому кодексу  РФ - важнейшему кодификационному акту, действующему на всей территории Российской Федерации.

Среди подзаконных актов главенствующее значение имеют указы Президента РФ, которые играют ведущую роль среди подзаконных источников трудового  права. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Постановления Правительства РФ в  юридической иерархии источников трудового  права стоят вслед за федеральными законами и указами Президента РФ и должны им соответствовать. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным  законам, указам Президента РФ они могут  быть отменены Президентом РФ. Постановления  Правительства РФ обязательны для  исполнения на всей территории РФ.

Определенное значение имеют постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ, других министерств и федеральных органов власти, принимаемые ими в пределах их компетенции, предусмотренной законодательством. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда России (наделенного в течение длительного времени полномочиями издавать соответствующие акты) издавались в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда.

Наряду с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями  Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ к источникам трудового права относятся также  законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые действуют  в пределах субъекта РФ. Их действие основано на конституциях или уставах  субъектов РФ. Указанные законы и  акты не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным нормативным  правовым актам (ст. 76 Конституции РФ).

Органы местного самоуправления вправе принимать в установленном порядке  некоторые акты, содержащие нормы  трудового права, в том числе  регулирующие деятельность органов (центров) занятости и трудоустройства  либо определяющие режим работы организаций  торговли, сферы обслуживания, транспорта, и иные, действующие в пределах их территорий.

К источникам трудового права в  рамках организации относятся нормативная  часть (условия) коллективного договора, а также иные локальные нормативные  акты, принимаемые в конкретной организации. Их действие не выходит за пределы  организации (работодателя).

В отличие от коллективного договора локальные нормативные акты принимаются  работодателем в пределах его  компетенции и в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, а в установленных  ими случаях (кроме соглашений) работодатель принимает эти локальные акты с учетом мнения представительного  органа работников (ст. 8 ТК). При этом указанные акты могут приниматься  работодателем и по соглашению с представительным органом работников, но если данный порядок будет предусмотрен коллективным договором, соглашениями.

Таким образом, иерархия источников трудового  права получила свое выражение в  ст. 5 ТК, где акты располагаются по их юридической силе и сфере действия: Конституция РФ, ТК, иные федеральные  законы и т.д. При этом закреплена особая роль ТК по отношению к федеральным  законам, иным нормативным правовым актам. Предусмотрено, что нормы  трудового права, содержащиеся в  иных законах, должны соответствовать  ТК. В случае противоречий между  ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового  права, применяется ТК. Если вновь  принятый федеральный закон противоречит ТК, то этот федеральный закон применяется  при условии внесения соответствующих  изменений и дополнений в ТК.

Акты органов местного самоуправления и так называемые локальные нормативные  акты, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных  органов исполнительной власти, законам  и иным нормативным правовым актам  субъектов РФ. Локальные нормативные  акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения порядка  учета мнения представительного  органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются  законы или иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ч. 4 ст. 8 ТК).

В ТК (ст. 6) закреплено разграничение  полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ. При этом определяется приоритет не только ТК, но и федеральных  законов. В случаях, если закон или  иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК или иным федеральным  законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленных  ТК или иными федеральными законами, применяются ТК или иные федеральные  законы.

Акты Верховного Суда РФ не являются источником трудового права, но постановления  Пленума Верховного Суда РФ и другие разъяснения играют немаловажную роль в правоприменении. Решения Верховного Суда РФ как суда высшей инстанции  рассматриваются на уровне "руководящих  разъяснений". Из-за пробелов в праве  эти решения имеют большое  значение.

Акты Конституционного Суда РФ хотя и не рассматриваются как источник трудового права, но решения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правоприменительной  практике. Если Конституционным Судом  РФ нормативный правовой акт или  его положения будут признаны неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом решения  Конституционного Суда РФ вступают в  силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и  не требуют подтверждения другими  органами государства.

 

 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

    1. "ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)(ред. от 01.12.2007)
    2. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)(ред. от 06.12.2007)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)
    3. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" принята всенародным голосованием 12.12.1993)

 

ЛИТЕРАТУРА:

    1. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. – М., 2003.
    2. Миронов В.И. Трудовое право России. М., 2004
    3. Трудовое право России. /под. ред. А.М. Куренного. М, 2004

 


Информация о работе Трудовое право