Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:35, контрольная работа
Описание работы
Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господ¬ствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.
Содержание работы
Вопрос 1. Понятие и виды источников трудового права………….. Вопрос 2. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Основания прекращения трудового договора работодателем……………………………………………... Задача………………………………………………………………….. Список использованных нормативно – правовых актов и литературы…………………………………………………….
Вопрос 1. Понятие и виды источников
трудового права…………..
3
Вопрос 2. Трудовой договор:
понятие, стороны, содержание.
Основания прекращения трудового
договора
работодателем……………………………………………...
10
Задача…………………………………………………………………..
23
Список использованных нормативно
– правовых
актов и литературы…………………………………………………….
24
Понятие и виды источников трудового
права.
Категория «источники права»
в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных
аспектах. Во-первых, к ним относят объективные
факторы, порождающие право как социальное
явление. В качестве таких факторов выступают
материальные условия жизни общества,
экономические, политические и социальные
потребности господствующего класса и
иных социальных групп. Иначе говоря, в
данном случае речь идет об источнике
права в материальном смысле слова. Во-вторых,
понятие источника права связывают и с
непосредственной деятельностью уполномоченных
органов государства по формированию
права, приданию ему формы законов, указов,
постановлений и других нормативно-юридических
документов.
Необходимо отметить, что со
вторым понятием источника права чаще
всего приходится сталкиваться не только
в науке трудового права, но и на практике,
в повседневной жизни, ибо оно дает возможность
познать трудовое право с позиций нормативного
содержания и его принадлежности к конкретным
субъектам — работникам, работодателям,
трудовому коллективу.
В свете вышесказанного под
источниками трудового права следует
понимать результаты (продукты) правотворческой
деятельности компетентных органов государства
в сфере регулирования трудовых и иных
общественных отношений, составляющих
предмет этой отрасли права. Источники
трудового права, таким образом, могут
быть отождествлены с понятием нормативно-правовых
актов, регулирующих рынок труда, отношения
по организации и применению труда наемных
работников.
Источники — нормативные акты,
относящиеся к трудовому праву России,—
составляют определенную систему, которая
включает разнообразные по своему характеру,
юридической силе и сфере действия нормативные
акты. Такую систему обычно именуют системой
трудового законодательства, подразумевая,
однако, в одних случаях совокупность
всех нормативных актов — источников
трудового права, в других — только законы
о труде. Иначе говоря, различают понятие
трудового законодательства в широком
и узком смысле слова.
Учитывая, что правотворческая
деятельность в сфере труда осуществляется
не одним, а рядом государственных органов,
которые нередко привлекают к этой деятельности
профсоюзы и трудовые коллективы, следует
прежде всего выделить классификацию
источников трудового права по органам,
принимающим нормативные акты различной
юридической силы.
Особое место среди источников
российского права, в том числе и трудового
права, занимает ныне действующая Конституция
РФ, принятая всенародным голосованием
12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15
Конституции РФ она имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на
всей территории России. Законы и иные
правовые акты, принимаемые в РФ, не должны
противоречить Конституции РФ.
Конституция РФ 1993 г. закрепила
ряд новых положений принципиального
характера, которые имеют непосредственное
отношение к понятию и содержанию источников
российского права вообще и трудового
права в частности. Так, в ней отмечается,
что права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной
и исполнительной властей, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры РФ являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором РФ установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора (ст. 15). Конституция РФ законодательно
закрепила свободу труда, запрет принудительного
труда, право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены, на
вознаграждение за труд без какой бы то
ни было дискриминации и не ниже установленного
федеральным законом минимального размера
оплаты труда, а также право на защиту
от безработицы. Она признала право работников
на индивидуальные и коллективные трудовые
споры с использованием установленных
федеральным законом способов их разрешения,
включая право на забастовку. Каждому
предоставляется право на отдых. Работающему
по трудовому договору гарантируются
установленные федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные
дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст.
37).
Следующим по юридической иерархии
источником трудового права являются
законы Российской Федерации.
Поскольку Конституция РФ 1993
г. относит трудовое законодательство
к совместному ведению Российской Федерации
и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72), следует
различать среди источников трудового
права наряду с федеральными законами
законы субъектов РФ. Более того, вне пределов
ведения Российской Федерации, а также
совместного ведения Российской Федерации
и ее субъектов последние (т. е. республики,
края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа)
осуществляют собственное правовое регулирование
общественных отношений по труду, включая
принятие законов. При этом законы субъектов
РФ не могут противоречить федеральным
законам. В случае противоречия между
федеральным законом и законом субъекта
РФ действует федеральный закон.
Среди законов субъектов РФ
в сфере труда также следует различать
конституционные и обычные (текущие) законы.
Все они принимаются соответствующими
органами государственной власти — законодательными
собраниями (Думами) республик, областными,
краевыми, городскими Думами и другими
местными органами государственной власти,
распространяя свое действие на соответствующие
регионы.
Таким образом, законы как источники
трудового права России по органам их
принятия и юридической силе можно классифицировать
на следующие три группы: 1) федеральные
конституционные законы; 2) федеральные
законы; 3) законы "субъектов РФ (конституционные
и текущие).
Важнейшее место среди федеральных
законов в области трудового права занимает
Трудовой кодекс (ТК) РФ. Будучи основным
кодифицированным источником трудового
права России, он регулирует, по существу,
весь комплекс общественных отношений,
который входит в предмет данной отрасли
права.
Президент РФ в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными законами
определяет основные направления внутренней
и внешней политики государства, включая
политику в области правового регулирования
рынка труда, трудовых и социальных отношений.
Президент РФ может отменить
постановления и распоряжения Правительства
РФ в случае их противоречия Конституции
РФ, федеральным законам и указам Президента
РФ.
Необходимо иметь в виду, что
не все акты Президента РФ следует рассматривать
в качестве источников права (в том числе
источников трудового права). Указы, не
содержащие нормативных положений, обычно
носят персонифицированный характер и
источниками права не являются. К их числу
можно отнести, например, указы о награждении
работников орденами, о присвоении работникам
классных чинов, почетных званий и т. п.
У Постановления Правительства
РФ как источники трудового права издаются
во исполнение Конституции РФ, федеральных
законов, нормативных указов Президента
РФ. Они представляют собой акты исполнительной
власти РФ, носящие подзаконный характер.
В юридической иерархии источников права
постановления Правительства РФ стоят
вслед за законами РФ и указами Президента
РФ нормативного значения.
В отличие от указов Президента
РФ как источников права, принимаемых
единолично, постановления Правительства
— акты коллегиального органа, поскольку
Правительство состоит из Председателя
Правительства, его заместителей и федеральных
министров. Процедура коллективного принятия
постановлений Правительства, как и порядок
его деятельности вообще, определяется
федеральным конституционным законом.
Постановления Правительства
РФ обязательны к исполнению на всей территории
России всеми ее гражданами. В случае их
противоречия Конституции РФ, федеральным
законам и указам Президента РФ они, как
указывалось выше, могут быть отменены
Президентом РФ.
В системе источников трудового
права постановления Правительства РФ
занимают весьма заметное место. Они, по
существу, охватывают весь круг общественных
отношений, составляющих предмет трудового
права. Обычно постановления Правительства
РФ принимаются во исполнение законов
РФ и указов Президента РФ в целях их конкретизации,
уточнения и реального проведения в жизнь.
Однако, будучи нормативными актами, принятыми
в развитие действующего законодательства,
а нередко и по прямому указанию закона
и указу Президента РФ, постановления
Правительства РФ не теряют своего значения
как источника трудового права, ибо содержат
новые нормы, которые, не противореча законам
и указам, развивают их.
В последние годы в связи с переходом
на рыночные формы ведения народного хозяйства
появились качественно новые источники
трудового права — генеральные, региональные,
межотраслевые, отраслевые тарифные, профессиональные
тарифные, территориальные и иные соглашения.
Это договорные акты, заключаемые на двусторонней
или трехсторонней основе, которые выражают
отношения социального партнерства между
представителями работников и работодателей.
Третьей стороной в таких соглашениях
может выступать соответствующий компетентный
орган государственного управления.
Соглашения как специфические
договорные источники трудового права
характеризуются тем, что они исходят
не от органов государственной власти
и управления, а от субъектов общественных
трудовых отношений и их представителей.
Государственные органы здесь могут лишь
участвовать в качестве третьей стороны,
обеспечивая социальное партнерство между
работниками и работодателями. При этом
государство уполномочивает социальных
партнеров на договорное нормотворчество
в сфере труда.
Применительно к юридической
иерархии источников трудового права
соглашения стоят между законодательными
(централизованными) и локальными нормативными
актами, т. е. занимают промежуточное положение.
Локальные нормативно-правовые
акты. Эта разновидность источников трудового
права связана, как правило, с социально-партнерской
нормотворческой деятельностью, осуществляемой
непосредственно в организациях между
работодателем (администрацией предприятия,
предпринимателем) и наемными работниками.
С переходом на рыночные экономические
отношения коллективный договор, соглашения
по охране труда и другие акты совместного
нормотворчества постепенно приобретают
ведущее значение в количественном и качественном
(содержательном) отношениях. К локальным
нормативным актам относятся также приказы
работодателя и администрации организаций,
принятые в пределах их компетенции.
Локальные нормативно-правовые
акты относятся к категории подзаконных
источников права, стоящих на низшем уровне
юридической иерархии. Они имеют ограниченную
сферу действия (в пределах данной организации)
и не должны противоречить законам и другим
подзаконным актам.
Действующее трудовое законодательство
детально регламентирует порядок разработки
и принятия локальных нормативных актов.
Особенно это относится к коллективным
договорам, которые становятся своеобразными
кодексами в рамках конкретных организаций.
Коллективный договор — одна из форм локального
правотворчества, осуществляемая в целях
установления автономной системы условий
труда в организациях и повышения ее эффективности
.
Акты высших судебных органов
— Конституционного Суда РФ и Верховного
Суда РФ. Эти акты не могут рассматриваться
в качестве источников трудового права,
хотя в ряде случаев и Конституционному
Суду, и Верховному Суду приходится соответственно
решать вопрос либо о конституционности
того или иного нормативного акта о труде,
либо об ориентировании судебной практики
на единообразное понимание и разрешение
трудовых споров.
Трудовой договор: понятие,
стороны, содержание.
Определение понятия трудового
договора (контракта) дано в части 1 статьи
15 КЗоТ (в редакции Федерального закона
от 6 мая 1998 г.) В соответствии с ней трудовой
договор (контракт) есть соглашение между
работником и работодателем (физическим
либо юридическим лицом), по которому работник
обязуется выполнять работу по определенной
специальности, квалификации или должности
с подчинением внутреннему трудовому
распорядку, а работодатель (физическое
либо юридическое лицо) обязуется выплачивать
работнику заработную плату и обеспечивать
условия труда, предусмотренные законодательством
о труде, коллективным договором и соглашением
сторон.
Признавая контракт синонимом
трудового договора, а не его разновидностью,
законодатель тем самым определил, что
содержание контракта, так же как и трудового
договора, должно соответствовать законам
и другим нормативным правовым актам о
труде. Из этого положения исходят и судебные
органы при рассмотрении соответствующих
трудовых споров. И, тем не менее, на практике
продолжаются попытки вновь вернуться
к контракту, как особому виду трудового
договора, что приводит к нарушению трудовых
прав работников. Следует заметить, что
и в правовой литературе встречаются высказывания
о том, что контракт - это особый вид трудового
договора, в котором могут быть установлены
дополнительные, по сравнению с законодательством,
основания увольнения, повышенная материальная
ответственность и др. Такая позиция не
только не соответствует ст. 15 КЗоТ, но
и вводит в заблуждение работодателей,
что приводит к возникновению трудовых
споров).