Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:25, контрольная работа
объектом исследования настоящей является Трудовой Кодекс РФ.
Актуальность темы настящей работы определяется необходимостью следования правовых положений трудового законодательства, определяющих порядок применения норм, регулирующих трудовые правоотношения.
Целью работы является исследование норм Трудового Кодекса РФ.
Статья 132 Кодекса запрещает какую-либо дискриминацию при установлении и изменении заработной платы, что и является гарантией права на равную оплату за равный труд. Термина «равный труд» в Кодексе нет, равно и критериев установления равенства работ. Равным образом Кодекс не прописывает, в какой степени общие положения о заработной плате применяются в отношении стимулирующих выплат, а это, в свою очередь, ведет к произвольному толкованию ст. 191 Кодекса работодателями.
Есть и еще одно немаловажное обстоятельство: в современной России практически отсутствуют единые тарифно-квалификационные справочники по всем профессиям и должностям специалистов, руководителей и служащих. Доставшиеся в наследство от Советского Союза ЕТКС касаются преимущественно рабочих профессий, а профессии и должности, ставшие популярными в эпоху реформ и пореформенной России, остались без внимания. Государство ушло от установления нормативов тарифных ставок по разрядам и категориям по многим востребованным профессиям, что также неблагоприятно сказывается на уважении прав на равную оплату за равный труд.
Однако, в соответствии со ст. 2 Кодекса, в России применяется сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В силу заключения трудового договора его стороны в равной степени подчинены локальным актам, принятым уполномоченным органом. Статья 135 Кодекса гласит, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Локальные акты работодателя могут содержать, кроме размеров тарифных ставок, положения о стимулирующих выплатах, условиях их получения. По смыслу ст. 63 Кодекса, ст. 14 Конвенции МОТ N 95 «О защите заработной платы», работнику должны быть представлены данные акты, чтобы он был проинформирован о критериях оценки его труда. При таких обстоятельствах исполнение государством обязанностей в соответствии с § 3 ст. 4 сводится к контролю над установлением недискриминационных условий получения заработной платы.
Выше было указано, что споры о дискриминационном подходе разрешаются непосредственно в судебном порядке, но распределение бремени доказывания в пользу работника Кодекс не предусматривает. Истец должен доказать не только различие в установлении заработной платы и его основание, но и намерение работодателя на дискриминацию, т.е. субъективную сторону, что без приговора суда по уголовному делу в отношении должностного лица работодателя практически невозможно. Пленум ВС РФ также не высказывался по этому поводу7.
Резюмируя изложенное, признаем частичное соответствие положений Кодекса пункту 5 ст. 4 Хартии. Те нормы, которые не позволяют с очевидностью установить правовой статус депремирования, находятся в противоречии с пунктом 5. С другой стороны, Кодекс создает гарантии работнику, выполнившему нормы труда и отработавшему норму времени, что после всех удержаний (если депремирование приравнять к ним легально) его вознаграждение не составит менее прожиточного минимума, предусмотренного законодательством. И в этом свете следует признать формальное соответствие п. 5 ст. 4 Хартии.
Таким образом, в процессе жизнедеятельности люди вступают друг с другом, с органами государственной власти, различными организациями в разного рода отношения: экономические, в том числе материальные, идеологические, социальные и др. Исходя из того, что эти взаимоотношения носят волевой, сознательный характер, государство заинтересовано в их упорядочении и воздействии на них при необходимости с помощью права, это касается и отношений в сфере труда, которые регулируются нормами трудового права.
Все нормы трудового права в совокупности образуют внутреннюю, единую, в общем целостную, систему общеобязательных правил поведения всех лиц, вступающих в трудовые отношения. Эти нормы могут быть императивными (обязывающими) и дозволительными, но в большой мере распространены вторые. Они предоставляют гражданину (субъекту) трудовых отношений возможность регулировать их по своему усмотрению. Однако при нарушении норм трудового права возможны негативные последствия в сфере дисциплинарного воздействия.
Трудовое право России, будучи одной из основных отечественных отраслей права, ставит перед собой целями установление государственных гарантий, прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей. Так зафиксировано в статье 1 действующего ныне Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). К вышеизложенным целям следует добавить закрепленное в ТК РФ в качестве основных принципов трудового законодательства (в ст. 2), а также запрещение дискриминации в сфере труда (ст. 3) и запрещение принудительного труда (ст. 4).
ТК РФ определил для разрешения (в ст. 1) следующие основные задачи:
- создание необходимых
правовых условий для
- правовое регулирование
трудовых отношений и
Чтобы исключить применение принудительного труда, Конституция РФ 1993 года несколько изменила классическое понимание права на труд как одного из основополагающих социально-экономических прав человека. В ст. 37 Основного закона указано «Труд свобод. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Трудовое право - совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Это регулирование осуществляется посредством определенных функций, т.е. целевой направленности правового воздействия норм трудового права на общественные отношения. Эти последние, будучи урегулированными нормами трудового права на основе трудового договора, получили название трудовые отношения.
Трудовое право призвано выполнять следующие три основные функции: регулятивную (по характеру воздействия), производственную (экономическую), социальную (защитную) и др.
Следует подчеркнуть, что трудовое право регулирует не техническую сторону процесса труда, а общественные отношения в сфере труда, которые возникают между участниками этого процесса, получившими название работники и работодатели.
Нормативно – правовые акты
Специальная литература
1 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. – С. 143.
2 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. М.: Норма, 2011. – С. 132.
3 Золотарев Р.Д. Проблемы трудового права. - Новосибирск: Книга, 2010. – С. 89.
4 Киселев А.В. Трудовой кодекс России: согласие и диссонансы с Европейской социальной хартией // СПС КонсультантПлюс. 2011.
5 Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право: Вопросы теории. - М.: Инфра, 2011. – С. 64.
6 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический)./ Под ред. К.Я. Ананьевой. Вст.статья В.А. Рыбакова.– М.: ТОН-ЮРАЙТ, 2013. – С. 62.
7 Киселев А.В. Трудовой кодекс России: согласие и диссонансы с Европейской социальной хартией // СПС КонсультантПлюс. 2011.