Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:50, курсовая работа
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие трудового стажа………………………………………………....4
2. Общий трудовой стаж…………………………………………………….7
3. Виды трудового стажа…………………………………………………….7
3.1. Страховой стаж……………………………………………………….....8
3.2. Специальный стаж………………………………………………………10
3.4. Значение соц. Обеспечения …………………….……………………...12
Заключение…………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………..21
Наряду с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности, также засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Периоды, предусмотренные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
2.2. Специальный стаж
Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации». [5]
В обновленном законодательстве Законе «О трудовых пенсиях»; Законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует.
Однако, то, что в ранее действующем законодательстве, называлось специальным трудовым стажем сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В этой связи из нового законодательства исключены пенсии по выслуге лет и льготный порядок исчисления стажа. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.
С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.
Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:
- пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание);
- времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).
Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.
Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.
В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.
Особым видом специального трудового стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.
В настоящее время законодательство о специальном стаже находится в процессе реформирования. Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.
2.4. Значение соц. обеспечения
трудовой стаж социальный обеспечение
В условиях формирования рыночных отношений в обществе проблема совершенствования этой системы становится все более острой и актуальной. Отсутствие надежного механизма социальной защиты привело к резкому снижению уровня жизни населения. По официальной статистике, на начало 1997 года 40% населения нашей страны находилось за порогом бедности и 20 % относилось к малообеспеченным слоям населения. В большей степени это относится к пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми. По данным Госкомстата России, по отношению ко всему населению с данными доходами ниже прожиточного минимума пенсионеры в 1998 году составляли 9,3% против 6,9% в 1995 году. Важность внимания к решению социальных проблем данных категорий граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, наблюдающегося в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. По прогнозу специалистов, к 2000 году число их возрастет до 20.4 %. Процесс этот продолжает нарастать, что обусловлено необходимость серьезных преобразований в социальной политики формирования качественно нового правового и организационного механизма социального обеспечения населения.
История социального обеспечения в России уходит в глубь веков. С 1912 года Россия влилась в строй цивилизованных стран со складывающейся, достаточно широкой системой обязательного социального страхования и обеспечения. После Октябрьской революции 1917 года Советским правительством был принят ряд декретов по социальному обеспечению и страхованию. 31 октября 1917 СНК РСФСР принял «Положение о социальном обеспечении трудящихся». 17 апреля 1919 года оно было дополнено некоторыми изменениями, в соответствии с которыми финансирование расходования стало производится из государственного казначейства в сметном порядке. Пенсионное обеспечение по старости стало вводиться поэтапно с 1928 года, а в 1929 году был принят Закон «Об обеспечении и порядке социального страхования по случаю старости». Крупной реформой стали мероприятия, проводимые в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года по социальному обеспечению и страхованию. Важнейшей радикальной реформой всей системы социального обеспечения и страхования стал Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», принятый 15 мая 1990 года.
На современном этапе право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации /Статья 39/ и осуществляется на практике с помощью определенного организационно-правового механизма, который представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. Этот механизм не остается неизменным, он постоянно совершенствуется в соответствии с конкретными условиями и задачами государства. В чём заключается сущность социального обеспечения населения? Социальное обеспечение – это система социально-экономических мероприятий по обеспечению и обслуживанию престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также других лиц, нуждающихся в поддержке и помощи.
Оно гарантирует конституционное право граждан Российской Федерации на материальное обеспечение и обслуживание в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Важное значение в системе социального обеспечения придается профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов.
Специфика различных нарушений требует специализированных учебных заведений и соответствующих учебных программ. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям инвалида на его прежнем предприятии, организация специальных цехов и предприятий для инвалидов. В начале 90-х годов в России функционировало свыше 50 учебных заведений для инвалидов, вузов насчитывалось 641 студентов-инвалидов. Первые специальные вузы для инвалидов были открыты в Москве: Институт искусств (1990), Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы (1991).
Система профессионального обучения и профориентации инвалидов требует дальнейшего совершенствования на основе принципов: учета структуры нарушений психической и интеллектуальной деятельности, а не усредненного типа заболевания; опоры на сохранные психические и физические функции; учета прошлого профессионального опыта инвалидов; изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Особое значение приобретает проблема обеспечения трудовой занятости инвалидов.
В России в настоящее время функционируют более 1465 специализированных предприятий (цехов, участков) на 241,7 тыс. рабочих мест. Однако, в среднем только 32% рабочих мест на них занято инвалидами, что составляет 12% от общей численности работающих инвалидов. Потребность в специально созданных условиях для инвалидов удовлетворена лишь на 7%. Преобладающее число таких предприятий относятся к местной промышленности. Предприятия, применяющие труд инвалидов, оказались сейчас в крайне тяжелом положении, происходит постепенное разрушение системы специализированных предприятий, предназначенных для использования труда инвалидов. Существующая система налогообложения предприятий и выплат компенсаций занятым там инвалидам не стимулирует предприятия к использованию труда инвалидов, имеются значительные трудности с сырьем и сбытом продукции. Зачастую рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, выделяются без учета квалификации инвалидов я рекомендаций МСЭК по условиям и режиму труда. Происходит рост числа неработающих инвалидов, обращающихся за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости. Уровень безработицы среди инвалидов значительно выше, чем среди других категорий населения. Так, если доля неработающих инвалидов в общей численности инвалидов превышают в основном 85%, то доля занятого населения колеблется в общей численности от 51 до 60%
Итак, в заключение работы подведем итоги по проделанному исследованию.
Рассмотрение трудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только в русле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И среди существенных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров.
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Во многом современное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативных актах, которые уже давно морально устарели (И это несмотря на принятие целого комплекса законов). Несомненно, что необходимо их обновление и систематизация. Нормы о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу) «разбросаны» по десяткам разноуровневых нормативных актов. Возможно, что идеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих акта, которые бы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательными актами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 7 января 2002 г. (Часть I). – №1. – Ст. 3.
2. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. – 6 декабря 1990 г.
3. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 5 августа 2002 г. – №31.
4. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. №498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 8 июля 2002 г.
5. Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. №50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций» // Российские вести. – 28 июля 1994 г.
Информация о работе Трудовой стаж, его виды и значение в социальном обеспечении