Трудовой стаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.

Файлы: 1 файл

курсовая аселя.docx

— 37.35 Кб (Скачать файл)

- времени начала выплаты  пенсии в связи с работой  на подземных работах, на работах  с вредными условиями труда  и в горячих цехах (в таких  случаях пенсия устанавливается:  мужчинам по достижении 50 лет  и женщинам по достижении 45 лет,  если они соответственно трудились  не менее 10 лет и 7 лет и  6 месяцев и их общий трудовой  стаж не менее 20 и 15 лет, а  если не менее половины стажа  приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями  труда и в горячих цехах,  то пенсия назначается с уменьшением  возраста на один год за  каждый полный год такой работы  мужчинам и женщинам).

Законодательство предусматривает  также и другие случаи учета специального трудового стажа.

Страховой и специальный  трудовой стаж неразрывно связаны с  назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят  от продолжительности этих видов  стажа.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно  полезной деятельности в специальный  трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок  исчисления выслуги лет тем или  иным категориям граждан.

Особым видом специального трудового стажа является и выслуга  лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной  продолжительности служит юридическим  фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой  назначается пенсия.

Круг субъектов, имеющих  право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые  на работах с особыми условиями  труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые  лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

В настоящее время законодательство о специальном стаже находится  в процессе реформирования. Реформа  обязательного пенсионного страхования  предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени  за каждого работника, занятого в  особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному  тарифу с учетом вредности, тяжести  и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся  на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности  страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.

 

2.3 Непрерывный  стаж

 

Действующее законодательство не содержит легального определения  непрерывного трудового стажа, однако анализ ряда нормативных актов позволяет  сделать вывод, что непрерывный  трудовой стаж – это продолжительность  последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в  трудовой деятельности не превысил установленных  законодательством сроков.

Непрерывный трудовой стаж имеет ряд существенных отличительных  признаков от страхового и специального стажа.

Во-первых, при определении  размера пенсии или момента начала ее выплаты непрерывность стажа  не учитывается.

Во-вторых, рассматриваемый  вид трудового стажа не должен иметь превышающих установленные  пределы промежутков времени, в  течение которых трудоспособный работник не осуществлял трудовой деятельности и не предпринимал действий к трудоустройству. Данное условие является определяющим при установлении непрерывности  стажа.

Как верно отмечает С.Г. Кулюхин, непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей  не общую продолжительность времени  работы, а конкретный промежуток трудового  стажа работника. [6]

Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается  в том, что он является основным критерием  при определении размера пособия  по временной нетрудоспособности, т.е. продолжительность непрерывного трудового  стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. В  зависимости от непрерывного стажа  работы определяется социальное обеспечение  и в отношении одиноких матерей. Действует особый порядок выплаты  пособий по уходу за больными детьми. Так, пособие по уходу за больным  ребенком в размере от 60 до 100% (конкретный размер которого как раз определяется в зависимости от непрерывного стажа). В зависимости от непрерывного стажа  определяются «северные надбавки».

В настоящее время действует  целый комплекс разноуровневых нормативных  актов регулирующих порядок исчисления непрерывного трудового стажа.

Непрерывный трудовой стаж у работника, уволенного в связи  с истечением срока трудового  договора, по общему правилу, сохранится, если перерыв между датой увольнения и датой поступления на новую  работу не превысит одного месяца. Например, если работник уволен 5 января (последний  день его работы), то его трудовой стаж не прервется, если он поступит на работу не позднее 6 февраля.

Согласно п.п. 2-10 Правил непрерывный  трудовой стаж сохраняется:

1) при увольнении после  1 сентября 1983 г. по собственному  желанию без уважительных причин  непрерывный трудовой стаж сохраняется  при условии, что перерыв в  работе не превысил трех недель. Причины, признаваемые уважительными  при увольнении по собственному  желанию, определяются Государственным  комитетом СССР по труду и  социальным вопросам и ВЦСПС. 

2) если перерыв в работе  не превысил двух месяцев в  случае:

- поступления на другую  работу лиц, работавших в районах  Крайнего Севера и приравненных  к ним местностях, после увольнения  с работы по истечении срока  трудового договора;

- поступления на работу  в Российской Федерации после  освобождения от работы в учреждениях,  организациях и на предприятиях  Российской Федерации за границей  или в международных организациях;

- поступления на работу  в Российской Федерации граждан,  переселившихся из стран, с  которыми Россия заключила соглашения  или договоры о социальном  обеспечении, после освобождения  от работы в учреждениях, организациях  и на предприятиях этих стран  (двухмесячный период в этом  случае исчисляется начиная со  дня приезда в Россию).

3) если перерыв в работе  не превысил трех месяцев в  случае:

- поступления на работу  лиц, высвобождаемых с предприятий,  из учреждений и организаций  в связи с их реорганизацией  или ликвидацией либо осуществлением  мероприятий по сокращению численности  или штата работников, а также  при поступлении на работу  рабочих и служащих, увольняемых  из частей, учреждений, организаций  из предприятий Вооруженных Сил  Российской Федерации в связи  с проведением мероприятий по  сокращению их в соответствии  с решениями Правительства РФ;

- поступления на работу  после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с  действующим законодательством  увольнение с прежней работы, а также при поступлении на  работу после увольнения с  работы в связи с инвалидностью  либо после увольнения инвалидов  по другим основаниям (кроме оснований,  не обеспечивающих сохранение  непрерывного стажа), по которым  не установлены более льготные  условия сохранения непрерывного  трудового стажа (трехмесячный  период в этих случаях исчисляется  начиная со дня восстановления  трудоспособности, дня вынесения  заключения об этом врачебно-консультационной  комиссией (ВКК) либо дня, по  который была установлена инвалидность);

- поступления на работу  после увольнения вследствие  обнаружившегося несоответствия  работника занимаемой должности  или выполняемой работе по  состоянию здоровья, препятствующему  продолжению данной работы (согласно  медицинскому заключению, вынесенному  в установленном порядке);

- поступления на работу  учителей начальных классов общеобразовательных  школ, освобожденных от работы  в школе в связи с переводом  4-х классов на систематическое  преподавание основ наук и  временным сокращением числа  учащихся начальных классов.

4) независимо от продолжительности  перерыва в работе в случае:

- поступления на работу  после увольнения по собственному  желанию в связи с переводом  мужа или жены на работу  в другую местность;

- поступления на работу  после увольнения по собственному  желанию в связи с уходом  на пенсию по старости либо  после увольнения пенсионера  по старости по другим основаниям, кроме оснований, не обеспечивающих  сохранение непрерывного стажа  (это правило распространяется  также на пенсионеров, получающих  пенсии по другим основаниям, например за выслугу лет, если  они одновременно имеют право  на пенсию по старости).

У работников, которые увольняются  в связи с переходом на пенсию по старости, при последующем поступлении  на работу продолжительность перерыва в трудовом стаже не имеет значения для исчисления непрерывного стажа. Стаж, имевшийся у них к моменту  увольнения, сохраняется и присоединяется к стажу по новому месту работы.

Согласно действующему законодательству непрерывный стаж у работника  прерывается, если он в течение года дважды увольняется по собственному желанию без уважительных причин. Если работник уволился по собственному желанию первый или (и) второй раз  по уважительной причине, непрерывный  стаж у него не прервется, если перерывы между днем увольнения и днем поступления  на новую работу не превысили установленных  сроков, в течение которых непрерывный  стаж сохраняется.

В соответствии с данным нормативным актом трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения  трудовых отношений, за исключением  увольнения за виновные действия.

Работа по договору подряда  выполняется в рамках гражданско-правового  договора, заключаемого в соответствии с правилами гл. 37 ГК РФ «Подряд». Работа же, о которой идет речь в  Правилах, предполагает выполнение работником трудовых функций по трудовому договору (контракту), заключаемому в соответствии со ст. 56 ТК РФ. Что касается иных видов  деятельности, перечисленных в Правилах и засчитываемых в непрерывный  трудовой стаж, то работа по договору подряда  также не включена в указанный  перечень.

Таким образом, работа по договору подряда не включается в непрерывный  трудовой стаж для назначения пособий  по государственному социальному страхованию.

 

2.4 Значение соц. обеспечения

трудовой стаж социальный обеспечение

В условиях формирования рыночных отношений в обществе проблема совершенствования  этой системы становится все более  острой и актуальной. Отсутствие надежного  механизма социальной защиты привело  к резкому снижению уровня жизни  населения. По официальной статистике, на начало 1997 года 40% населения нашей  страны находилось за порогом бедности и 20 % относилось к малообеспеченным слоям населения. В большей степени  это относится к пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми. По данным Госкомстата России, по отношению  ко всему населению с данными  доходами ниже прожиточного минимума пенсионеры в 1998 году составляли 9,3% против 6,9% в 1995 году. Важность внимания к решению  социальных проблем данных категорий  граждан возрастает и в связи  с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре  населения России, наблюдающегося в  последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. По прогнозу специалистов, к 2000 году число  их возрастет до 20.4 %. Процесс этот продолжает нарастать, что обусловлено  необходимость серьезных преобразований в социальной политики формирования качественно нового правового и  организационного механизма социального  обеспечения населения.

История социального обеспечения  в России уходит в глубь веков. С 1912 года Россия влилась в строй  цивилизованных стран со складывающейся, достаточно широкой системой обязательного  социального страхования и обеспечения. После Октябрьской революции 1917 года Советским правительством был  принят ряд декретов по социальному  обеспечению и страхованию. 31 октября 1917 СНК РСФСР принял «Положение о  социальном обеспечении трудящихся». 17 апреля 1919 года оно было дополнено  некоторыми изменениями, в соответствии с которыми финансирование расходования стало производится из государственного казначейства в сметном порядке. Пенсионное обеспечение по старости стало вводиться поэтапно с 1928 года, а в 1929 году был принят Закон «Об  обеспечении и порядке социального  страхования по случаю старости». Крупной  реформой стали мероприятия, проводимые в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года по социальному обеспечению  и страхованию. Важнейшей радикальной  реформой всей системы социального  обеспечения и страхования стал Закон «О пенсионном обеспечении  граждан в СССР», принятый 15 мая 1990 года.

Информация о работе Трудовой стаж