Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.
- времени начала выплаты
пенсии в связи с работой
на подземных работах, на
Законодательство
Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.
В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.
Особым видом специального трудового стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.
В настоящее время
2.3 Непрерывный стаж
Действующее законодательство не содержит легального определения непрерывного трудового стажа, однако анализ ряда нормативных актов позволяет сделать вывод, что непрерывный трудовой стаж – это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.
Непрерывный трудовой стаж имеет ряд существенных отличительных признаков от страхового и специального стажа.
Во-первых, при определении размера пенсии или момента начала ее выплаты непрерывность стажа не учитывается.
Во-вторых, рассматриваемый
вид трудового стажа не должен
иметь превышающих
Как верно отмечает С.Г. Кулюхин,
непрерывный трудовой стаж является
самостоятельной оценочной
Юридическое значение непрерывного
трудового стажа заключается
в том, что он является основным критерием
при определении размера
В настоящее время действует целый комплекс разноуровневых нормативных актов регулирующих порядок исчисления непрерывного трудового стажа.
Непрерывный трудовой стаж у работника, уволенного в связи с истечением срока трудового договора, по общему правилу, сохранится, если перерыв между датой увольнения и датой поступления на новую работу не превысит одного месяца. Например, если работник уволен 5 января (последний день его работы), то его трудовой стаж не прервется, если он поступит на работу не позднее 6 февраля.
Согласно п.п. 2-10 Правил непрерывный трудовой стаж сохраняется:
1) при увольнении после
1 сентября 1983 г. по собственному
желанию без уважительных
2) если перерыв в работе не превысил двух месяцев в случае:
- поступления на другую
работу лиц, работавших в
- поступления на работу
в Российской Федерации после
освобождения от работы в
- поступления на работу
в Российской Федерации
3) если перерыв в работе не превысил трех месяцев в случае:
- поступления на работу
лиц, высвобождаемых с
- поступления на работу
после окончания временной
- поступления на работу
после увольнения вследствие
обнаружившегося
- поступления на работу
учителей начальных классов
4) независимо от
- поступления на работу
после увольнения по
- поступления на работу
после увольнения по
У работников, которые увольняются в связи с переходом на пенсию по старости, при последующем поступлении на работу продолжительность перерыва в трудовом стаже не имеет значения для исчисления непрерывного стажа. Стаж, имевшийся у них к моменту увольнения, сохраняется и присоединяется к стажу по новому месту работы.
Согласно действующему законодательству непрерывный стаж у работника прерывается, если он в течение года дважды увольняется по собственному желанию без уважительных причин. Если работник уволился по собственному желанию первый или (и) второй раз по уважительной причине, непрерывный стаж у него не прервется, если перерывы между днем увольнения и днем поступления на новую работу не превысили установленных сроков, в течение которых непрерывный стаж сохраняется.
В соответствии с данным нормативным актом трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
Работа по договору подряда выполняется в рамках гражданско-правового договора, заключаемого в соответствии с правилами гл. 37 ГК РФ «Подряд». Работа же, о которой идет речь в Правилах, предполагает выполнение работником трудовых функций по трудовому договору (контракту), заключаемому в соответствии со ст. 56 ТК РФ. Что касается иных видов деятельности, перечисленных в Правилах и засчитываемых в непрерывный трудовой стаж, то работа по договору подряда также не включена в указанный перечень.
Таким образом, работа по договору подряда не включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.
2.4 Значение соц. обеспечения
трудовой стаж социальный обеспечение
В условиях формирования рыночных
отношений в обществе проблема совершенствования
этой системы становится все более
острой и актуальной. Отсутствие надежного
механизма социальной защиты привело
к резкому снижению уровня жизни
населения. По официальной статистике,
на начало 1997 года 40% населения нашей
страны находилось за порогом бедности
и 20 % относилось к малообеспеченным
слоям населения. В большей степени
это относится к пенсионерам,
инвалидам и семьям с детьми. По
данным Госкомстата России, по отношению
ко всему населению с данными
доходами ниже прожиточного минимума
пенсионеры в 1998 году составляли 9,3% против
6,9% в 1995 году. Важность внимания к решению
социальных проблем данных категорий
граждан возрастает и в связи
с увеличением удельного веса
пожилых людей в структуре
населения России, наблюдающегося в
последнее десятилетие не только
в нашей стране, но и во всем мире.
По прогнозу специалистов, к 2000 году число
их возрастет до 20.4 %. Процесс этот
продолжает нарастать, что обусловлено
необходимость серьезных
История социального обеспечения
в России уходит в глубь веков.
С 1912 года Россия влилась в строй
цивилизованных стран со складывающейся,
достаточно широкой системой обязательного
социального страхования и