Трудовые пенсии в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – рассмотрение трудовых пенсий в России.
Цель определила решение следующих задач:
Сформулировать понятие и рассмотреть исторические аспекты развития ПФР;
Дать характеристику трудовым пенсия;
Рассказать об порядке обращения и назначения трудовой пенсии в России;
Предмет исследования работы является Пенсионный Фонд России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………3
1.Исторические аспекты развития ПФ России и индексация трудовых пенсий…………………………………………………………………….……….5
1.1.История развития ПФ России……………………………………….……….5
1.2.Индексация трудовых пенсий в Российской Федерации…………………13
2.Отдельные виды трудовых пенсий в России…………………...……………16
2.1.Трудовые пенсии: по стрости, по случаю потери кормильца, по инвалидности……………………………………………………………….……16
2.2.Порядок обращения и назначения трудовой пенсии…………..………….21
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Трудовые пенсии в Российской Федерации.docx

— 66.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области среднего профессионального образования

«Себежский сельскохозяйственный техникум»

 

 

 

 

 

 

030912, «Право и организация социального  обеспечения»                                                                                                                                      

( код, специальность )

 

 

Заведующий отделением СПО

Лузан Маргарита Леонидовна

(Ф.И.О.)

 «___» ___________20  _ г.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Трудовые пенсии в Российской Федерации»

 

 

 

 

Руководитель: Зимарёва

Наталья Александровна

 

Студентка: Суханова Анастасия

 

 

 

Себеж - 2014 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

1.Исторические аспекты  развития ПФ России и индексация  трудовых пенсий…………………………………………………………………….……….5

1.1.История развития  ПФ России……………………………………….……….5

1.2.Индексация трудовых  пенсий в Российской Федерации…………………13

2.Отдельные виды трудовых пенсий в России…………………...……………16

2.1.Трудовые пенсии: по стрости, по случаю потери кормильца, по инвалидности……………………………………………………………….……16

2.2.Порядок обращения и назначения трудовой пенсии…………..………….21

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………..29

Приложение  № 1«Индексация пенсий 2012 год»…………………………….31

Приложение  № 2«Индексация пенсий 2011 год»…………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Существовавшая пенсионная система, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений, даже модернизированная не могла в изменившихся социально-экономических условиях обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. Все это обусловило необходимость перевода системы трудовых пенсий на страховую основу с добавлением накопительного элемента. Вместе с тем подобные глобальные изменения пенсионной системы не могли не затронуть и иные виды пенсий.

17 апреля 2001 года  Правительство РФ одобрило программу  пенсионной реформы. Суть этой  реформы - постепенный переход от  распределительной системы пенсионного  обеспечения к системе накопительной. Это значит, что будущие пенсионеры  начнут зарабатывать себе пенсию  уже с первого дня своей  трудовой деятельности.

Практическая реализация пенсионной реформы началась 1 января 2002 года, после вступления в силу ряда федеральных законов. Основополагающими законодательными актами, которые в настоящее время устанавливают нормы и условия пенсионного обеспечения, являются следующие:

- Федеральный закон  от 15.12.01 N 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской  Федерации" (в редакции Федерального  закона от 11.11.03 N 141-ФЗ);

- Федеральный закон  от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации";

- Федеральный закон  от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном  пенсионном страховании в Российской  Федерации".

Вряд ли будет преувеличенным утверждение, что пенсионные системы представляют ядро, основу национальной системы социального обеспечения указанных граждан в современном обществе. За счет пенсии в денежной форме удовлетворяются самые разнообразные потребности человека в пище, одежде, услугах и т.д., подобно денежной форме оплаты труда. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, бесплатные услуги, содержание и обслуживание в домах-интернатах и пр). Признаком государственной пенсии является установление условий и норм пенсионного обеспечения государством наряду с определением им порядка образования и расходования соответствующих фондов для ее выплаты (обязательное пенсионное страхование, ассигнования из государственного бюджета).

Целью курсовой работы является – рассмотрение трудовых пенсий в России.

Цель определила решение следующих задач:

  • Сформулировать понятие и  рассмотреть исторические аспекты развития ПФР;
  • Дать характеристику трудовым пенсия;
  • Рассказать об порядке  обращения и назначения трудовой пенсии в России;
  • Предмет  исследования работы является Пенсионный Фонд России.

Объектом работы служат граждане обратившиеся в ПФР за назначением:

  • трудовой пенсии по старости;
  • трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • трудовой пенсии по инвалидности.

Методом данной работы является анализ и сравнение.

 

 

 

 

1.Исторические  аспекты развития ПФ России  и индексация трудовых пенсий

1.1.История развития  ПФ России

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели1. 

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.  

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. 

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. 

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей, в 2010 году - более 564 млн. рублей, в 2011 - 1,0  млрд. рублей, в 2012 году - 1,052 млрд. рублей, в 2013 году - более 800 млн рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии едины  й регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. 

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась. 

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%. 

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона. 

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть интернет для предоставления услуг или справочной информации. 

Пенсионный фонд Российской Федерации сегодня - это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Ежедневная работа более 130 000 специалистов Фонда обеспечивает назначение, перерасчеты и своевременную выплату пенсий каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами, определенными Федеральным законодательством.

Пенсионный фонд Российской Федерации - это 81 Отделение ПФР в субъектах РФ, а также Отделение ПФР в г. Байконуре. Свыше 2 400 территориальных управлений ПФР ведут работу с населением и работодателями. 

  • В сферу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации входит:
  • Установление и выплата пенсий
  • Более 40 миллионов пенсионеров получают пенсии по линии Пенсионного фонда. При этом ПФР назначает и выплачивает пенсии как в рамках системы обязательного пенсионного страхования (трудовые пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца), так и государственного пенсионного обеспечения (социальные пенсии, пенсии участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», государственным служащим и др.). Из них 33,8 млн – получатели трудовой пенсии по старости, 2,38 млн – получатели трудовой пенсии по инвалидности, 1,3 млн чел – получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца, почти 3,4 млн – получатели пенсии по государственному пенсионному обеспечению2. 
  • Средний размер трудовой пенсии по старости в 2013 году составил 10 741 рубль. Средний размер пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны – 24 280 рублей и 25 283 рубля соответственно. Средний размер социальной пенсии составил 6 459 рублей.
  • Кроме того, ПФР осуществляет пенсионное обеспечение порядка 249 тысяч граждан, проживающих в 112 государствах.
  • Назначение и реализация социальных выплат
  • Более 18 миллионов россиян - ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и др. – получают ежемесячные денежные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
  • Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе
  • Почти 3 миллиона человек, проживающих в 17 субъектах Российской Федерации, получают по линии ПФР доплату к пенсии. Соцдоплата устанавливается всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже регионального прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Федеральная доплата устанавливается ПФР, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума.
  • Персонифицированный учет пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования
  • Более 100 миллионов граждан являются участниками системы обязательного пенсионного страхования. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому индивидуальный лицевой счет, на котором учитывается все сведения необходимые для установления пенсии, в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд будущей пенсии гражданина. ПФР информирует граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Граждане могут выбрать информирование их в электронном виде.
  • Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений
  • У более 80 миллионов человек формируется накопительная часть трудовой пенсии, средства которой отражаются в специальной части их индивидуального лицевого «пенсионного» счета. По закону средства пенсионных накоплений инвестируют на фондовом рынке, поэтому, ПФР осуществляет также взаимодействие с 35 управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию Внешэкономбанк, специализированным депозитарием и 121 негосударственным пенсионным фондом.
  • Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
  • Это означает взаимодействие с более чем 10 миллионами работодателей - плательщиками страховых взносов. С 1 января 2010 единый социальный налог заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. ПФР осуществляет администрирование страховых платежей в Пенсионный фонд, ФОМС и территориальные ФОМС. Администрирование включает в себя контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.
  • Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского капитала
  • С 2007 года, когда началась реализация соответствующего федерального закона, государственный сертификат на материнский капитал получили свыше 4,7 млн российских семей. 
  • Благодаря материнскому капиталу более 2 млн семей улучшили жилищные условия. Из них более 1,3 млн семей частично или полностью погасили средствами материнского капитала жилищные кредиты на сумму 462 млрд рублей. Еще 638 тыс. семей улучшили жилищные условия, направив средства на сумму 202 млрд рублей на прямую покупку, строительство или реконструкцию жилья без привлечения кредитных средств.
  • 92,1 тыс. семей направили средства материнского капитала на образование детей на сумму 3,8 млрд рублей. 1 650 владелиц сертификата направили его средства на формирование накопительной части трудовой пенсии на сумму 308 млн рублей.
  • На сегодняшний день более 41% семей использовали средства материнского капитала полностью.
  • Реализация Программы государственного софинансирования пенсии
  • За пять лет действия Программы государственного софинансирования пенсий ее участниками стали почти 16 млн. россиян, в т.ч. в 2013 году – 5,5 млн. человек. С начала 2013 года сумма взносов уже превысила 10 млрд. рублей. В целом за все время действия Программы участники перечислили более 26,5 млрд. рублей на свою будущую пенсию.
  • Оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры
  • ПФР осуществляет финансирование расходов на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и расходов на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
  • Реализация международных соглашений
  • Являясь полноправным членом Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет практическую реализацию 13 международных договоров в области пенсионного обеспечения.

Информация о работе Трудовые пенсии в Российской Федерации