Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:01, доклад
Необходимость нормативного регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, особенно остро стала проявляться в связи с экономическими реформами и переходом от закрытого к открытому обществу в бывшем СССР. Эти обстоятельства привели, с одной стороны, к расширению использования труда иностранных граждан на российских предприятиях и возникновению трудовых отношений российских граждан с предприятиями с иностранными инвестициями, а с другой – к трудовой миграции российских граждан за границу и заключению ими трудовых контрактов непосредственно с иностранными работодателями за рубежом.
Российский гражданин имеет возможность самостоятельно искать работу за границей. Любой Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права
Наряду с самостоятельным поиском работы и трудоустройством за пределами территории России есть еще два канала трудоустройства за рубежом: в рамках соответствующих международных соглашений при содействии Федеральной миграционной службы России и через посреднические организации.
Деятельность, связанная с трудоустройством российских граждан за границей, на территории РФ может осуществляться только российскими юридическими лицами, имеющими специальную лицензию (разрешения). Данное положение регламентировано Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», где указано, что деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23 декабря 2006 г. № 797 (в ред. от 29.09.2010) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации" (в ред. от 01.12.2011) утвердило специальные правила, касающиеся лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за ее пределами. Согласно п. 2 Постановления «Лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется Федеральной миграционной службой».
По заключению договора между гражданином РФ и организацией осуществляющей трудоустройство таких граждан за пределами РФ. Более того, в обязанности такой организации входит так же:
- содействие гражданину в получении рабочей визы или иного разрешения на работу в иностранном государстве - в случае, если их получение требуется в соответствии с законодательством иностранного государства;
- предоставление гражданину информации об иностранном работодателе, месте работы, дипломатическом представительстве и консульских учреждениях Российской Федерации в иностранном государстве;
- предоставление информации о сроке действия, об условиях его изменения и расторжения, ответственности сторон за нарушение условий договора и пр.;
В настоящее время деятельность таких организации становится все более востребоваемой. На международном уровне разрабатываются различные программы по привлечению иностранных работников. Наиболее популярны рабочие программы для молодежи, например, такие как:
- Camp America — крупнейшая организация, набирающая персонал для американских лагерей более чем в 40 странах мира.
- Программа Work and Travel дает возможность месяцев жить и работать за границей в сфере обслуживания.
- Au Pair — это программа, которая включает в себя работу в семье и обучение зарубежом.
Таким образом, в любом случае, если трудовой договор заключается с иностранным нанимателем — юридическим лицом иностранного права, такой договор подчиняется правилам трудового законодательства той страны, в которой находится соответствующее предприятие или наниматель. То обстоятельство, что работник является российским гражданином, не может вести к применению в данном случае норм российского трудового права. Однако трудовая деятельность в такой зарубежной компании будет учитываться по трудовому законодательству России, например, при определении общего стажа работы и назначении пенсии.
К российским гражданам, вступающим в трудовые отношения за рубежом, так же как и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев — граждан других государств (снова режим наибольшего благопрепятствования).
Основными инструментами миграционной политики являются:
- качественные требования к иностранной рабочей силе, то есть требования к уровню образования и стажу работы по специальности, что подтверждается дипломом и иными документами;
- возрастной ценз. В основном здесь ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей работника стране;
- ограничения личного характера: это требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны.
- временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране.
- национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;
Однако, например, в соглашениях, заключенных СССР (Россия) с Болгарией, Венгрией, Монголией, Румынией, Словакией, предусматривается, что граждане одной договаривающейся стороны, постоянно проживающие на территории другой стороны, во всех вопросах трудовых отношений полностью приравниваются к гражданам другой договаривающейся стороны.
Соглашение между правительствами России и Украины от 11 января 1993 г. о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами своих государств, исходит из принципа национального режима, подлежащий применению к трудящимся-мигрантам из соответствующих договаривающихся стран. Въезд, пребывание и трудовая деятельность работника регламентируются в соответствии с нормами законодательства страны трудоустройства. Однако при изменении ситуации на национальных рынках труда стороны на основе взаимности могут вводить ограничения на прием работников другой стороны. Стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обоих государств, взаимно признается.
Аналогичные соглашения были заключены с Белоруссией, Молдавией, Арменией, Киргизией.
Такие соглашения в литературе составляют институт “приграничных трудящихся”. Основной мировой тенденцией в данном вопросе является предоставление таким работникам национального режима.
Литература:
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 30.11.2011) "О занятости населения в Российской Федерации"
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 N 797 (ред. от 29.09.2010) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.12.2011)
Л.П. Ануфриева. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть, 2000
[1] Карасёва Л.В. Правовое регулирование и состояние законности в сфере труда иностранных граждан// Право и справедливость в социальной практике современной России. Материалы научной конференции 5 декабря 2005г. Под общ. ред. Упорова И.В. Краснодар: Университет МВД РФ, 2006. - С. 101.
[2] Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. – 5 изд., перераб. и доп. – М., Юристъ, 2004.