Трудовые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:59, курс лекций

Описание работы

Международные трудовые стандарты – главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением международно-правового регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН, МОТ, соглашениях государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значению международных договоров и конвенций МОТ. Это не лучшим образом сказывается на уров

Файлы: 1 файл

1 (20).docx

— 38.00 Кб (Скачать файл)

20.1.Международно-правовое  регулирование труда источники международно-правового регулирования труда

Международные трудовые стандарты  – главный результат международно-правового  регулирования труда. Формальным выражением международно-правового регулирования  являются нормы, закрепленные в актах  ООН, МОТ, соглашениях государств. В  науке трудового права нет  единой позиции по природе, сущности и значению международных договоров  и конвенций МОТ. Это не лучшим образом сказывается на уровне включения  норм международного права в сферу  российских трудовых отношений. Большинство  ученых конвенции МОТ и международные  договоры считают источниками российского  трудового права, указывая при этом, что они обязательны для использования  в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности. Некоторые исследователи утверждают, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, но в буквальном смысле источниками  права не являются, так как национальное законодательство не воспроизводит  их содержания.

ТК РФ устанавливает приоритет  использования в случае противоречий международно-правовых норм. Основными  конвенциями, выступающими в качестве международноправовых регуляторов трудовых отношений, являются: Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий», Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» и др.

Помимо конвенций, заключаются  также двусторонние международные  договоры об установлении определенных условий труда или решении  конкретных вопросов использования  труда иностранных работников.

Среди источников международноправового регулирования можно назвать Международный пакт ООН 1966 г., который закрепил запрет дискриминации, равноправие мужчин и женщин, право граждан на труд, право на благоприятные условия труда, права профсоюзов и их гарантии, право на достаточный жизненный уровень и непрерывное улучшение условий труда, право на здоровье и улучшение всех аспектов гигиены труда, обеспечение медицинской помощью, право на образование, в том числе и высшее, одинаково доступное для всех.

Общепризнанные принципы и нормы  находят свое отражение в декларациях, пактах, хартиях, которые приняты  международными организациями. Одной  из наиболее важных является Всеобщая декларация прав человека, которая  закрепляет права на труд, отдых, охрану труда, право на создание профсоюзов, равную оплату труда за равный труд и другие основные права в сфере  труда.

 

20.2. субъекты источники принципы международно-правового регулирования труда .Основными субъектами международно-правового регулирования труда в настоящее время являются Организация Объединенных наций и Международная организация труда. Устав ООН принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам трудовых отношений. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МВТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Субъектами международно-правового  регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения  государств. Так, в настоящее время  отдельными полномочиями по этому вопросу  обладают члены Содружества Независимых  Государств (СНГ), образованного в 1991 году.

На протяжении 91 года МОТ успешно  решает поставленные перед ней задачи, разрабатывая и принимая конвенции  и рекомендации, устанавливающие  международные трудовые нормы, руководствуясь в своей деятельности принципами универсальности и трёхсторонности (трипартизма), сочетания разработки и принятия норм с контролем за их соблюдением.

Источниками международного трудового  права или международно-правового  регулирования труда являются акты ООН и МОТ, устанавливающие международные  стандарты по регулированию труда. Важнейшие из них — декларации, пакты, конвенции ООН, закрепляющие некоторые принципы правового регулирования труда и основные трудовые права. Большое внимание ООН уделяет социально-трудовым вопросам. В их развитие МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Но МОТ как специализированная по вопросам труда международная организация может принимать конвенции и рекомендации и по другим вопросам труда, не предусмотренным в актах ООН. Акты МОТ и ООН вместе составляют Международный кодекс труда как юридическая международная основа для издания национальных норм трудового законодательства. (Но следует отметить, что из 300 международных актов о труде Россией ратифицированы менее 50). Все источники международно-правового регулирования труда имеют договорный характер.

Принимает эти акты высший орган  МОТ — Генеральная конференция (ассамблея), собирающаяся ежегодно в  Женеве. Она построена по принципу трипартизма (т. е. два представителя от правительства страны — члена МОТ и по одному — от работников и работодателей, все четыре представителя голосуют самостоятельно).

Укажем на важнейшие источники  международного трудового права, принятые ООН, и их содержание.

Устав ООН в ст. 55 предусматривает, что деятельность ООН содействует  повышению уровня жизни, полной занятости  населения и условиям экономического и социального прогресса и  развития.

Во “Всеобщей декларации прав человека”, принятой в 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН, предусмотрены основные трудовые права человека, право на эффективное  восстановление нарушенных прав (ст. 8), право на образование, в том числе  на общедоступное техническое и  профессиональное, включая высшее (ст. 20). В ст. 23 закреплены очень важные права человека: право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для работника и его семьи и дополняемое при необходимости и другими средствами социального обеспечения; право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Декларация закрепляет право на отдых, указывая, что “каждый человек  имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение  рабочего дня и на оплачиваемый периодический  отпуск”.

Все трудовые права Всеобщей декларации прав человека более развернуто закреплены ООН в 1966 г. в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, часть III которого посвящена социально-трудовым правам. И в отличие от Декларации, которая не подлежит ратификации государствами, Международный пакт ООН подлежит ратификации присоединяющимися к нему государствами. Он был ратифицирован СССР, а следовательно, и Россией как его правопреемницей. Таким образом, указанные в нем основные трудовые права и их гарантии являются одной из приоритетных частей российского трудового права. Те его положения, которые прямо не включены в текст российских законов о труде, должны находить прямое их применение, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции РФ они приобретают значение российского трудового законодательства.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах содержит в ст. 2—15 основные международные  трудовые права и указывает на осуществление провозглашенных  прав без всякой дискриминации по расе, цвету кожи, полу, языку, религии, политическим и иным убеждениям, национальному  или социальному происхождению, имущественному положению, рождению или  иным обстоятельствам (ст. 2), на обеспечение  равного для мужчин и женщин права  пользоваться экономическими, социальными  и культурными правами. Статья 6 данного Пакта предусматривает, что участвующие в нем государства “признают право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. В нем предусмотрены и меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами в целях полного осуществления этого права: программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы. Конституция РФ закрепляет не только гарантии на труд, но и четко право на труд. Статья 7 Пакта ООН 1966 г. предусматривает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая в частности:

a) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся:

— справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины с равной оплатой за равный труд;

— удовлетворительное существование  для них самих и их семей  в соответствии с постановлениями  Пакта;

b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

c) одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни (Международное право в документах, с. 310).

Статья 8 Пакта довольно подробно предусмотрела  право каждого пользоваться профсоюзными правами и защитой, включая право  на забастовки. При этом в п. 3 этой статьи подчеркнуто, что ничто не дает права государствам — участникам Конвенции МОТ 1948 г. о свободе  ассоциаций и защите права на организацию  принимать законодательство в ущерб  гарантиям этой конвенции.

Международный пакт о гражданских  правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г. и  ратифицированный нашей страной  в 1976 г. (Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291), также содержит некоторые международные трудовые права. Так, ст. 2 предусматривает равноправие граждан в гражданских (а следовательно, и трудовых) и политических правах без какого бы то ни было различия (по расе, языку, цвету кожи, полу и т. д.), ст. 25 — равное право граждан и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Статья 8 устанавливает, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду, при этом оговорено, что этот термин не охватывает труд в местах заключения, какую бы то ни было службу военного характера, службу, обязательную при чрезвычайном положении или бедствии, угрожающих жизни или благополучию населения, работу по обыкновенным гражданским обязанностям.

Для нашего трудового права важен  такой акт ООН, как Конвенция  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин, принятая Генеральной  ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г., ратифицированная СССР в 1980 г. Это не только между-

народный билль о правах женщин, но и программа действий государств-участников в целях обеспечения гарантий этих прав В ней закреплено понятие дискриминации в отношении женщин (ст. 1), ее осуждение во всех формах и обязательства государств участников провести в национальном законодательстве для этого ряд мер (ст. 25). Не считаются дискриминационными специальные меры, направленные на охрану материнства (ст. 4). Данная Конвенция предусматривает ряд мер для ликвидации дискриминации женщин в области образования (ст. 10) и занятости (сг. 11), в том числе по причине замужества или материнства. Предусмотрено также, что все договоры и все другие частные документы любого рода, ограничивающие правоспособность женщин, являются недействительными

Декларация основополагающих принципов  и прав в сфере труда, принятая на 86-й сессии МОТ в июне 1998 г., сформулировала 4 принципа, соблюдение которых является обязательным для  всех государств – членов МОТ. Это  свобода объединения и действенное  признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного труда; запрещение детского труда; недопущение дискриминации  в области труда и занятий.

 

 

20.3. МОТ.Сравнительно новой сферой деятельности МОТ является ее Программа в области совершенствования методов управления предприятиями и повышения производительности труда, а также регулирования занятости. Конечная цель Программы МОТ по управлению предприятиями — способствовать развитию у руководителей предприятий более широкого подхода к своим обязанностям по обучению персонала и другим аспектам повышения производительности труда, усвоению руководителями техники управления современными предприятиями, методов руководства кадрами и развитию прогрессивных взглядов на взаимоотношения между администрацией и трудящимися. Большое значение имеет практическая работа экспертов МОТ по такому обучению, и особенно руководящего персонала, правилам техники безопасности и гигиены труда.

Основные задачи МОТ согласно ее уставу:

— разработка согласованной политики и программ, направленных на решение  социально-бытовых проблем;

— разработка и принятие международно-трудовых норм для осуществления принятой политики;

— помощь странам — членам МОТ  в решении проблем занятости  и сокращения безработицы;

— защита трудовых прав человека, улучшение  условий, охраны труда, взаимоотношений  трудящихся с администрацией разработка мер по особой защите в труде и  занятости слабо социально защищенных групп населения.

К 2001 г. МОТ приняла более 182 конвенций  и 190 рекомендаций (в России действуют  менее 1/3 этих конвенций). Конвенции  МОТ для страны, к ним присоединившейся путем их ратификации, обязательны  для исполнения. МОТ контролирует это. Рекомендации МОТ не подлежат ратификации, но их значение в том, что они часто  подробно разъясняют конвенции, дополняют  их, а рекомендации МОТ по вопросам, не предусмотренным конвенциями, помогают в совершенствовании национального  трудового законодательства. Многие рекомендации просто дублируют конвенции, помогая тем странам, которые  к соответствующей конвенции  не присоединились.

Основные трудовые права человека были, как указывалось, закреплены актами ООН. Эти трудовые права конкретизируют акты МОТ, например, о запрете принудительного  труда — Конвенция №29 (1936 г.) и  Конвенция № 105 (1957 г.). В Конвенции  № 29 развернуто дается понятие принудительного  труда, в Конвенции № 105 расширены  меры по устранению принудительного  труда, в том числе запрет его  в качестве меры дисциплинарного взыскания.

Информация о работе Трудовые правоотношения