Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:59, курс лекций
Международные трудовые стандарты – главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением международно-правового регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН, МОТ, соглашениях государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значению международных договоров и конвенций МОТ. Это не лучшим образом сказывается на уров
Определенные стандарты
В области регулирования
Конвенция «Об установлении минимальной заработной платы» не ратифицирована Украиной, что позволяет устанавливать минимальную заработную плату без учета международных стандартов.
Много международных актов МОТ посвящено обеспечению прав работников в области охраны труда. Эти акты требуют от государств -- членов Международной организации труда -- проведения государственной политики в области безопасности, гигиены труда, создания эффективной системы инспекции труда.
Среди конвенций о свободе
Рекомендации МОТ «О добровольном примирении и арбитраже» (1952 г.), «О рассмотрении жалоб» (1967 г.) регулируют вопросы мирных способов разрешения трудовых конфликтов. Эксперты МОТ полагают, что права на забастовку, хотя оно и не предусмотрено специальным актом, вытекает из Конвенции № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию» (1948 г.).
поскольку запрет на проведение забастовок ограничивает возможности представителей трудящихся на защиту их законных интересов. Украинское трудовое законодательство, регулирующее вопросы проведения коллективных переговоров, заключения и исполнения коллективных договоров соответствуют международным стандартам.
В Европе источниками международно-
Украина как государство -- член СНГ -- является участницей многосторонних соглашений, некоторые из которых включают регулирование трудовых отношений, прав человека и гражданина в трудовой и социальной сферах (например, Соглашение, принятое государствами -- членами СНГ, о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (1994 г.).
Украина также является участницей
значительного числа
Рекомендация не является международным
договором и не требует ратификации.
Вместе с тем было бы неверным недооценивать
её значение и определённую юридическую
силу. Она представляет собой обращённое
к государствам пожелание, предложение
(совет) ввести соответствующие нормы
в национальное законодательство. Рекомендация
содержит материал для ориентации в
мировом опыте, необходимый для
совершенствования
Рекомендация как и конвенция должна быть представлена правительством государства - члена МОТ на рассмотрение компетентных властей для придания рекомендации силы путём принятия закона или иным путём, при этом МОТ должна быть информирована о результатах такого рассмотрения. В дальнейшем государства должны представлять в МОТ такую же информацию относительно реализации рекомендаций, как и не ратифицированных конвенций.
Согласно Уставу принятие государством конвенции или рекомендации МОТ не может изменять во вред работникам действовавшее в данной стране законодательство. Устав МОТ определяет порядок пересмотра устаревших международных актов. В настоящее время примерно 50 конвенций МОТ пересмотрены последующими конвенциями. Это не отменяет прежние конвенции, а означает лишь то, что прежняя конвенция с момента вступления в силу новой перестаёт быть открытой для ратификации, а ратификация государством новой (изменённой) конвенции означает денонсацию прежней (если иное не предусмотрено в самом тексте конвенции). При принятии пересмотренной конвенции Международная конференция труда каждый раз решает, закрыта ли прежняя конвенция для ратификации и означает ли ратификация пересмотренной конвенции денонсацию прежней.[7]
Устав МОТ содержит положения о контроле за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций. Механизм контроля включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых МБТ «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.
Доклады правительств о применении
конвенций и рекомендаций первоначально
рассматриваются Комитетом
Ежегодные доклады Комитета экспертов
передаются в Комитет по применению
конвенций и рекомендаций, который
образуется на каждой сессии МОТ. Этот
последний Комитет обсуждает
доклад Комитета экспертов, в случаях
необходимости требует
Уставом МОТ создан специальный механизм рассмотрения жалоб на нарушения государствами обязательств по соблюдению международных трудовых стандартов.
Представления (жалобы) на государства - члены МОТ, не соблюдающие ратифицированные конвенции, могут быть направлены в МОТ любым государством - членом МОТ, национальной организацией трудящихся и предпринимателей, международными организациями. Такие представления (жалобы) рассматриваются в комиссиях и комитетах, формируемых Административным советом, в том числе в Комитете по свободе объединений. Нормативные акты МОТ выходят за рамки проблематики трудового права, предмета его регулирования. Они включают положения, относящиеся к праву социального обеспечения, свободному времени трудящихся, строительству жилья для работников, их бытовому обслуживанию, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации и способам деятель6ности государственных органов по управлению трудом. Многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наёмным) работникам, но и к независимым работникам, предпринимателям, а в ряде случаев ко всему населению.
Декларация основополагающих принципов
и прав в сфере труда, принятая
на 86-й сессии МОТ в июне 1998 г.,
сформулировала 4 принципа, соблюдение
которых является обязательным для
всех государств - членов МОТ. Это свобода
объединения и действенное
По своему содержанию нормативные акты МОТ обычно классифицируются по следующим группам:
Акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
Акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;
Акты, регулирующие условия труда;
Акты по безопасности и гигиене труда;
Акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
Акты, регулирующие труд отдельных категорий работников;
Акты регулирующие сотрудничество организацийработников, работодателей, государства, мирные способыразрешения трудовых конфликтов;
Данная классификация лишь частично совпадает с подразделением трудового права на традиционные институты. Обращает на себя внимание то, что некоторые вопросы труда остались полностью или частично вне регламентации. Например, в самой минимальной степени отрегулированы в международных актах трудовой договор, порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, участие работников в управлении производством; отсутствуют правила, относящиеся к забастовкам, дисциплине труда.