Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:48, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение трудовых споров, изучение причин их возникновения.
Задачи данной работы представлены следующим образом:
1)раскрыть понятие трудового спора;
2)изучить виды и классификации трудовых споров;
3)рассмотреть законодательное закрепление трудовых правоотношений, трудовых споров.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………………3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ……………………………………..5
Конфликт как источник трудового спора..……………………….…………5
Классификация трудовых споров………………………………………...….7
Причины и обстоятельства трудовых споров……………………………...10
ГЛАВА 2 ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ…………………………………………13
2.1 Коллективные трудовые споры………………………………………………..13
2.2 Индивидуальные трудовые споры………………………………………….…15
ГЛАВА 3 ГЛАВА 3 ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ…….…………………………………….18
3.1 Трудовые правоотношения и их дисбаланс…………………………………..18
3.2 Способы и формы защиты трудовых прав……………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25
Регулирование трудовых и
связанных с ними отношений осуществляется
посредством нормативных
Правовой институт трудовых споров представляет собой совокупность процедурных и процессуальных норм трудового права, регулирующих отношения по рассмотрению и разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров. В свою очередь этот институт состоит из двух подинститутов: индивидуальные и коллективные трудовые споры. Правовое регулирование порядка разрешения индивидуальных трудовых споров осуществляется посредством норм, объединённых в гл. 17 ТК.
Субъективные права и
обязанности сторон трудовых правоотношений
гарантируются государством и в
необходимых случаях охраняются
его принудительной силой. В этих
целях государство создает
Трудовое
правоотношение представляет собой
такую форму фактических
Возникает вопрос о том, чем же конкретно проявляется взаимосвязь норм трудового права и трудовых правоотношений. В нормах трудового права содержатся общие (безличные) юридические права и обязанности работников – типовые образцы тех трудовых общественных отношений, которых работники могут или должны придерживаться в соответствии с правовыми предписаниями. Они реализуются тогда, когда определенные участники трудового процесса выполняют требования правовых норм, то есть вступают в трудовые правоотношения.
Предметом спора признается и исполнение коллективного договора, соглашения, в том числе толкование их норм.
Таким образом, для того чтобы
неурегулированные разногласия
между работниками и
Существующие разногласия между сторонами коллективных трудовых отношений могут именоваться спором только при наличии следующих условий:
-стороны не смогли
их урегулировать путем
-требования нанимателю
были утверждены на собрании (конференции)
большинством голосов
-указанные требования
наниматель отказывается
Спор считается возникшим
с момента получения
Инициатором спора является коллектив работников в лице его представительного органа, действующего на основании акта законодательства. Спор разрешается в порядке, определенном гл. 36 ТК
Требования отдельных
работников (группы лиц), в основе которых
лежат нормы коллективного
В случае, если спор возникает в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора, его стороной выступают работники, от имени которых он заключается. При возникновении спора в связи с неисполнением коллективного договора одной из сторон будут признаны работники, на которых распространяется этот договор.
Возможны ситуации, когда коллективный договор не выполняется по отношению к работникам одной бригады или одного из структурных подразделений организации. Такие коллективы не вправе выступать стороной спора.
Для того чтобы защитить свои интересы, им надо обратиться в представительный орган, заключивший данный коллективный договор. Выдвижение требований к нанимателю производится в соответствии со ст. 379 ТК [11].
Моментом возникновения
спора считается день отказа нанимателя
от удовлетворения (полностью или
частично) требований коллектива работников.
Нарушение нанимателем
Наниматель обязан в трехдневный
срок с момента возникновения
спора уведомить
Форма регистрационной карточки спора и порядок ее заполнения определены в Инструкции об обязательной регистрации коллективных трудовых споров (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 12.07.2004 № 26, с доп.).
Регистрационная карточка содержит лишь краткую информацию о споре (наименование сторон спора, количество работников, участвующих в нем, предмет спора, когда и кем утверждены требования, дата принятия решения примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем, Арбитражем). Поэтому согласно п. 11 Инструкции о регистрации споров после разрешения спора примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем, наниматель в 10-дневный срок обязан направить в Арбитраж соответствующие материалы, относящиеся к разрешению данного спора.
В юридической литературе последних лет отмечается, что государство создает реальные правовые гарантии осуществления участниками трудовых правоотношений их прав и законных интересов. Достаточный круг прав и обязанностей работников и нанимателей определен как в законодательных актах, так и в уставах, положениях, локальных нормативных документах. Но отклонений от нормативных положений не становится меньше. Видимо, должны быть конкретизированы и даже усилены меры ответственности за неисполнение субъективных прав и обязанностей участниками правоотношений, правоправное отклонение от определяемого законодательством их содержания. Важную роль в решении этих задач должны выполнять правоведы, исследующие проблемы современного трудового права, и в первую очередь трудовых правоотношений, с учетом и на основе дальнейших разработок представлений о структуре правовых отношений, о их юридической форме и реальном содержании [12, с. 185-209].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В жизни неоднократно гражданам приходиться сталкиваться с конфликтными ситуациями не только в жизни, но и на производстве. Возникает вопрос: «Как защитить себя от ситуации и отстоять свои права?» Мало кто располагает полными сведениями о своих правах, умеет их отстаивать. В основном люди полагаются на юристов. Однако в обществе, имеющем свои законы, которые люди сами создают, неведение этих законов может привести к серьёзным проблемам. Ведь часто гражданам приходиться сталкиваться с конфликтными ситуациями не только в жизни, но и на производстве. Необходимо искать пути для того, чтобы защитить себя от ситуации и отстоять свои права.
Трудовые споры, коллективные
и индивидуальные, возникают не только
в связи с проблемами производственного,
управленческого и социально-
Так как в настоящее время большинство коллективных трудовых споров связано с проблемами такого ряда, то дальнейшее совершенствование трудового законодательства вообще и законодательства о коллективных трудовых спорах в частности, а также принятие мер социально-экономического характера, связанных с совершенствованием существующей системы оплаты труда выходит на первый план.
Ликвидация правовой неграмотности, а также плохого знания трудового законодательства как работниками так и представителями нанимателя является важнейшей составляющей трудовых и экономических отношений.
В связи с ломкой
старых производственных
Как видно из содержания работы, законодатель достаточно детально регламентировал понятие, обстоятельства и процедуры разрешения трудовых споров. Трудовой кодекс Республики Беларусь определяет два органа, которые уполномочены рассматривать трудовые споры. Это комиссия по трудовым спорам и суд.
Чёткая регламентация решения как коллективных, так и индивидуальных трудовых споров имеют огромное значение как для прогресса, так и для защиты прав человека.
В заключение можно отметить, что трудовые споры возникают либо в результате нарушений трудового законодательства, либо по незнанию нормативных актов, регламентирующих трудовые правоотношения.
Чтобы защитить свои права и предотвратить возникновение «незаконных» трудовых споров, необходимо знать нормы, регламентирующие трудовые отношения, внимательно изучать договор (контракт) при поступлении на работу. Юридическая осведомлённость поможет грамотно защитить интересы и избавит от двусмысленности конфликтной ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ