Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 08:17, контрольная работа
Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда.
Введение
1.Понятие трудовых споров
2.Классификация трудовых споров
3.Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров
4.Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
5.Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Заключение
Список использованной литературы
В средствах массовой информации периодически упоминается, что работники того или иного предприятия начали забастовку. Однако забастовка - не просто прекращение деятельности работниками, а строго регламентированная законодательством процедура, имеющая целью разрешение коллективного трудового спора. При проведении забастовки как у работников, так у работодателя есть определенные права и обязанности. Сведения и рекомендации, приведенные в настоящей статье, помогут сторонам избежать незаконных действий при проведении забастовки.
Содержание
Введение
1.Понятие трудовых споров
2.Классификация трудовых споров
3.Нормативные акты и
органы по рассмотрению
4.Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
5.Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождаются нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.
Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры - коллективные и индивидуальные.
Массовый характер приобрело
нарушение коллективных договоров
и соглашений, порождающих коллективные
трудовые споры, перерастающие в
забастовки, в последние годы особенно
многочисленные в угольной промышленности
и системе образования
Причины коллективных трудовых
споров сосредоточены в экономической
сфере. Хотя нередко нарушения такого
условия коллективного
Причинами индивидуальных трудовых
споров чаще всего являются нарушения
трудовых прав работника, допускаемые
работодателем, выступающим от его
имени руководителем (администрацией).
Эти неправомерные действия могут
быть результатом невысокого уровня
индивидуального правосознания
в силу недостаточности правовых
знаний либо пренебрежительного отношения
руководителя (администрации) к соблюдению
законов о труде, условий коллективного
договора, иных соглашений, а также
трудового договора работника. Индивидуальный
трудовой спор может возникнуть и
по причине недостаточности
От причин, вызывающих индивидуальные трудовые споры, обычно отличают объективные факторы и обстоятельства, порождающие эти споры. Ими могут быть недостатки производства и труда конкретной организации (предприятия) либо отдельные неточности или пробелы в законодательстве о труде.
Следует подчеркнуть, что
Трудовой кодекс Российской Федерации,
вступивший в силу с 1 февраля 2002 года,
значительно сузил
Согласно информации о зарегистрированных коллективных трудовых спорах по данным Госкомстата России и сведениям, поступившим из регионов, в 1995 году было зарегистрировано 15537 коллективных споров, в 1996 – 16095, в 1997 – 6972, в 1998 – 5062, в 1999 – 4604, в 2000 – 228, в 2001–36, в 2002 – 24.[1]
Таким образом, из приведенных данных следует, что в результате определенной стабилизации экономики и ослабления в связи с этим социальной напряженности в обществе наблюдается резкое и устойчивое снижение количества коллективных трудовых споров в Российской Федерации. Между тем количество индивидуальных трудовых споров продолжают оставаться значительным. По данным Верховного суда Российской Федерации, в суды общей юрисдикции поступило дел об оплате труда в 2001 году – 414969, в 2002 году – 505939, в 2003 году – уже 526102.[2]
Цель работы. Целью настоящей работы исследование важнейших форм самозащиты трудящихся, судебной практики по трудовым спорам, а так же вынесения рекомендаций.
Объектом исследования являются разногласия между субъектами трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.
Предмет исследования составляют
-действующее трудовое
законодательство Российской
- практика рассмотрения
трудовых споров в
Методологическую и
Теоретическую основу исследования составляют юридическая литература по трудовому праву России.
Юридической базой работы
явились нормы действующего гражданского,
административного и
Эмпирическую базу работы
составили конкретно-прикладные исследования,
опубликованные в печати, материалах
судебной практики, а так же собственный
опыт трудового спора с
Структура работы. Работа состоит из пяти глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
1.Понятие трудовых споров
Предметом трудового права
являются трудовые и тесно с ними
связанные отношения (производные
от трудовых). В процессе регулирования
этих отношений нормами права
между их субъектами могут возникнуть
разногласия. Это может быть как
спор между работником и администрацией
предприятия, учреждения, организации,
например, в связи с наложением
взыскания или увольнением, так
и разногласие между
Трудовой конфликт не всегда
трансформируется в трудовой спор,
а спор редко становится предметом
судебного разбирательства. Как
известно, это происходит лишь в
тех случаях, когда "обиженный"
работник (а именно ему чаще всего
закон предоставляет право
Таким образом, трудовые споры
- это разногласия между
Из этого определения видно, что нельзя сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельными работниками и предприятием, понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например, между трудовым коллективом и администрацией. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще не регулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. Наконец, трудовые споры - это не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, что переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа (органа, уполномоченного государством принять обязательное для сторон решение).
Возникновение на предприятиях трудовых споров объясняется, прежде всего, незнанием или неверным толкованием действующих норм трудового законодательства некоторыми представителями администрации или работниками.
Наряду с этим, встречаются случаи, когда трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения отдельных рабочих и служащих к исполнению своих служебных обязанностей и предъявления ими незаконных требований (например, о лишении премии, снятии дисциплинарного взыскания и др.); или вследствие бюрократического отношения некоторых хозяйственных руководителей к законным требованиям работников, сознательного нарушения ими действующего законодательства о труде (например, перенос или отмена выходных дней, превышение установленных норм на сверхурочные работы, отказ в предоставлении очередного отпуска в соответствии с утвержденным графиком и др.).[3]
2. Классификация трудовых споров[4]
Классификация трудовых споров
необходима для того, чтобы по каждому
трудовому спору правильно
Классификация трудовых споров по субъектному составу и предмету
По субъектному составу и предмету все споры делятся на индивидуальные и коллективные.
Субъектами индивидуального
трудового спора являются отдельный
работник и работодатель (руководитель,
администрация). Предметом такого спора
является требование работника о
восстановлении или признании тех
или иных трудовых прав, которые, по
его мнению, должны ему принадлежать
на основании закона, иных нормативных
правовых актов, включая локальные
акты, либо условий трудового договора.
По заявлению работника
В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работники (их представители), а с другой - работодатель (его представители). Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Предметом коллективного спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников либо отдельных их категорий или профессиональных групп. Эти требования могут выдвигаться как в период принятия (заключения) коллективного договора, соглашений, так и по поводу их исполнения и применения.
Учитывая законодательство о трудовых спорах и его применение в Российской Федерации, а также, опираясь на западный опыт разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), можно сделать вывод, что в основе предмета этих споров заложены конфликты интересов.
Индивидуальные трудовые споры как споры юридического характера, возникающие в связи с применением и толкованием действующих юридических норм, именуются конфликтами права.
Классификация трудовых споров по правоотношениям, из которых может возникнуть спор
Все трудовые споры делятся на споры из правоотношений:
- трудовых (их абсолютное большинство);
- по трудоустройству (например,
не принятого по брони
- по надзору и контролю
за соблюдением трудового
- по подготовке кадров
и повышению квалификации
- по возмещению материального ущерба работником предприятию;
- по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться;
- профсоюзного органа с работодателем по вопросам труда, быта, культуры;
- коллектива работников с работодателем;
Классификация по характеру спора
По характеру спора все трудовые споры подразделяются на:
- споры о применении
норм трудового