Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 08:17, контрольная работа
Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда.
Введение
1.Понятие трудовых споров
2.Классификация трудовых споров
3.Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров
4.Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
5.Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Заключение
Список использованной литературы
- споры об установлении
новых или изменении
3.Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров
Нормативную основу разрешения трудовых споров составляет Конституция Российской Федерации и Федеральные Законы.
Конституцией РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В Конституции признается
право на индивидуальные и коллективные
трудовые споры с использованием
установленных федеральным
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл.60 (ст.381-397) ТК. Порядок разрешения коллективных споров регулируется гл.61 (ст.398-418) Кодекса и Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров", Постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. № 57 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией"
Большое значение для единообразного
применения законодательства при рассмотрении
трудовых споров имеют руководящие
постановления Пленума
Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда РФ, а так же обобщенная судебная практика по трудовым спорам. Например, "Обзор судебной практики по трудовым и социальным делам судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации за 2005 год"[5].
При рассмотрении трудовых
споров суд применяет соответствующие
нормы не только трудового, но и гражданского
процессуального права и
Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.
КТС образуются по инициативе
работников и (или) работодателя из равного
числа представителей работников и
работодателя. Представители работников
избираются общим собранием (конференцией)
работников организации или делегируются
представительным органом работников
с последующим утверждением на общем
собрании. Представители работодателя
назначаются в КТС
В зависимости от органа различаются следующие виды разбирательства индивидуальных трудовых споров: КТС - органом трудового коллектива; судебное; вышестоящими органами для отдельных категорий работников (судьи и др.) и федеральной инспекцией труда.
Каждый из видов разбирательства трудового спора является самостоятельным. Один и тот же спор может пройти последовательно два вида разбирательства: в КТС и суде (если пожелает спорящая сторона, не удовлетворенная решением КТС). Такой последовательный порядок (начиная с КТС как первичного обязательного органа) принято называть общим в отличие от иных случаев, когда спор решается либо непосредственно в суде, либо в вышестоящем органе.
Все органы по рассмотрению
трудовых споров наделены государством
властными полномочиями. Поэтому
их решения обязательны для
Согласно Федеральному закону "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и гл. 61 ТК органами, рассматривающими данные споры, являются: примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора; посредник; трудовой арбитраж.
Порядок рассмотрения трудовых
споров в Российской Федерации носит
достаточно прогрессивный характер.
Свидетельством этого является участие
профсоюза в интересах
Однако досудебное разрешение индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации является недостаточно эффективным и используется далеко не в полной мере. Однако такая ситуация, тем не менее, создает благоприятные предпосылки для внедрения в российскую практику с учетом европейского опыта других способов досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров, таких, как примирение, посредничество и Трудовой арбитраж.
Как отмечалось выше, в настоящее
время полномочия Трудового арбитража
ограничены лишь рассмотрением коллективных
трудовых споров (ст. 404 ТК РФ). Однако такое
ограничение компетенции
В результате определенной стабилизации экономики и ослабления в связи с этим социальной напряженности в обществе наблюдается резкое и устойчивое снижение количества коллективных трудовых споров в Российской Федерации. Между тем количество индивидуальных трудовых споров продолжают оставаться значительным[6].
Согласно статистике Верховного суда Российской Федерации, удельный вес трудовых дел от всех гражданских дел, поступивших в суды общей юрисдикции, в 2000 году составлял 11,4%, в 2001 - 11%, в 2002 - 12,7%, в 2003 - 12,6%.[7] Для того чтобы разгрузить суды общей юрисдикции, необходимо создать эффективную систему внесудебных органов по разрешению индивидуальных трудовых споров. Но как показало изучение практики КТС, этот орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров со своей задачей не справляется. Принципы ее деятельности нуждаются в реформировании.
Основываясь на опыте эффективного
внесудебного урегулирования трудовых
конфликтов в странах Западной Европы,
где Трудовой арбитраж рассматривает
и индивидуальные трудовые споры (Служба
консультации, примирения и арбитража
(АКАС) в Великобритании, Институт "Фонд
труда" в Испании и др.), можно
сделать вывод о неизбежности
распространения компетенции
4.Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Порядок рассмотрения трудового спора – это установленная для данного юрисдикционного органа форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением решения по данному делу.
Необходимо различать
порядок рассмотрения индивидуальных
трудовых споров в КТС, суде и вышестоящем
органе. Все эти органы могут осуществлять
правовосстанавливающие действия, но
в различном порядке. Большинство
споров из трудовых правоотношений по
применению трудового законодательства
рассматриваются в общем
В соответствии со ст. 385 ТК РФ КТС, как внесудебный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, вправе рассматривать все индивидуальные трудовые споры, возникающие в организациях, где созданы КТС, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.
Состав КТС формируется социальными партнерами на паритетных началах (ст. 384 ТК РФ). По результатам рассмотрения простым большинством голосов КТС принимает решения, которые имеют обязательную силу для сторон и могут исполняться принудительно в порядке, установленном для судебных решений (ст.ст. 388, 389 ТК РФ).
Однако следует признать,
что на современном этапе
Некоторые специалисты полностью поддерживают этот институт в том виде, в котором он сейчас существует, другие считают возможным вернуться к прежней модели, когда КТС была обязательным досудебным органом, третьи утверждают, что принципы деятельности Комиссий не отвечают современным условиям, четвертые полагают необходимым заменить КТС другим, более действенным органом по досудебному рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Представители судебных органов еще более категоричны в своей оценке эффективности КТС. Так, в результате проведенного анкетирования судей (более 100 чел.), рассматривающих трудовые споры, в том числе связанные с обжалованием решений КТС, только 10% из них положительно оценили ее деятельность. У 20% судей юридическая компетентность членов КТС и их независимость от работодателя вызывает сомнение, при этом они ссылаются на судебную статистику, которая свидетельствует, что 80% дел, рассмотренных судами общей юрисдикции, могли бы быть разрешены на уровне КТС[9].
Одним из критериев оценки эффективности деятельности любого органа по разрешению трудового спора является реальное соблюдение им принципа независимости. Предполагается, что только в этом случае принятое им решение будет справедливым. Действительно, существует определенная служебная зависимость членов КТС от работодателя: карьерный рост, уровень заработной платы и т.д. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в настоящее время имеются проблемы с занятостью населения, поэтому опасение потерять работу из-за обострения отношений с руководителем – вполне естественное чувство. Не следует забывать, что по ныне действующему законодательству КТС не является обязательным досудебным органом и может создаваться в организации при согласии не только работников, но и работодателя.
Думается, указанные обстоятельства создают почву для сомнений в беспристрастности членов КТС при разрешении ими трудовых споров.
Среди прочих недостатков деятельности КТС чаще всего называется юридическая некомпетентность ее членов, которые "не могут разобраться в сложных вопросах действующего законодательства из-за недостаточной подготовленности к выполнению возложенных на них функций и, в частности, отсутствия юридического образования и соответствующей практики, что при рассмотрении дела приводит к нарушению норм материального и процессуального права и влечет вынесение неправильных решений[10].
Согласно ч. 1 ст. 388 ТК РФ КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Но в этой связи весьма вероятно возникновение такой ситуации, когда голоса членов КТС разделятся поровну и, следовательно, решение не может быть принято. Как быть в таком случае? Пока действующее трудовое законодательство ответа на этот вопрос не дает.
В решении комиссии указываются:
полное наименование организации, фамилия,
имя и отчество, профессия, специальность,
должность заявителя, даты обращения
в КТС и рассмотрения спора, существо
спора, фамилии присутствующих на заседании
членов комиссии, представителей работодателя
и профсоюзного органа (цехкома), результаты
голосования и мотивированное со
ссылкой на норму права решение.
КТС может в решении указать
на немедленное его исполнение или
на исполнение в определенный срок.
Решение КТС, как правило, имеет
мотивировочную и резолютивную части.
Резолютивная часть решения должна
быть записана в категорической, повелительной
форме, например: "Предложить работодателю
оплатить такую-то сумму". Решения
КТС в последующем в
Порядок рассмотрения трудовых
споров в суде определен ГПК РФ
и ст.391—397 ТК. Суды не только восстанавливают
нарушенные трудовые права, но выявляют
причины и условия данных нарушений,
проводят профилактическую работу по
их устранению и предупреждению. Суд
может выносить представления в
государственные органы, общественные
организации и должностным