Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в определении теоретической основы участия работников в управлении организацией.
Введение ……………………………………………...………………………….... 3
Глава 1. Общие положения о регулировании участия работников в управлении организацией ……………………………………………………………………… 5
1.1. Понятие и общая характеристика института участия работников в управлении организацией ……………………………………………………….. 5
1.2. Социальное партнерство как способ участия работников в управлении организацией ……………………………………………………………………… 6
Глава 2. Специфические формы участия работников в управлении организацией …………………………………………………………………………………….. 16
2.1. Участие работников в управлении хозяйственными товариществами ………………………………………………………………………………..…… 16
2.2. Участие работников в управлении производственными кооперативами и колхозами ...…………………………………………………………………….. 19
2.3. Участие работников в управлении крестьянским (фермерским) хозяйством ………………………………………………………………………... 22
Заключение ………………………………………………………………………. 24
Список используемой литературы ………………………………………………. 26
- совместное участие в разработке законопроектов, нормативно-правовых актов в сфере труда;
- информирование сторон о намерениях или предпринимаемых мерах в области трудовых отношений и др.
В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса Республики Беларусь, основными принципами социального партнерства являются:
1. Равноправие сторон. Равноправие не означает равенство, а означает равноправное положение. Применительно к партнерским отношениям это выражается в том, что:
- каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне о заключении, изменении или дополнении коллективного договора или соглашения;
- для ведения коллективных переговоров стороны создают на равной основе (из равного количества представителей) комиссию из уполномоченных представителей;
- примирительная комиссия для разрешения коллективного трудового спора формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равной основе;
- Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, а также местные советы по трудовым и социальным вопросам формируются на принципах паритета и равенства [21, ст. 353].
2. Соблюдение норм законодательства. Субъекты социального партнерства в своей деятельности должны руководствоваться актами законодательства, международными нормами права. Нормативными актами для сторон партнерских отношений являются также соответствующие коллективные договоры и соглашения. Нормы коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными [21, ст. 353].
3. Полномочность принятия обязательств. Стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих соответствующих участников переговоров полномочиями, необходимыми для ведения и завершения переговоров, с учетом любых положений о консультациях в рамках их соответствующих организаций. При заключении коллективных договоров, соглашений представители сторон должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия. Органы системы социального партнерства должны принимать решения в рамках их полномочий [21, ст. 353].
4. Добровольность принятия обязательств. Данный принцип заключается в том, что законодательством закреплено право, а не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений. Предусмотрен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в содержание коллективного договора или соглашения [21, ст. 353].
5. Учет реальных возможностей принятия реальных обязательств. Коллективные договоры и соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать реальные возможности сторон и воздерживаться от выдвижения требований, реализация которых превышает их возможности [21, ст. 353].
6. Обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства. Стороны должны выполнять договоренности и исполнять принятые обязательства. В противном случае сторона, нарушившая договоренность или не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязанности, должна понести ответственность [21, ст. 353].
7. Отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности. Поскольку договор – это взаимное согласование воли сторон, не допускается совершение односторонних действий, нарушающих договоренности. Стороны в соответствии с белорусским законодательством не имеют права препятствовать ведению коллективных переговоров [21, ст. 353].
8. Взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации. При необходимости должны приниматься соответствующие меры, чтобы стороны имели доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров (за исключением служебной, коммерческой и военной тайн). Создание атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии должно облегчаться путем быстрого распространения и обмена возможно более полной и объективной информацией по различным аспектам жизни предприятия и социальным условиям трудящихся [21, ст. 353].
1.2.3 Представительство интересов сторон
Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется Трудовым кодексом Республики Беларусь, иными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
В соответствии со ст. 354 Трудового кодекса Республики Беларусь, представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители [21, ст. 354].
Профессиональный союз (профсоюз) – это добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов [24, с. 21].
Законодательством также предусмотрено,
что работники, не являющиеся членами
профсоюза, имеют право уполномочить
орган первичной профсоюзной
организации представлять их интересы
во взаимоотношениях с работодателем.
При отсутствии в организации
первичной профсоюзной
Согласно ст. 355 Трудового кодекса Республики Беларусь, представителями интересов нанимателя выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций. Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей [21, ст. 355].
Объединение нанимателей – это добровольное объединение юридических и физических лиц, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником, имеющим целью представительство и защиту своих прав и законных интересов [24, с. 21].
1.2.4 Соглашения, коллективные договоры
Наиболее эффективной и
Коллективный договор и
Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории [21, ст. 358].
Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.
Сторонами соглашений могут быть:
на республиканском уровне –
республиканские объединения
на отраслевом уровне – соответствующие
профсоюзы и объединения
на местном уровне – соответствующие профсоюзы и наниматели, а также местные исполнительные и распорядительные органы.
Профсоюзы не имеют права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями, заключения с ними соглашений [21, ст. 359].
Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции. Генеральное соглашение может содержать положения о (об):
1) развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;
2) основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;
3) заработной плате работников
бюджетных организаций и иных
организаций, получающих
4) обеспечении занятости;
5) охране труда и окружающей среды;
6) иных трудовых и социально-
Тарифные и местные соглашения
устанавливают социально-
Соглашение заключается
Соглашение вступает в силу с
момента подписания его сторонами
или с другого момента, который
стороны устанавливают
Коллективный договор – локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками [21, ст. 361].
Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель [21, ст. 363].
Коллективный договор может содержать положения об (о):
1) организации труда и повышении эффективности производства;
2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;
3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;
4) продолжительности рабочего
5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
6) заключении и расторжении трудовых договоров;
7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
10) организации санаторно-
11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;
14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;
15) ответственности сторон за
невыполнение коллективного
16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;
17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;
18) других трудовых и социально-
Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью.
Заключается коллективный договор в письменной форме и может быть заключен в организациях любых организационных правовых форм. Коллективный договор должен быть подписан уполномоченными представителями сторон и должен быть зарегистрирован в исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения нанимателя. Проекты коллективного договора обсуждаются на общем собрании коллектива организации. Подписывается коллективный договор на каждой странице уполномоченными представителями сторон. Регистрация коллективного договора осуществляется в течение двух недель с момента подачи заявления. На первой странице коллективного договора ставится штамп о регистрации.
Информация о работе Участие работников в управлении организацией