Управление, как общественно необходимая часть трудового процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Термин социология впервые употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х.
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ» . По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. В. И. Ленин полагал, что с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки .

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………3
2. Управление как разновидность общественно необходимого
труда, как трудовой процесс…………………………………………...5-11
3. Почему и когда возникает потребность в управлении……...12-17
4. Заключение……………………………………………………...19
5. Список литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

СиПУ.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Технические исполнители (секретари, делопроизводители, расчетчики и другие) выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов. Труд их принято считать наиболее простым в управлении, в определенной мере так оно и есть. Причем в их труде преобладают повторяющиеся операции. Хотя и по мере увеличения использования компьютерной и другой информационной техники в производстве и управлении, значительного увеличения объемов управленческой информации, необходимости ее систематизации, отсеивания избыточной информации труд вспомогательного персонала резко усложняется, требует подготовки, знаний, опыта, все более влияет на качество управленческих процессов в целом. Кроме того, повышается доля в нем творческих операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1

Социологическая составляющая теории и практики управления

Почему и  когда возникает потребность в управлении?

Почему социология считается важнейшей учебной  дисциплиной в профессиональной подготовке менеджеров?

Теория мотивации по Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

Однако есть и другое понимание потребности в управлении. Это потребность быть управляемым12. Наблюдения всегда дадут подтверждение этому явлению: подчиненные ждут, что ими будет управлять руководитель, и ничего не сделают без его управленческого участия. Ожидание управления – одно из важных ожиданий человека, и знать об этом чрезвычайно важно для руководителей:

1) Знать о природе потребности быть управляемым.

2) Знать о способах удовлетворения потребности быть управляемым.

3) Знать о мотивации на основе потребности быть управляемым.

Если потребность есть, то она нужна. Нужна для выживания. Это правило. Как обеспечивает выживание потребность быть управляемым?

Выживание человека зависит от сотрудничества с другими людьми – от способности каждого изменяться под влиянием каждого другого. Воздействие, приводящее к изменениям – это управление13. Два человека одновременно воздействуют друг на друга, и это приводит к изменениям состояния, поведения и действий каждого.

Общаясь, обмениваясь информацией, командуя и подчиняясь, люди становятся все более зависимыми друг от друга и все более несвободными.  При этом пара из двух людей становится системой, с силой превышающей сумму сил каждого в этой паре. Выживание такой пары повышается. Повышается и выживание каждого в этой паре.

Когда-то давно люди стали объединяться в группы именно по этой причине – ради выживания. Стал одним из членов группы – выжил. Не приняли – умер. Потребность быть принятым в группу, потребность продолжать оставаться в группе – это базовая социальная потребность человека. В свою очередь выживание группы зависело от того, как взаимодействуют ее члены. А это зависело от соблюдения каждым участником норм – правил поведения в группе. Подчинение правилам, подчинение группе, подчинение лидеру группы ведет к частному случаю базовой социальной потребности – потребности подчиняться, потребности быть управляемым.

Люди реагируют на потребность одинаково – испытывают дискомфорт, страх, боль и делают все, чтобы потребность удовлетворить, получив об этом сигнал – удовольствие. Члены группы испытывают дискомфорт, когда не видят реакции на свое поведение – подтверждение верного или порицание неверного поведения. Получив такой сигнал, немедленно изменяются – усиливают одобряемое поведение или прекращают порицаемое.

В отношениях начальников и подчиненных все в точности то же. Подчиненный ждет команды, действует, ждет оценки действий и новой команды. Не получая никаких сигналов от начальника, испытывает серьезный дискомфорт. Настолько сильный, что не может думать ни о чем другом, кроме как о том, чтобы получить сигнал, команду от начальника. И пока не получит, работать не будет – будет добиваться сигнала, воздействия.

«Не вижу – не еду. Не вижу – не стреляю» - поговорка танкистов.

Или вот еще модель. Безногий и слепой собрались в гости к девочкам. Первый залез на спину другому. Теперь система в сборе, и она способна перемещаться в пространстве, в том числе в направлении женского общежития. Однако исполнительный механизм не может работать без управляющего – слепой без безногого. Слепой ждет команд, нуждается в сигналах, испытывает потребность в управлении, с готовностью подчиняется, иначе может погибнуть, шагнув не туда.

Потребность быть управляемым есть, и ее нужно использовать для управления людьми, заставляя работать – мотивировать к труду.

Социология  современного менеджмента - социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также отношения и взаимодействие больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в масштабах целого общества14. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего менеджмента, а еще точнее, его подраздела - управления персоналом. Однако методы этой дисциплины, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социологии. Такое соединение оказалось крайне плодотворным, поскольку в социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры человеческих отношений, которые в социологии обычно обходят стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, совершенно не затрагиваются15.

В сферу пересечения  социологии и менеджмента попадают такие дисциплины, или тематические области, как социология менеджмента (управление персоналом и мотивация поведения, принципы, структура и стиль управления), социология организаций (структура власти и бюрократия), социальное управление (принятие решений, социальные программы и социальные технологии), социология труда и ее составная часть - индустриальная (заводская) социология, имеющая дело с практическими внедрениями, организацией, условиями и дисциплиной труда, применением новых форм организации труда (гуманизацией труда), экономическая социология, описывающая поведение социальных групп в рыночной ситуации, социальная инженерия, деловые игры, управленческое консультирование и многие другие направления, имеющие теоретическое и прикладное назначение.

Союз двух дисциплин, или двух направлений мысли, - социологии и менеджмента - порожден и востребован  самой жизнью16. Цивилизованные рыночные страны, скажем США или Япония, в значительной степени преуспели в техническом прогрессе, потому что прежде всего очень четко и правильно определили стратегические ориентиры развития своего общества и философию своего менеджмента. Они попытались ответить на главные вопросы, прежде чем взялись за решение второстепенных - какой тип управления лучше всего соответствует национальным и культурным особенностям страны, как может система управления помочь самовыражению личности, развитию социального и культурного потенциала нации, какой тип менеджера выражает менталитет нации.

Решая первостепенные задачи, передовые нации стремятся развивать не столько техническое и естественное знание, сколько гуманитарное и социальное. В самой развитой стране мира США социологию преподают в 250 университетах и колледжах. С тех пор как в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический факультет, четыре полных поколения американцев, а это десятки миллионов человек, прошли школу социологического мышления и психологии человека. Уже в 60-е годы социологов в США было больше, чем во всех других странах, вместе взятых. В 1990 г. и США было 200 тысяч, а в СССР - только 5 тысяч психологов. В Западной Европе, Японии и США самым перспективным является не естественное, а гуманитарное образование17.

Первые школы менеджмента  и бизнеса возникли в США еще  в 80-е годы XX в. Сегодня в 600 школах бизнеса преподают социологию, право, экономику, психологию, философию. Таким образом, несколько поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человеко- и обществознания, финансов и менеджмента. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления персоналом, мотивации и стилей, руководства, превышает если не миллионы, то многие сотни тысяч - и не только на прикладном, но и на фундаментальном уровне знания. Будущие управленцы изучают не только право и экономику, но и социологию, психологию, антропологию.

Спрашивается: зачем нужно  американцам или японцам тратить  миллиарды долларов на подобное образование? Окупаются ли расходы? Социальные науки  изучают структуру и динамику общества, законы поведения и взаимоотношения людей. Их цель - помочь людям создать стабильное и процветающее общество. И в этом США преуспели, как ни одна страна мира. Вес ныне живущие американцы изучили в школе или вузе основы строения своего общества и правила управления поведением людей. Это единственное государство, не знавшее в XX и. войн, социальных потрясений и масштабных революций. Дело не только в экономическом прогрессе. Он давно уже измеряется социальными целями, задачами, критериями. В США одна из самых эффективных систем социальной поддержки населения, состоящая из десятков и сотен программ помощи семье, малообеспеченным слоям населения, безработным, пенсионерам и другим категориям.

А на другом полюсе находится  Россия18, где в конце XIX - начале XX вв. была предпринята попытка создать высокоэффективную систему преподавания общественных наук, но по ряду причин из этого ничего не получилось. На протяжении более 70 лет вместо социальных наук в школе и вузе молодое поколение снабжали абстрактными знаниями о закономерностях мировой революции и законах классовой борьбы. В результате мы больше знаем о том, как разрушать, а не как сохранять общество. На территории нашей страны прошло несколько войн и революций, создана самая тоталитарная за всю историю человечества политическая система и самый неэффективный механизм социальной защиты населения.

Наши руководители и  политические лидеры, не получившие фундаментальных  знаний по социальным наукам, не могут  построить процветающую экономику  и эффективную систему управления19. Они просто не знают, что это такое. Да и профессиональных школ менеджмента для них не было создано. В соответствующих вузах и на курсах повышения квалификации руководителей в советское время больше изучали принципы марксизма-ленинизма, говорили о всестороннем развитии личности, демократическом централизме и гораздо меньше о структуре организации, функциях управления, концепциях мотивации, вертикальном продвижении, сопротивлении людей нововведениям, а уж о мафии, закрытых группах и вырождении управленческих элит и речи не было.

Таким образом, за многие годы существования административной системы советского типа социология менеджмента не сформировалась. Руководителям  не говорили правду о поведении подчиненных, и наоборот. Коррупция, тактика обхода законов, девиантное поведение, злоупотребления служебным положением, рестрикционизм и саботаж считались чертами, присущими капитализму и его системе управления. Сегодня и в России тоже капитализм, стало быть, у нас существует такая система управления, которая свойственна ему. Называется она менеджментом, и законы его функционирования сильно отличаются от законов административной системы, свойственной нерыночному обществу. Надо знать нс только светлую, но и темную сторону управления, не только то, что разные его формы дают людям, но и то, что они отбирают у них.

Менеджмент - очень емкое  понятие. Оно обозначает функции, методы, принципы и приемы руководства людьми в самых разных организациях - коммерческих и некоммерческих. Менеджмент подразумевает  определенную категорию людей, получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Менеджмент - область знания, самостоятельная дисциплина, имеющая свои традиции, научные школы, предмет и методы исследования. Многое он почерпнул из экономики, кибернетики, математики, психологии и социологии. Наконец, менеджмент - это социальный институт и специфическая субкультура, обладающая собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На  рубеже веков и тысячелетий в  связи с радикальным изменением условий жизнедеятельности народа России особую актуальность приобретает  проблема повышения эффективности  реализации человеческого потенциала в сфере управления социальными  процессами.

Освоение  социологической и психологической  специфики управления становится в  современных условиях все более  важным компонентом не только профессиональной компетентности, но и общей культуры личности специалиста любого профиля.

Изменение условий, в которых приходится действовать человеческому обществу в ХХI веке, диктует необходимость выработки новых, адекватных реальности форм мышления, поведения и сотрудничества людей. В связи с этим требуется более глубокое научное обоснование всей практики менеджмента и применение инновационных технологий, с помощью которых можно способствовать успешной жизнедеятельности социума, своевременно разрешать возникающие социальные конфликты, принимая оптимальные управленческие решения. Большую роль в данном процессе призвано сыграть дальнейшее развитие социологии и психологии управления.

В работе были изучены 2 вопроса:

  1. Необходимость управленческого труда в любых трудовых процессах;
  2. Важность изучения менеджерами науки социологии.

Цели и задачи, поставленные в работе, достигнуты и раскрыты в основной части контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. – Ростов н/Д, 2001. – 512с.
  2. Бабосов Е.М. Социология управления. - 3-е изд., Мн., 2002. – 288с.
  3. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. – М., 2004. – 272с.
  4. Ромашов О. В., Ромашова Л. О. Социология и психология управления. М., 2002. – 512с.
  5. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М., 2003. – 361с.
  6. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. — М.: ЗАО "Издательство «Экономика», 2004.- 415с.
  7. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 632с.
  8. Чагин Б.А.  Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века.  Ленинград: Наука, 2003. – 416с.

Информация о работе Управление, как общественно необходимая часть трудового процесса