Управление системой набора, отбора и найма персонала в организации (на примере ООО «Бауцентр»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы обостряется в большей мере в связи с развитием рыночной системы в России, в которой большую значимость приобретает рынок трудовых ресурсов. Поэтому политика предприятия по отбору и набору персонала является приоритетной для фирмы, поскольку она играет важную роль для достижения миссии и целей организации.
Объектом исследования курсовой работы выступает персонал ООО «Бауцентр».
Предметом исследования - инструменты и механизмы набора, отбора и найма персонала в ООО «Бауцентр».
Эта курсовая работа показывает, как в наше время происходит найм и отбор персонала, с какими трудностями приходится, сталкивается работодателю в поисках нужного работника, и какие препятствия стоят на пути кандидата на работу.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Место процесса формирования персонала в системе управления персоналом
1.2 Набор персонала
1.3 Найм персонала
1.4 Отбор персонала
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА НАБОРА, ОТБОРА И НАЙМА ПЕРСОНАЛА В ООО «БАУЦЕНТР»
2.1 Характеристика и кадровая политика организации
2.2 Характеристика существующего процесса поиска и набора персонала
2.3 Деловая оценка и отбор персонала
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Общие мероприятия по усовершенствованию работы отдела кадров
3.2 Разработка плана привлечения и отбора персонала
3.3 Разработка мероприятий по привлечению специалистов среднего и высшего звена
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

управление персоналом.docx

— 72.37 Кб (Скачать файл)

5. Развитие персонала:

    • принцип повышения квалификации - определяет необходимость периодического обучения персонала в соответствие с индивидуальной стратегией развития сотрудника;
    • принцип самовыражения - определяет необходимость наличия самостоятельности, влияния на формирование методов исполнения (для руководителей);
    • принцип саморазвития - определяет необходимость развития при наличии способности к этому;

6. Мотивация и стимулирование  персонала:

    • принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы - определяет необходимость наличия эффективной оплаты труда сотрудников;
    • принцип соразмерного сочетания стимулов и санкций - определяет необходимость конкретного описания задач, обязанностей и показателей;
    • принцип мотивации - определяет необходимость установления побудительных факторов, влияющих на индивидуальное стремление выполнения поставленных задач.

 

1.2 Набор персонала

Набор персонала заключается  в создании необходимого резерва  кандидатов на все должности и  специальности, из которого организация  в дальнейшем отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа производится буквально по всем специальностям - конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем  работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие  факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы  деятельности организации.

Большинство организаций  предпочитает проводить набор в  основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это  повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает  привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении  мотивации можно полагать, что  если работники верят в существование  зависимости их служебного роста  от степени эффективности их работы, то они будут заинтересованы в  более производительном труде. Возможным  недостатком подхода к решению  проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию  не приходят новые люди со свежими  взглядами, что может привести к  застою.

Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся  вакансии с приглашение квалифицированных  работников. Некоторые организации  практикуют уведомление всех своих  служащих о любой открывающейся  вакансии, что дает им возможность  подать заявление до того, как будут  рассматриваться заявления людей  со стороны.

В контексте подбора на работу важны личностные качества работника, которые обычно означают комбинацию эмоций, мотивации, интересов; определенное их соотношение позволяет создать  благоприятный микроклимат в коллективе, что будет способствовать, например, повышению производительности труда.

Выбор методов и средств  поиска, а также путей привлечения  кандидатов зависит от направления  деятельности организации, от финансовых средств, выделяемых на подбор персонала, от имеющихся вакансий и от того, насколько срочно должна быть заполнена  данная вакантная должность.

Многие руководители, встав  перед необходимостью поиска персонала - особенно на ключевые руководящие  должности - полагают, что привлечь высококвалифицированных специалистов можно только высокой зарплатой. Часто небольшие компании не имеют  возможности предложить кандидату  такой же уровень оплаты, как крупные  стабильные организации. Чем же еще  можно привлечь высококлассных специалистов? Есть разные возможности:

  • Возможность быстрого роста, продвижения по службе.
  • Возможность самостоятельной работы, без жесткого контроля и излишней бюрократии.
  • Теплые, дружественные отношения. Небольшие компании могут создать совершенно особый климат - климат командной работы, когда каждый работник понимает, каков его вклад в общее дело.
  • Дополнительные льготы. Ими могут быть: бесплатное питание, медицинское страхование за счет компании, распродажи для работников компании.

Шаги, которые следует  предпринять для привлечения  потенциальных кандидатов:

1. Проанализировать уровень  заработной платы на рынке  труда.

2. Принять решение о  том, какой уровень оплаты может  предложить организация.

3. Принять решение о  том, какие дополнительные льготы  организация может предложить  для привлечения высококвалифицированных  специалистов.

4. Выбор наиболее подходящего  средства массовой информации  для размещения рекламного объявления.

5. Составление текста  рекламного объявления. В тексте  рекламного объявления должно  быть указано:

  • наименование вакантной должности
  • требования к потенциальным кандидатам (критерии отбора)
  • информация, призванная заинтересовать, привлечь потенциальных кандидатов (уровень зарплаты, льготы, условия труда, сведения об организации и др.)

Для обеспечения максимальной информативности стандартной формы, в нее должны быть включены пункты, которые:

    • дают значимую информации о кандидате
    • позволяют получить представление о квалификации кандидата
    • исходят из анализа той работы, для выполнения которой отбирается кандидат
    • предварительно опробованы на степень связи информации, получаемой с их помощью, с будущей профессиональной успешностью
    • позволяют получить информацию, которая необходима для уточнения методов и процедур, используемых в процессе отбора
    • дают надежную информацию о кандидате, которая, в случае необходимости, может быть проверена
    • соответствуют действующему законодательству.

При внутреннем наборе наиболее часто используются следующие подходы  к выявлению подходящих кандидатов:

  • выявление наиболее подходящих кандидатов из числа работающих на основании формальных характеристик (образование, профессия, стаж работы, возраст, пол и др.);
  • формирование резерва персонала, из рядов которого впоследствии могут быть отобраны потенциальные кандидаты, соответствующие основным требованиям работы на вакантной должности. Организация обучения резерва персонала, контроль рабочих показателей резервистов, их отношение к работе и к организации - это источники важной информации о перспективных кандидатах на руководящие посты;
  • организация конкурсов на замещение вакантных должностей и информирование об имеющихся вакансиях и условиях участия в конкурсе работников предприятия;

Работа по поиску подходящих людей начинается на базе заранее  сформулированных требований к кандидатам, основанных на уже существующих должностных  инструкциям и требованиях к  должности.

Преимущества внутреннего  набора перед внешним в следующем: при заполнении вакансий за счет людей, уже работающих в фирме, на рабочее  место попадают люди, которые хорошо знают организацию и тех, кто  в ней работает, что повышает вероятность  их успешной работы в новой должности  за счет более легкой адаптации к  условиям работы или к новой должности.

Такая политика повышает лояльность персонала и стимулирует их к  большей отдаче в работе.

Идеальным случаем следует  считать ситуацию, когда ответ  на вопрос, каким образом сочетать внешний и внутренний набор при  заполнении вакансий дает разработанная, одобренная руководством и письменно  зафиксированная политика компании в сфере управления персоналом.

 

1.3 Найм персонала

Одним из направлений работы службы управления персоналом является наем новых работников. Его основной задачей является удовлетворение потребности  фирмы в персонале.

Наем осуществляется:

  • при создании фирмы;
  • при расширении фирмы;
  • при замене работников, уволившихся из фирмы.

 

Изучение рынка труда - это первый этап найма работников. Изучение рынка труда обеспечивает информацию о его показателях  и динамике.

К ним относятся:

  • соотношение предложения и спроса на труд по интересующим фирму видам профессий;
  • оплата и условия труда в конкурирующих фирмах;
  • информация о фирмах, оказывающих услуги по обеспечению персоналом (биржи труда, агентства по трудоустройству и т.п.).

Основной задачей при  найме персонала на работу является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. При этом следует ответить на вопрос: «Где и когда потребуется  работники?».

Различают понятия «набор»  и «наем кадров». Набор кадров - массовое привлечение на работу персонала  в какую-либо организацию. Набор  кадров предполагает системный подход к реализации нескольких этапов, осуществляемых в рамках процесса найма персонала.

Наем персонала - это ряд  действий, направленных на привлечение  кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных  мероприятий, включающий все этапы  набора кадров, а также оценку, отбор  кадров и прием сотрудников на работу. Некоторые специалисты в  области управления персоналом рассматривают  этот процесс вплоть до окончания этапа введения в должность, т.е. до того момента, когда новые сотрудники ограничено впишутся в конкретный трудовой коллектив и организацию в целом.

Прежде чем начать отбор  сотрудников вне организации, администрации  следует предложить своим работникам найти кандидатов среди знакомых или родственников, желающих подать заявление о приеме на работу.

Альтернативой найму новых  работников может быть сверхурочная работа, когда организации необходимо увеличить объем выпускаемой  продукции. При этом отпадает необходимость  в дополнительных затратах на наем и прием на работу новых работников. А сама сверхурочная работа может  обеспечить имеющихся работников дополнительным доходом, хотя здесь возникают проблемы усталости, увеличения производственного  травматизма. Длительные или частные  сверхурочные работы приводят к росту  затрат на персонал и снижению производительности труда.

Для удовлетворения потребностей организации во временном найме  существуют специальные агентства. Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности навыками, может  выполнять особые задания. Преимущество, которое дает использование временных  работников, состоит в том, что  организации не приходиться выплачивать  им премии, обучать их, обеспечивать компенсациями и заботиться о  последующем продвижении по службе. Временного работника можно как  принять, так и уволить в любое  время в зависимости от требований выполняемой им работы. Недостатком  временных работников является то, что они обычно не знают специфики  работы организации, что мешает эффективной  деятельности организации. Обращение  к специализированным организациям, занимающимся привлечением, наймом, подготовкой  персонала, аналогично временных работников, но в этом случае работники не являются временными.

При найме на работу проводится собеседование с поступающим, которому задают заранее подготовленные вопросы.

При найме в процессе проведения собеседования работникам кадровых служб приходится решать ряд следующих  проблем.

Первая из них связана  с необходимостью защиты организаций  от влияния процессов криминализации, распространенных в последнее десятилетие  в общественной и экономической  жизни России. Решение этого вопроса  имеет тем большее значение для  организации, чем более конфиденциальный характер имеет информация в обеспечении эффективной работы организации.

Вместе с тем, при всем доброжелательном и терпимом отношении  к проверяемому кандидату, работник кадровой службы должен отдавать себе отчет в том, что специалист - какой  бы квалификацией он ни обладал - в  условиях полной утраты доверия к  своим возможностям может принести серьезный вред организации. В этом случае потери от неверных решений  могут быть весьма велики, однако они  могут быть вполне сопоставимы с  ущербом от негативного психологического влияния неудачного выбора. Последнее  определяется тем, что во многих случаях  даже временные неудачи в жизни  и тем более - утрата статуса полноценного и профессионального специалиста - могут быть причиной серьезного изменения  стиля повседневного поведения. Человек, поставивший себе диагноз  неудачника, резко меняет формы общения  с окружающими. Существенную роль в  этом случае будет играть его критическое  отношение не только к жизненным  ценностям, но и к тем, с кем  ему приходиться сталкиваться, - родным, друзьям, сослуживцам, руководству  и т.д. Такое поведение является причиной проявления конфликтов в коллективах  организаций. В этих условиях работник кадровой службы должен взять на себя не легкую задачу диагностики возможного изменения поведения кандидата  на вакантную должность. Для этого  кадровому работнику необходима хорошая психологическая подготовка, либо он должен использовать знания привлекаемого  специалиста-психолога.

Информация о работе Управление системой набора, отбора и найма персонала в организации (на примере ООО «Бауцентр»)