Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:39, курсовая работа
Принимая вместо одного пенсионного закона 1990г. два ( о государственном пенсионном обеспечении и о трудовых пенсиях), законодатель избрал критерием для этого источник финансирования пенсий: выплачиваются ли они только из средств федерального бюджета либо также и за счет страховых взносов. Отмечу, что новое деление пенсий – на трудовые и государственные – условное, поскольку рудовые пенсии не утратили характера государственных.
Введение…………………………………………………………………………..2
I. Предпосылки реформирования пенсионной системы……………………5
II.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии……….14
2.1.Пенсия по старости………………………………………………..20
--установление, исчисление, выплата
--структура (базовая, страховая, накопительная)
2.2.Особенности назначения льготных(досрочных) пенсий……….25
-- досрочная пенсия по старости ( за выслугу лет)
-- за вредные условия труда
2.3. Пенсия по инвалидности ………………………………………..33
--установление, исчисление, выплата
--структура (базовая, страховая, накопительная)
2.4.Пенсии по случаю потери кормильца………………………….43
--структура (базовая, страховая)
--установление, исчисление, выплата
2.5. Конвертация и индексация трудовых пенсий………………..53
III. Проблемы и перспективы пенсионного законодательства………..62
Заключение……………………………………………………………….70
Список использованной литературы……………………………………74
Правила, которые содержатся в п. 6 ст. 16закона , установлены, по моему мнению, без учета существенных изменений, которые произошли в наследственном праве в связи с принятием III части ГК 26 ноября 2001 г. и введением ее в действие с 1 марта 2002г. (СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4552, 4553). С 1 марта 2002 г., в частности, значительно расширен круг наследников, ими стали практически все родственники умершего, вплоть до седьмой очереди (седьмая очередь- это пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя). Ранее наследниками по закону признавались лишь три очереди родственников. Не учтен также в п. 6 ст. 16 и принцип выплаты пенсионных накоплений по праву представления (по этому принципу внук может наследовать имущество, например, на правах его сына).
Пенсионный закон принимался почти одновременно с III частью ГК, и в нем следовало учесть изменения в российском наследственном праве.
В ограничительных правилах выплаты пенсионных накоплений умерших явно предусматривается фискальный интерес, от которого государство отказалось, введя новое наследственное право, соответствующее такому праву других европейских стран.
2.5. Конвертация и индексация трудовых пенсий
Индексация пенсий
Рост стоимости жизни и нашей стране постоянно опережает увеличение пенсионных выплат, поэтому индексацию пенсий российские пенсионеры всегда ожидают с нетерпением. Какой порядок индексации предусмотрен новым пенсионным законодательством?
В последнее десятилетие российским пенсионерам приходилось гадать, когда же, наконец хоть немного подрастет покупательная способность их пенсий. Неопределенность времени индексации была свойственна варианту исчисления и пересмотра пенсии, установленному Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г.№340-1 вначале для всех пенсионеров, а с 1998 г. -- лишь для работающих. В индексации пенсий в то время без конца происходили сбои. Особенно они давали о себе знать в 1993-1999 гг.
Например, промежутки между индексациями в 1993-1994 гг. составляли 9 месяцев, в 1994-1996 гг. 6 и 5 месяцев, с мая 1996 г. по сентябрь 1997 г. - 17 месяцев, с октября 1997 г. по май 1999 г. - 20 месяцев.
Правда, нельзя сказать, что в эти периоды пенсии вообще не повышались, - определенное увеличение их размера происходило за счет компенсационных выплат. Но с помощью последних достигалось лишь некоторое улучшение материального положения лиц, получавших маленькие пенсии. Что же касается получателей пенсий среднего и максимального размеров, то компенсационная выплата к их пенсиям составляла 85 руб. в месяц с мая 1996г. по апрель 2000 г. и 100 руб. с мая 2000г.
Не так регулярно, как предполагалось, индексировались и пенсии, назначенные с применением ИКП. Их индексация должна была осуществляться по факту роста доходов пенсионной системы. Для увеличения пенсии ИКП применялся к среднемесячной заработной плате в стране за соответствующий квартал. Расчетный фонд оплаты труда за квартал определялся Госкомстатом РФ на основании данных Пенсионного фонда РФ о поступлении текущих страховых взносов по методике, определенной Минтрудом РФ.
К сожалению, автоматизма в перерасчете пенсий не получилось: если по каким-то причинам роста доходов ПФР не происходило, оснований для индексации пенсий даже при фактическом росте заработной платы не было, поскольку данные о среднемесячной заработной плате в России за квартал оставались прежними или были даже ниже чем в предыдущем квартале.
Действующее пенсионное законодательство «привязывает» индексацию к составным частям пенсии. Размер индексации пенсий, утверждаемый в бюджете, определяется исходя из предполагаемых темпов роста инфляции и роста заработной платы на планируемый год с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы.
Правила индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий различны (п.п. 6-8 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ (в ред. от 25 июля 2002 г.).
Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ. В 2002 г. данная часть пенсии индексировалась дважды: с 1 января и с 1 августа.
Страховая часть трудовой пенсии индексируется в следующем порядке:
1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% -1 раз в 3 месяца с 1 числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;
2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие - 1 раз в 6 месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с п.1;
3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6% - 1 раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с п.п. 1 и 2.
Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период и не может превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период.
В случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в РФ и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации этой части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.
В 2002 г. и базовая, и страховая части трудовых пенсий индексировались одновременно и с одинаковыми коэффициентами (первый раз на 6,5%, второй раз - на 9%)13.
Конвертация пенсий
Конвертация --это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина — это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 01.01.2002 г. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).
Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 г. установлена не условная, а реальная трудовая пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству, и предоставлено право определить расчетный пенсионный капитал из суммы этой пенсии, которая может быть принята в качестве расчетного размера пенсии.
Оценка пенсионных прав пенсионеров по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) и расчетный пенсионный капитал производится согласно п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии в соответствии с этим законом.
При этом право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, установленную на 31.12.2001 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»,-- сохраняется и не пересматривается. Однако, право на трудовую пенсию по нормам Закона от 17.12.2001 г. у пенсионера возникает только с момента его вступления в силу, т.е. с 01.01.2002 г.
Если пенсионер в сроки, установленные для назначения трудовых пенсий по Закону от 17.12.2001 г., не изъявит желание воспользоваться правом выбора варианта определения расчетного пенсионного капитала и не представит необходимые документы, величина этого капитала определяется в соответствии с абзацем первым п.6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.
В соответствии с ним расчетный пенсионный капитал (ПК) по состоянию на 01.01.2002 г. пенсионеру определяется исходя из суммы одной установленной ему пенсии (П) с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Учитывая, что указанная сумма установленной пенсии П пенсионеру принимается в качестве расчетного размера трудовой пенсии РП, который в соответствии с последним абзацем пункта 2 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях не может быть менее 660 руб., то и названная сумма при необходимости подлежит увеличению до этой минимальной величины.
В частности, суммы пенсий по старости и по инвалидности при неполном общем трудовом стаже, которые были исчислены без ИКП и составляли менее 660 руб. (с учетом компенсационной выплаты, а также с применением районного коэффициента и повышений), увеличиваются до 660 руб. в целях конвертации.
В отношении граждан, имевших право на получение двух пенсий по статье 5 Закона от 20.11.1990 г., в целях конвертации выбирается сумма одной из этих пенсий, т.к. им в соответствии с Федеральным законом - от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в обязательном порядке должна быть установлена вторая (государственная) пенсия. Общий порядок пересчета пенсии и определения расчетного пенсионного капитала пенсионера показан в табл.2.4.(Приложение 3).
Если признание лица инвалидом или смерть кормильца имели место до 01.01.2002 г., а обращение за соответствующей трудовой пенсией последовало после 01.01.2002 г.. но не позднее, чем через 12 месяцев, то полагающаяся сумма пенсии П на 31.12.2001г. определяется по нормам Закона от 20.11.1990 г. Затее, исходя из этой суммы пенсии определяется величина расчетного пенсионною капитала по формулам (2) и (З).
При этом следует учитывать, что получатель пенсии по инвалидности вправе в такой ситуации выбрать вариант конвертации своих пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии (вместо пенсии, установленной по состоянию на 31.12.2001 г.).
У получателя пенсии по случаю потери кормильца отсутствует право на подобный выбор. Поэтому конвертация производится только исходя из пенсии, установленной на 31.12.2001 г.
Вместе с тем, член семьи умершего кормильца вправе отказаться от назначения пенсии с более раннего срока с тем, чтобы воспользоваться правом на определение расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 7 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях.
Если обращение за трудовой пенсией по инвалидности или по случаю потери кормильца в указанном выше случае последовало по истечении 12 месяцев со дня признания лица инвалидом или смерти кормильца, то соответствующая пенсия назначается со дня обращения за трудовой пенсией. При этом оснований для определения расчетного пенсионного капитала из суммы установленной по состоянию на 01.01.2002 г. пенсии не имеется. Этот капитал определяется только исходя из расчетного размера пенсии.
В этом случае для инвалидов К должно определяться на момент обращения за пенсией, т.е. на момент ее назначения по нормам Закона о трудовых пенсиях.
Учитываемые повышения
В сумме пенсии, исходя из которой определяется расчетный пенсионный капитал пенсионеру, учитываются следующие, установленные согласно соответствующим пунктам статьи 110 Закона от 20.11.1990 г., повышения:
а) на 185 руб. 32 коп.:
б) на 92 руб. 66 коп.:
Кроме того, могут быть учтены:
Информация о работе Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии