Между тем ст. 188 ТК РК устанавливает иную продолжительность
аналогичных перерывов: имеющим одного
ребенка, - каждый перерыв не менее тридцати
минут; имеющим двух или более детей, -
каждый перерыв не менее одного часа. Следовательно,
при 8-часовом рабочем дне у женщины не
будет более двух перерывов для кормления
ребенка, а их общая продолжительность
не превысит одного часа, что противоречит
Рекомендации МОТ № 95.
В юридической литературе
рассматриваются и другие случаи
несогласованности Казахстанского трудового
законодательства и международных стандартов
[7, с.102].
Так, ст. 7 Конвенции МОТ
№ 171 «О ночном труде» не разрешает ночной труд женщин-матерей
(до и после рождения ребенка) в течение
по крайней мере 16 недель, из которых предполагаемой
дате рождения ребенка должно предшествовать
не менее 8 недель. Часть 5 ст. 187 ТК РК запрещает ночную работу лишь для
беременных женщин. А вот женщины, имеющие
детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться
к работе в ночное время (с их письменного
согласия и при условии, если такая работа
не запрещена им по состоянию здоровья
в соответствии с медицинским заключением).
Очевидно, что данная норма вступает в
противоречие с Конвенцией МОТ № 171.
На международном уровне
особое внимание уделяется борьбе с дискриминацией женщин в сфере труда
и занятости [1].
Так, п. 2 ст. 11 базовой Конвенции ООН от 18.12.1979 «О ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин»
предусматривает, что в целях предупреждения
дискриминации в отношении женщин по причине
замужества или материнства и гарантирования
им эффективного права на труд государства-участники
принимают меры:
- для запрета, под
угрозой применения санкций, увольнения
с работы на основании беременности
или отпуска по беременности
и родам или дискриминации ввиду семейного положения
при увольнении;
- введения оплачиваемых
отпусков или отпусков с сопоставимыми
социальными пособиями по беременности
и родам без утраты прежнего места работы,
старшинства или социальных пособий;
- поощрения предоставления
необходимых дополнительных социальных услуг, с тем чтобы позволить родителям
совмещать выполнение семейных обязанностей
с трудовой деятельностью и участием в
общественной жизни, в частности посредством
создания и расширения сети учреждений
по уходу за детьми;
- обеспечения женщинам
особой защиты в период беременности на тех видах
работ, вредность которых для их здоровья
доказана.
Главным специализированным
международным нормотворческим
органом в сфере труда и социального обеспечения
является Международная организация труда.
Ее правовые акты устанавливают как общие
требования защиты в отношении всех работающих
женщин, так и специальные правила
для женщин-матерей. Следует сразу
же оговориться, что Россия по разным причинам
не ратифицировала ряд международных
правовых актов МОТ, в частности Конвенции
№ 89, № 183 и № 171.
Некоторые международно-правовые
стандарты, касающиеся женщин, сформулированы
весьма жестко. Например, в Конвенции
№ 89 указано, что женщин, независимо
от возраста, нельзя использовать на работах в ночное время
на государственных или частных промышленных
предприятиях или в любых их филиалах,
за исключением предприятий, на которых
заняты только члены одной семьи.
(Действие данного общего запрета имеет
лишь некоторые незначительные по своему
характеру исключения).
Принятая в 2000 г. Конвенция № 183 внесла
следующие изменения в универсальную
по характеру Конвенцию МОТ № 103:
- увеличила продолжительность отпуска по беременности и родам с 12 до 14 недель.
- установила допустимость увольнения по инициативе работодателя находящейся в отпуске в связи с материнством женщины по причинам, не связанным с беременностью, рождением ребенка (и последствиями этого) или с кормлением грудного ребенка. При этом бремя доказывания того, что причины увольнения не связаны с беременностью, родами или с кормлением грудного ребенка, было возложено на работодателя.
- Отношения в сфере занятости, условий и охраны труда как объект международно-правового регулирования
- Научно-технический прогресс выдвигает на передний план проблему обеспечения безопасности личности при производстве различного рода работ и, в частности, работ в таких сферах, где соблюдение правил, установленных в целях обеспечения безопасности, требует особого внимания.
- Использование новых источников энергии, увеличение мощности и сложности техники, внедрение новых технологий и пр. требуют повышенной внимательности и предусмотрительности, строжайшего соблюдения правил техники безопасности и иных правил охраны труда, тщательной квалифицированной подготовки кадров.
- Мировое сообщество, придавая большое значение вопросам охраны труда, приняло ряд документов в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.
- Поскольку общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью казахстанской правовой системы и, при условии их ратификации, имеют приоритет перед соответствующими нормами национального законодательства, необходимо обратиться к международным правовым актам в области основных прав и свобод человека, в том числе и в сфере безопасности труда и производства.
- Основным политическим и юридическим фундаментом сотрудничества суверенных государств и народов в области прав и свобод человека, в том числе трудовых, являются: Устав ООН 1948 года, Всеобщая Декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а равно другие международные соглашения по правам человека.
- Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах были ратифицированы Республикой Казахстан сравнительно недавно.
- Статья 23 Всеобщей Декларации прав человека провозглашает право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
- В принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, вступившем в силу в Казахстане 3 января 1996 года, говорится о признании государствами, участвующими в Пакте, права каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда, «включая...8) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены...» .
- Значительное внимание вопросам безопасности труда уделено в Международном кодексе труда, состоящем из конвенций и рекомендаций Международной Организации Труда (МОТ).
- Так, вопросы безопасных и здоровых условий труда, безопасности при проведении отдельных видов работ рассматриваются в Конвенции МОТ № 120 о гигиене в торговле и учреждениях (1964 г.), Конвенции МОТ № 155 о безопасности и гигиене труда в производственной сфере (1981 г.), в Конвенции МОТ № 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве (1988 г), в Конвенции МОТ № 170 о безопасности при использовании химических веществ на производстве (1990 г.) и других.
- Сравнительно с новой деятельности МОТ является её программа в области совершенствования методов управления предприятиями и повышения производительности труда, а также регулирования занятости. Конечная цель Программы МОТ по управлению предприятиями - способствовать развитию у руководителей предприятий более широкого подхода к своим обязанностям по обучению персонала и другим аспектам повышения производительности труда, усвоению руководителями техники управления современными предприятиями, методов руководства кадрами и развитию прогрессивных взглядов на взаимоотношения между администрацией и трудящимися. Важное значение имеет практическая работа экспертов МОТ по такому обучению, и особенно руководящего персонала, правилам техники безопасности и гигиены труда.
- Основные задачи МОТ согласно её уставу:
- Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-бытовых проблем;
- Разработка и принятие международно-трудовых норм для осуществления принятой политики;
- Помощь странам - членам МОТ в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
- Защита трудовых прав человека, улучшение условий, охраны труда, взаимоотношений трудящихся с администрацией, разработка мер по особой защите в труде и занятости слабо социально защищённых групп населения;
- К 2001 г. МОТ приняла более 182 конвенций и 190 рекомендаций (в Казахстане действуют менее 1/3 этих конвенций). Конвенции МОТ для страны, к ним присоединившейся путём их ратификации, обязательны для исполнения. МОТ контролирует это. Рекомендации МОТ не подлежат ратификации, но их значение в том, что они часто подробно разъясняют конвенции, дополняют их, а рекомендации МОТ по вопросам, не предусмотренным конвенциями, помогают в совершенствовании национального трудового законодательства. Многие рекомендации просто дублируют конвенции, помогая тем странам, которые к соответствующей конвенции не присоединились.[10]
- Основные трудовые права человека были закреплены актами ООН. Эти трудовые права конкретизируют акты МОТ, например, о запрете принудительного труда - Конвенция №29 (1936г.) и Конвенция №105 (1957 г.). В Конвенции №29 развёрнуто даётся понятие принудительного труда, в Конвенции №105 расширены меры по устранению принудительного труда, в том числе запрет его в качестве меры дисциплинарного взыскания.
- Большое количество актов МОТ конкретизирует положения актов ООН о равноправии в труде и запрете дискриминации в труде и занятости (Конвенции №100, 111, 117 и др.). Общие положения о занятости Пакта ООН 1966 г. и в частности о достижении государствами-участниками полной производительной занятости, конкретизированы в ряде конвенций и рекомендаций МОТ, относящихся главным образом к защите от безработицы слабо защищённых групп населения (инвалидов, женщин, молодёжи, пожилых, трудящихся-мигрантов) или к определённым отраслям (сельскому хозяйству, рыболовству и др.). так, Конвенция №122 «О политике в области занятости» (1964г.) провозглашает активную политику государств в содействии полной продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. Эти положения закреплены в Законе РК «О занятости населения в Республике Казахстан». Конвенции №2 и 88 обязывают создавать бесплатные органы (бюро) занятости для обеспечения полной занятости.
- В ряде актов МОТ установлены критерии незаконного увольнения и предусмотрена защита от них. Так, Конвенция №158 предусматривает, что увольнение возможно лишь при наличии законных оснований, связанных со способностями или поведением работника или признанием производства банкротом. Данная Конвенция в Казахстане пока не ратифицирована, т.к. у нас эти основания закреплены чётче и яснее.
- Конвенция МОТ №47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» ещё в 1935 г. установила международный стандарт рабочей недели - 40 часов как нормальное рабочее время. Этот стандарт некоторые развитые страны, например, Франция, по национальному законодательству сократили до 39 часов в рабочую неделю, а теперь она перешла на 35-часовую рабочую неделю. Сверхурочные работы согласно актам МОТ допускаются лишь в определённых случаях и пределах и подлежат дополнительной оплате.
- Ежегодные оплачиваемые по среднему заработку отпуска установлены Конвенциями МОТ №52 (1936г.) и №132 (1970г.), согласно которым такой отпуск предоставляется не менее трёх рабочих недель за каждый год работы. В стаж на отпуск засчитывается и болезнь, и отпуск по беременности и родам.
- Конвенция №14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921г.) установила еженедельные выходные дни. По вопросам заработной платы МОТ приняла ряд конвенций и рекомендаций, в основном они касаются установления государственного минимума зарплаты (Конве<span class