Арбитражные суда их место и роль в судебной системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы курсовой работы определяется, на мой взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования арбитражной судебной ветви власти, на началах которой формируется система арбитражных судов Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью арбитражной судебной власти в современном правовом государстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 5
1.1. ПОНЯТИЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ 5
1.2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 6
ГЛАВА 2.ЗАДАЧИ, СОСТАВ, СТУРКТУРА И МЕСТО В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РФ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ 9
2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 9
2.2. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
2.3. МЕСТО АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29






ВВЕДЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая работа Унанян.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в  необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума. После  обсуждения при необходимости проект может быть доработан в срок, установленный  Пленумом.

Организационная работа в  Высшем Арбитражном Суде проводится по тем же направлениям, что и  в других арбитражных судах.

Высший Арбитражный Суд  РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливает и осуществляет предложения  по ее совершенствованию и унификации, анализирует положительный опыт применения законодательства с целью его распространения.

Высший Арбитражный Суд  РФ на основе изучения и обобщения  практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных  судов разрабатывает и в установленном  порядке вносит предложения по совершенствованию  законодательства. Высший Арбитражный  Суд РФ вправе привлекать к этой работе по согласованию с руководителями организаций их специалистов и ученых.

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Решения Совета председателей реализуются путем издания Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ приказов и распоряжений.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным  с формированием практики применения законодательства и разработкой  предложений по его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ создается  Научно-консультативный совет. Состав этого Совета и положение о  нем утверждаются Председателем  Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением  научно-исследовательских работ  по проблемам правового регулирования  экономических отношений, организации  и деятельности арбитражных судов  и с внедрением в практику результатов  этих работ.

Высший Арбитражный Суд  РФ выпускает "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"4.

 

2.3.МЕСТО  И РОЛЬ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В  СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ.

Место и роль арбитражных  судов в системе правоохранительных органов в целом сложились  в результате существенных изменений  на пути их исторического развития. Прототипом современных арбитражных  судов в известной мере были коммерческие суды Российской империи, рассматривавшие  торговые и вексельные дела,  а  также дела о торговой несостоятельности  и банкротстве.

В послеоктябрьский период конфликты, возникающие между участниками  хозяйственных отношений, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С переходом  к новой экономической политике, в связи с расширением форм разрешения хозяйственных споров от непосредственных функций управления производством, что и привело  к образованию специальных арбитражных  комиссий.

Арбитражные комиссии создавались  на разных уровнях (СССР, в союзных  республиках, облкрайисполкомах) и  в различных формах: государственные  арбитражи – для разрешения конфликтов межведомственного характера и  ведомственные арбитражи – для  регулирования внутриведомственных  разногласий. В обоих случаях  их сущность оставалась неизменной: это  были органы в структурах исполнительной власти. Осуществляя судебную по форме  функцию – разрешение споров, они  не были и не могли быть независимыми, так как находились под прямым контролем государственных органов  исполнительной власти и ею создавались. На законодательном уровне вопрос о  деятельности арбитражных органов  впервые был решен Законом  СССР от 30 ноября 1979 года « О государственном  арбитраже в СССР», который и закрепил сложившиеся на практике место и роль арбитражных органов страны. Перестройка политических, экономических и социальных основ государственной жизни России, расширение рыночных отношений на базе становления различных форм собственности с неизбежностью ставила в повестку дня вопрос о реформе арбитражных органов. Арбитраж, который до сих пор имел дело только с регулированием отношений между субъектами одной государственной формой собственности, надлежало превратить в независимый суд, имеющий дело с многообразием связей владельцев частной, государственной и муниципальной собственности.

Начало перелома относится  к 1991 году, когда в Конституцию  РСФСР была внесена новая редакция ст.163, согласно которой арбитражные  органы преобразовывались в арбитражные  суды. Конституционная новелла была реализована принятием Закона РСФСР  от 4 июля 1991 года «Об арбитражном  суде», который с дополнениями и  изменениями действовал до 1995 года.

Дальнейшее становление  и развитие системы арбитражных  судов связано с принятием  Конституции Российской Федерации, которая определила роль и место  высшего суда страны по разрешению экономических споров. Согласно ст.127 Конституции Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики. Базируясь  на конституционных принципах правосудия, Федеральный конституционный закон  от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных  судах в Российской Федерации» и  принятый 5 мая 1995 года. Арбитражный  процессуальный кодекс Российской Федерации  установили правовой статус арбитражных  судов, их место в судебной системе  страны, детализировали структуру, состав, принципы организации и деятельности. Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных  судов установлена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации»5 и состоит 4-х звеньев: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споры между предпринимателями и государством (административные споры), дела об административных правонарушениях, а также другие дела, возникающие из административных и других правонарушений, если их рассмотрение отнесено к  компетенции арбитражных судов. При рассмотрении подведомственных им споров арбитражные суды обеспечивают защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономических деятельности. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов, принципов  правосудия: законности, независимости  судей, равенства перед законом  и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности  судебного разбирательства.

В соответствии с Арбитражным  процессуальным кодексом Российской Федерации: заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой  своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ  от права на обращение в суд  недействителен (ст.4). При осуществлении  правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральным  законом. Каким бы то ни было постороннее  воздействие на судей, вмешательство  в их деятельность любых государственных  органов, органов местного самоуправления и иных органов и организаций, должностных лиц или граждан  недопустимо и влечет за собой  установленную законом ответственность (ст. 5). Законность при рассмотрении дел судом арбитражных дел  обеспечивается правильным применением  законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми  судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством  о судопроизводстве в арбитражных  судах (ст. 6). Правосудие в арбитражном  суде осуществляется на началах равенства  перед законом и судом организаций  независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан  – независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Арбитражный  суд обеспечивает равную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих  в деле (ст. 7). Судопроизводство в  арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия  сторон. Арбитражный суд  не вправе своими действиями ставить какую  – либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон (ст. 8). Сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, арбитражный суд, осуществляя руководство процессом, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения закона (ст. 9). Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу, как это предусматривает принцип принятия решений судом. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта (ст. 10).

Разбирательство дел в  арбитражных судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается  в случаях, предусмотренных федеральным  законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом  ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость  сохранения коммерческой или иной тайны, и в других случаях, установленных  федеральным законом (ст. 11).

Судопроизводство в арбитражном  суде ведется на русском языке. Участвующим  в деле лицам, не владеющим русским  языком, обеспечивается право полного  ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях  через переводчика и право  выступать в арбитражном суде на родном языке (ст. 12).

Роль арбитражного суда подчеркивается и обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения  и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных  органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных  лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов арбитражных  судов влечет ответственность в  соответствии с действующим законодательством. В соответствии с общими принципами, установленными Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации», осуществляется и формирование судейского корпуса арбитражных судов. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 
Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации с соблюдением установленной процедуры отбора кандидатов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из принципов судебной власти состоит в том, что ее осуществление  доверяется только специально учреждаемым  государственным органам — судам, которые отличаются от органов, выполняющих  законодательные и исполнительные функции. Такое отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в порядке формирования судов.

Особенности выполняемых  функций требуют, чтобы суды формировались  и действовали с соблюдением  специальных правил — правил, которые  коренным образом отличались бы от тех, что установлены для законодательных  и исполнительных органов.

Достаточно отметить, что  в настоящее время суды всех видов  и уровней образуются с соблюдением  установленной законом процедуры. Реализация ее призвана обеспечить беспристрастный  отбор судей, способных профессионально  грамотно и честно рассматривать  и разрешать отнесенные к их ведению  дела.

Достижению данной цели призвано содействовать, в частности, установление системы гарантий, предупреждающих  проникновение в судейский корпус некомпетентных и безнравственных  людей. Такие “защитные средства”  характерны для органов судебной власти. Существенным моментом, характеризующим построение Арбитражных судов, являются: наиболее развитость в своем роде; обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих инстанций и судебного начальства).

Специфика Арбитражного суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно происходить в суде при рассмотрении им подведомственного вопроса. Основная их цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.

Система Арбитражных судов самостоятельна. Ни одна из ветвей судебной власти не должна вмешиваться в сферу правосудия. Основными, наиболее важными функциями Арбитражных судей являются: разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности; предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества; ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности; установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Правовое положение Арбитражных и иных судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2012, с изм. от 19.11.2012) "О статусе судей в Российской Федерации". Все судьи имеют единый статус. Судьи осуществляют судебную власть на основании принципов самостоятельности, независимости, несменяемости и неприкосновенности.

Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно  сделать определенные выводы. Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ, оказывают защиту охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства; содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях. Осуществление правосудия является исключительной прерогативой судебной власти.

Информация о работе Арбитражные суда их место и роль в судебной системе РФ