Частное и публичное право: из истории становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать проблемы становления и развития частного и публичного права в зарубежных странах.
2. Рассмотреть процесс становление и развитие частного и публичного права в России.
3. Выделить критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….…….3-4
1. Частное и публичное право: из истории становления
и развития ………………………………….……………………….…..5
1.1 Становление и развитие частного и публичного права в
Зарубежных странах …………………………………………..6
1.2 Становление и развитие частного и публичного права
в России …………………………………………………….…7-12
2. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права……………………………………....................13-18
3. Частное и публичное право в системе Российской
Федерации ……………………………………………………….…….19
3.1 Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы
Классификации и взаимосвязи………………………...…20-21
3.2 Международное публичное и частное право в правовой
системе оссии……………………….……………………….22-26

Заключение ………………………..………………….………………...27
Список литературы ………….………………………………………...28
Специальная литература………………………………………………29
Судебная практика………………………………………..……………30

Файлы: 1 файл

Publichnoe_i_chastnoe_Kursovaya_2009.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………….…….3-4

1. Частное и публичное право: из истории становления

и развития ………………………………….……………………….…..5

    1.1 Становление и развитие частного и публичного права в

          Зарубежных странах …………………………………………..6                                                  

    1.2 Становление и развитие частного и публичного права

          в России …………………………………………………….…7-12

2. Критерии разграничения и взаимодействия частного и    публичного права……………………………………....................13-18

3. Частное и публичное право в системе Российской

 Федерации ……………………………………………………….…….19

     3.1 Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы

           Классификации и взаимосвязи………………………...…20-21        

    3.2 Международное публичное и частное право в правовой

          системе оссии……………………….……………………….22-26

 

Заключение ………………………..………………….………………...27

Список литературы ………….………………………………………...28

Специальная литература………………………………………………29

Судебная практика………………………………………..……………30

 

 

Введение.

 

В теории и практике современной  России, активно внедряющей институты  рыночной экономики, возрождается идея деления права на публичное и  частное. Внедрение принципов гражданского общества и правового государства  предопределяют активное использование этой идеи в законодательной и правоприменительной деятельности Российского государства, что невозможно без ее теоретического осмысления наукой права.

Сочетание норм публичного и частного права, их взаимное проникновение повышают творческие возможности права, его эффективное воздействие на экономические преобразования, ускоряют процесс формирования гражданского общества и правового государства.

Важность разработки проблем частного и публичного права обусловлена  необходимостью совершенствования  правового регулирования в современной России. Разработка данной проблемы способствует обогащению и развитию теории права, углублению представлений о праве, его внутренней систематике, формах и методах воздействия права на общественные отношения, усилению его регулятивных возможностей в условиях реформирования Российской государственности.

Нельзя не отметить, что вплоть до самого последнего времени разработке проблем частного и публичного права  уделялось недостаточное внимание со стороны юристов-теоретиков. Все  это обусловливает необходимость комплексного исследования проблем частного и публичного права специалистами в области общей теории права, с участием государствоведов, административистов, цивилистов и представителей других отраслей юридической науки.

Актуальность работы обусловлена усложнением связей и отношений социума, комплексный характер которых объективно требует интеграции права в частно- и публично-правовые блоки, что вызывает потребность определения новых граней общности и различия отраслей права для более полного использования потенциальных возможностей системы права в обеспечении эффективной правовой регламентации.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.

Задачи работы:

1. Охарактеризовать проблемы становления  и развития частного и публичного  права в зарубежных странах.

2. Рассмотреть процесс становление  и развитие частного и публичного  права в России.

3. Выделить критерии разграничения  и взаимодействия частного и публичного права.

4. Рассмотреть основы классификации  и взаимосвязи отраслей и правовых  блоков в системе права России.

5. Раскрыть проблему роли международного  публичное и частного права  в правовой системе России.

 

 

 

 

Глава 1. Частное и публичное право: из истории становления и развития.

 

1.1 Становление и развитие  частного и публичного права  в зарубежных странах.

 

Позитивно существующее и действующее  право является однородным и целостным  явлением. Налицо громадный нормативный  массив. В то же время разное правопонимание и подходы к его систематизации, к определению юрисдикции различных органов государства побуждают к делению права на части или разделы. К этому же приводят причины правотворческого и правоприменительного свойства. Мыслители и «творцы права» давно ощутили эту потребность, и история права давала свои ответы на вопрос, как ее удовлетворить.

Истоки понимания права и  его отличия от закона, соотношения  права с обществом, государством и личностью можно найти в  трудах древнегреческих мыслителей. Государство рассматривается как согласованное правовое общение его членов, как выражение общего интереса свободных членов. Право, по их мнению, первично по отношению к позитивному законодательству и устанавливается природой.

В диалоге «О законах» Цицерон, как и другие римские деятели, трактует закон как заложенный в природе высший разум, велящий совершать то, что следует совершать, и запрещающий противоположное. Этот разум, укрепившийся в мыслях человека, и есть закон. Принятые людьми позитивные законы должны соответствовать естественному праву [Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.]. И тем не менее в Римской империи с ее динамичным строем постепенно формируется строгое представление о природе права как своего рода системы. Напомним, что современное понятие гражданского права не совпадает с понятием гражданского права в Риме. Там существовало цивильное право как сугубо национальное и наиболее древнее право, регулировавшее имущественные отношения только между римскими гражданами. Для него были характерны строгий формализм, консерватизм и национальная ограниченность. Законы XII таблиц служили главным источником римского права.

Постепенно, по мере расширения торговых и иных отношений Рима с другими  народами, возникла необходимость другой правовой системы - права народов как разновидности римского права. Оно было более подвижным. Формируется преторское право как продукт деятельности преторов и других магистратов, дополнявших своими актами и решениями первые две системы. Все три системы в совокупности и составляли римское гражданское право, и в результате сближения и слияния сложилось в дальнейшем единое понятие римского частного права [Подопригора А.А. “Основы римского гражданского права” Киев, 1990 С 3- 7, Омельченко О.А. “Основы римского права” М., 1994.]

Одновременно, рядом с частным правом, относящимся к пользе отдельных лиц, существует публичное право. Римский юрист Ульпиан характеризует его как право, относящееся к положению Римского государства. Критерием различения частного и публичного права служит интерес - для частного преимущественное значение имеют интересы отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения, для публичного главными являются государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, имеющих ярко выраженный общественный интерес.

 

1.2 Становление и развитие  частного и публичного права  в России.

 

В русском праве ввиду его  специфики и заметного удельного  веса обычаев и «общинного права» деление на публичное и частное  право исторически не было выражено столь отчетливо, как в других государствах [Исаев И.А. История государства и права России. М., 1993. С. 9-12, 32- 71, 94-109.]. Лишь в XIX в. внимание к этому вопросу получает дополнительные импульсы ввиду нарастающего интереса прогрессивной общественности к идеям конституционализма и введения системы законов.

Известный русский юрист  Н.М. Коркунов дал обстоятельную  характеристику развития идей публичного и частного права применительно  к российской истории. Воспроизведем  ее в том виде, как она была выражена в многократно переиздававшихся «Лекциях по общей теории права» [Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 165-183.]. Коркунов пишет, что римляне сводили различие частного и публичного права к различию охраняемых интересов, различая именно интересы частные и общие. Но большинством юристов уже давно это деление было признано несостоятельным. Неудовлетворительность римской классификации и главным образом ее неопределенность вызвали целый ряд попыток исправить ее, дать ей более определенную формулировку, причем исходят, как из основания, из различия понятий частного и общего, но облекают это различие в другую форму.

Между этими попытками  прежде всего обращает на себя внимание классификация Савиньи. Его систему  можно назвать телеологической. Она представляет модификацию римской классификации. У Улъпиана основой классификации являлось различие интересов, смотря по тому, разграничиваются ли в данном отношении частные или общие интересы Савиньи и Шталъ различают юридические отношения по их цели. «В публичном праве,- говорит Савиньи,- целое является целью, а отдельный человек занимает второстепенное положение; напротив, в частном праве отдельный человек является целью, а целое (государство) - средством». То же почти говорил и Шталь: одни юридические отношения имеют целью, задачей удовлетворение потребностей отдельного человека, другие - соединение людей в одно высшее целое и регулирование их жизни в этом единстве.

Это различение юридических  отношений по субъектам, являющимся их целью, было развито полнее Иерингом. Но, развив его, он вместе с тем указал и истинное значение этого различия. Он различает юридические отношения по субъектам не та на три класса: дестинатарием служит или отдельное лицо, или общество, или государство. Но он не кладет эти различия в основу системы права. Напротив, он указывает, что каждый отдельный институт может иметь дестинатарием то отдельное лицо, то общество, то государство. Так, например, собственность может быть или частной, или общественной, или государственной. И действительно, это различие не может быть принято основанием системы права, так как система предполагает классификацию институтов, а не тех форм, какие может последовательно принимать один и тот же институт.

Классификация Савиньи  и Шталя представляет попытку соединить и классификацию по интересам, охрана которых есть цель права, и классификацию по различию положения субъекта как самостоятельного индивида или как члена общественного организма.

Попытки найти основание  для различения частного и публичного права в различии содержания юридических отношений оказываются неудачными. Да и вообще различие интересов, составляющих содержание юридических отношений, следует признать непригодным для обоснования классификации правоотношений. Мы уже указывали, что юридический характер в людских отношениях имеют особенно их формы, а их содержание то же, что и бытовых отношений. Так как юридическая норма определяет не самые интересы, а только разграничение фактически существующих интересов, то и основное значение имеет для различия юридических отношений не то, какие в них интересы разграничиваются, а то, как они разграничиваются.

Невозможность найти в  содержании юридических отношений  основания для различения частного и публичного права подтверждается еще и тем, что история права представляет нам примеры того, как одни и тe же по своему содержанию отношения получили то частно-правовую, то публично-правовую форму. Так, например, в средние века многие права власти составляли лишь придаток частного права землевладения.

Различие частных и  публичных прав, по мнению Еллинека, коренится именно в этом соотношении  юридического дерзновения и юридической  возможности. В частном праве  всегда имеется дерзновение; в публичном - только возможность. Публичные права  основываются не на дозволительных, а исключительно на власть предоставляющих правоположениях. Поэтому они представляют собой не часть естественной, правом только регулируемой свободы, а расширение прав естественной свободы.

Все это крайне искусственное  различение при ближайшем анализе оказывается совершенно несостоятельным. Дерзновение и возможность вовсе не составляют существенных элементов содержания субъективного права. Различие дерзновения и возможности обусловлено не различием субъективных прав, а различием последствий правонарушений. Если нарушение юридической нормы влечет за собой только ответственность правонарушителя, такую норму нарушать не смеют, но могут. Если нарушение нормы влечет за собой только юридическую ничтожность несогласного с ней действия, совершить несогласное с нормой юридическое действие нельзя. Если же, наконец, нарушение нормы влечет за собой и ничтожность действия, и ответственность правонарушителя то нарушать такую норму и не могут.

С другой стороны, элемент  дерзновения вовсе не чужд и публичным правам. Лицо, к тому неуправомоченное, не только не может осуществлять функцию власти, но и не должно это делать, так как захват власти составляет наказуемое деяние. Рядом с формой разделения объекта, различения «моего» и «твоего», существует еще другая форма - приспособление объекта к совместному осуществлению разграничиваемых интересов. Ведь существуют такие объекты, которые невозможно поделить между заинтересованными субъектами. Другие объекты хотя и могут быть распределяемы, но требуют сверх того и приспособления.

Таким образом, различием  поделения и приспособления объекта  объясняются удовлетворительным образом  все особенности частного и публичного права. Нетрудно доказать, что, основывая  различие частного и публичного на различии поделения и приспособления, мы легко можем объяснить существование частных прав и у государства. Если государству предоставляется власть над данным объектом ради его приспособления к пользованию - это право публичное (таково право государства на дороги). Если же, напротив, данный объект предоставляется государству только для пользования самим правительством ради извлечения из него средств для приспособления других объектов - это право частное (таково право государства на государственное имущество, доходы с которого идут на удовлетворение тех или других задач государственного управления). Л. Дюги возражал против резкого разграничения права на публичное и частное, а Остин вообще против такого деления. Дюрингейм не выделял критерий в различии санкций, Еллинек - в способах действия субъекта права, Петражицкий - в функциях указанных видов права и системах их правовой мотивации, Кавелин - в иной композиции актов и норм. Г.Ф. Шершеневич делает вывод: во всех подходах различение между публичным и частным правом проводится либо по содержанию регулируемых.отношений - это материальный фактор, либо по порядку их защиты - это формальный момент. Рассматривая оба критерия, он делает акцент на их взаимопроникающих свойствах. Ибо в праве всегда выражаются общественные интересы, а государство является участником гражданско-правовых отношений [Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912. С. 513-554.]

Информация о работе Частное и публичное право: из истории становления и развития