Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:10, курсовая работа
целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать проблемы становления и развития частного и публичного права в зарубежных странах.
2. Рассмотреть процесс становление и развитие частного и публичного права в России.
3. Выделить критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права.
Введение ………………………………………………………….…….3-4
1. Частное и публичное право: из истории становления
и развития ………………………………….……………………….…..5
1.1 Становление и развитие частного и публичного права в
Зарубежных странах …………………………………………..6
1.2 Становление и развитие частного и публичного права
в России …………………………………………………….…7-12
2. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права……………………………………....................13-18
3. Частное и публичное право в системе Российской
Федерации ……………………………………………………….…….19
3.1 Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы
Классификации и взаимосвязи………………………...…20-21
3.2 Международное публичное и частное право в правовой
системе оссии……………………….……………………….22-26
Заключение ………………………..………………….………………...27
Список литературы ………….………………………………………...28
Специальная литература………………………………………………29
Судебная практика………………………………………..……………30
1) исчерпывающе концентрируют генеральные юридические режимы, групповые методы правового регулирования;
2) отличаются юридической "чистотой", яркой контрастностью, юридической несовместимостью и тем самым исключают возможность взаимного субсидиарного применения входящих в данные отрасли норм;
3) юридически первичны, т.е. содержат исходный правовой материал, который затем так или иначе используется при формировании правовых режимов других отраслей, и вследствие этого выступают в качестве заглавных подразделений целых групп, семей отраслей права, например, гражданское право - заглавной частью семьи отраслей цивилистического профиля;
4) в своей совокупности, как и положено ядру целостной системы, имеют стройную, законченную архитектонику, спаяны четкими закономерными зависимостями, иерархическими связями.
Основополагающей отраслью всей правовой
системы является государственное
право. Над ним как бы надстраиваются,
с одной стороны, административное и гражданское
право - две профилирующие отрасли регулятивного
плана, а с другой стороны, - профилирующая
отрасль, нацеленная в основном на выполнение
охранительных задач, - уголовное право.
А дальше от государственного и указанных
трех других профилирующих материальных
отраслей права (гражданского, административного,
уголовного) идут генетические, функциональные
и структурные связи к соответствующим
трем процессуальным отраслям - гражданскому
процессуальному, административно-
3.2 Международное публичное и частное право в правовой системе России.
Конституционное право является базовой
отраслью нормативно-целостной
Представляется, что приоритет международных норм определяется общими принципами правового государства. Это мнение подтверждается и Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г., в котором говорится: "В соответствии с принципами правового государства, закрепленными в Конституции РФ, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры должны добросовестно соблюдаться, в том числе путем их учета внутренним законодательством" СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424..
Так, лаконичность конституционной формулировки не может не вызвать ряд вопросов в связи с практическим применением ее положений. Не ясно, что собой представляют общепризнанные принципы и нормы международного права, что является их источниками. Тем не менее, в конституционном праве и судебной практике различных государств и Российской Федерации в том числе, под "общепризнанными принципами и нормами международного права" понимаются принципы и нормы общего международного права, то есть нормы, признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению. Будучи влитыми в национальные правовые системы, общепризнанные принципы и нормы международного права становятся специфическим регулятором внутригосударственных отношений.
Таким образом, по нашему мнению, является целесообразным наделение Конституционного Суда РФ полномочиями по установлению содержания и источников закрепления общепризнанных принципов и норм международного права. А для более эффективного применения данного рода норм считаем целесообразным издание единого постановления Конституционным Судом РФ, в котором, опираясь, например, на опыт ФРГ, аккумулировались бы те общепризнанные принципы и нормы международного права, которые Российская Федерация считает частью своей правовой системы.
К числу таковых, например, можно отнести следующие принципы и нормы:
- недопустимость произвола при толковании закона правоприменителем;
- определенность, ясность, недвусмысленность правовой нормы;
- принцип поддержки доверия
гражданина к закону и
- принцип правового государства;
- принцип равенства граждан перед законом;
- принцип разделения властей;
- принцип соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям;
- принцип справедливости и
- баланс интересов при
- принцип уважения достоинства
личности как равноправного
- принцип недопустимости
- принцип запрета
- принцип презумпции
Помимо этого, значительным упущением авторов действующей Конституции РФ, на наш взгляд, является существующий пробел, касающийся определения общих целей и принципов внешней политики государства. Основные принципы международного права конституционно были закреплены в качестве принципов внешней политики СССР и РСФСР. В Конституции РФ 1993 г., к сожалению, положения о целях и принципах внешней политики отсутствуют.
Международное право учитывает особый статус конституции, определяющей и закрепляющей законодательно социально-политическое устройство страны, ее правовой системы. Принцип суверенного равенства государств, закрепляя их право на свободный выбор политико-правовой системы, в то же время взаимосвязан с другим основополагающим принципом: "каждое государство обязано выполнять полностью добросовестно свои международные обязательства". Добросовестное выполнение обязательств по международному праву предусматривает, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства "будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву" [Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. M.: Спарк, 1998. С. 11.].
Конституция РФ 1993 г. затрагивает многие вопросы международного права. Это и права человека, вопросы территории и границ, ратификация международных договоров, дипломатические отношения и многое другое. Одним из важных нововведений является принципиальное решение в ней вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, признании приоритета международных договоров Российской Федерации над ее внутренними законами. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ сформулированы две связанные между собой конституционные нормы: о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России в правовую систему Российской Федерации и о приоритете применения правил международных договоров РФ перед российскими законами. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. законодательно закрепил в преамбуле положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение обычных и договорных норм. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении споров между собой и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями [Степанов И.М., Лазарев Б.М. Указ. соч., С. 116.].
Конституция закрепила свою высшую юридическую силу и, соответственно, установила, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15). Это положение широко признано как в отечественной, так и в международно-правовой литературе. Так, В.А. Карташкин пишет, что Конституция России, "признавая приоритет международного права над внутригосударственным законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон страны" [Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. M.: Институт государства и права РАН, 1995. С. 17.]. К этой же мысли присоединяется и О.Е. Кутафий Кутафин О.Е. [Источники конституционного права РФ. M.: Юристъ, 2002. С. 50-67.].
Заключение.
Таким образом, в ходе исследование проблемы частного и публичного права, я пришла к следующим выводам.
Публичное право - система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.
Частное право - система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и (или) их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой
метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.
Список литературы.
Журналы и статьи.
1. Абдуллин А.И. Об истоках международного частного права в России // Журнал российского права. - 2003. - № 5.
2. Васильев А.M. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. № 1. С.69.
3. Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей. 1909-1910 гг. М., 1991. С 120, 121, 128, 129.
4. Гаврилов В.В. Взаимодействие
международной и национальных
правовых систем и
5. Ганюшкина Е.Б. Ограничение
деятельности государств
6. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право России // Гражданин и право. - 2002. - № 7/8.
7. Козлова Т.С. Исторические
9. Малеев Ю.Н. Неизвестные, но общепризнанные // Международное право. 2005. № 1. С. 5-20.
10. Мицкевич А. В. Соотношение системы советского права с системой советского законодательства. - Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 11. М., 1967, с. 11.
11. Российское государство и
право на рубеже тысячелетий
(Всероссийская научная
12. Суханов Е. А. Система частного права // Вестник МГУ. Серия 11, Право. 1994. № 4. С.26-30.
13. Тихомиров Ю.А. Правовая
14. Тихомиров Ю.А. Развитие
15. Тотьев К. Ю. Публичный
Специальная литература.
1. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 66-77
2. Всеобщая история государства и права: В 2 т. Т. 1: Древний мир. Средние века. М., 2002. С. 260
3. Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 632
4. Давид Р., Жоффре-Спинози К.
Основные правовые системы
5. Иоффе О. С. Правоотношение
по советскому гражданскому
6. Исаев И.А. История
7. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 165-183
8. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915.
9. Кутафин О.Е. Источники
10. Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000.
Информация о работе Частное и публичное право: из истории становления и развития