Частное и публичное право: из истории становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать проблемы становления и развития частного и публичного права в зарубежных странах.
2. Рассмотреть процесс становление и развитие частного и публичного права в России.
3. Выделить критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….…….3-4
1. Частное и публичное право: из истории становления
и развития ………………………………….……………………….…..5
1.1 Становление и развитие частного и публичного права в
Зарубежных странах …………………………………………..6
1.2 Становление и развитие частного и публичного права
в России …………………………………………………….…7-12
2. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права……………………………………....................13-18
3. Частное и публичное право в системе Российской
Федерации ……………………………………………………….…….19
3.1 Отрасли и правовые блоки в системе права России: основы
Классификации и взаимосвязи………………………...…20-21
3.2 Международное публичное и частное право в правовой
системе оссии……………………….……………………….22-26

Заключение ………………………..………………….………………...27
Список литературы ………….………………………………………...28
Специальная литература………………………………………………29
Судебная практика………………………………………..……………30

Файлы: 1 файл

Publichnoe_i_chastnoe_Kursovaya_2009.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

1) исчерпывающе концентрируют генеральные юридические режимы, групповые методы правового регулирования;

2) отличаются юридической "чистотой", яркой контрастностью, юридической несовместимостью и тем самым исключают возможность взаимного субсидиарного применения входящих в данные отрасли норм;

3) юридически первичны, т.е. содержат исходный правовой материал, который затем так или иначе используется при формировании правовых режимов других отраслей, и вследствие этого выступают в качестве заглавных подразделений целых групп, семей отраслей права, например, гражданское право - заглавной частью семьи отраслей цивилистического профиля;

4) в своей совокупности, как и положено ядру целостной системы, имеют стройную, законченную архитектонику, спаяны четкими закономерными зависимостями, иерархическими связями.

Основополагающей отраслью всей правовой системы является государственное право. Над ним как бы надстраиваются, с одной стороны, административное и гражданское право - две профилирующие отрасли регулятивного плана, а с другой стороны, - профилирующая отрасль, нацеленная в основном на выполнение охранительных задач, - уголовное право. А дальше от государственного и указанных трех других профилирующих материальных отраслей права (гражданского, административного, уголовного) идут генетические, функциональные и структурные связи к соответствующим трем процессуальным отраслям - гражданскому процессуальному, административно-процессуальному, уголовно-процессуальному.

 

3.2 Международное публичное и частное право в правовой системе России.

 

Конституционное право является базовой  отраслью нормативно-целостной ориентации, состоящей из идей, принципов и норм [Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. N 7. С. 6.]. До принятия Конституции РФ в 1993 году как в теории, так и в практике вопрос о соотношении норм международного права, общепризнанных принципов и норм международного права в частности и внутреннего права в целом решался в пользу последнего. "Национальная правовая система, - отмечал A.M. Васильев, - так же суверенна, как и государство, поэтому на территории страны без санкции (в той или иной форме) национальной государственной власти не могут действовать нормы, созданные помимо ее правотворческих органов" [Васильев А.M. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. N 1. С.69.]. На протяжении значительного периода времени отечественная общая теория права не уделяла должного внимания международной правовой системе, целиком сосредотачиваясь на вопросах национальной (внутригосударственной) правовой системы. Достаточно обратиться к определениям правовой системы, даваемым советскими, а затем российскими учеными [Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социализма // Советское государство и право. 1979. N 7. С.ЗЗ.]. Существование международного права не принималось в расчет, либо оно трактовалось как отрасль национального права наряду с другими отраслями (например, гражданским, уголовным правом), теоретические разработки проводились без учета особенностей международного права и его норм [Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 1998. С. 10-11.].

Представляется, что приоритет  международных норм определяется общими принципами правового государства. Это мнение подтверждается и Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г., в котором говорится: "В соответствии с принципами правового государства, закрепленными в Конституции РФ, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры должны добросовестно соблюдаться, в том числе путем их учета внутренним законодательством" СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424..

Так, лаконичность конституционной  формулировки не может не вызвать  ряд вопросов в связи с практическим применением ее положений. Не ясно, что собой представляют общепризнанные принципы и нормы международного права, что является их источниками. Тем не менее, в конституционном праве и судебной практике различных государств и Российской Федерации в том числе, под "общепризнанными принципами и нормами международного права" понимаются принципы и нормы общего международного права, то есть нормы, признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению. Будучи влитыми в национальные правовые системы, общепризнанные принципы и нормы международного права становятся специфическим регулятором внутригосударственных отношений.

Таким образом, по нашему мнению, является целесообразным наделение Конституционного Суда РФ полномочиями по установлению содержания и источников закрепления общепризнанных принципов и норм международного права. А для более эффективного применения данного рода норм считаем целесообразным издание единого постановления Конституционным Судом РФ, в котором, опираясь, например, на опыт ФРГ, аккумулировались бы те общепризнанные принципы и нормы международного права, которые Российская Федерация считает частью своей правовой системы.

К числу таковых, например, можно  отнести следующие принципы и  нормы:

- недопустимость произвола при толковании закона правоприменителем;

- определенность, ясность, недвусмысленность  правовой нормы;

- принцип поддержки доверия  гражданина к закону и действиям  государства;

- принцип правового государства;

- принцип равенства граждан перед законом;

- принцип разделения властей;

- принцип соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям;

- принцип справедливости и соразмерности  мер юридической ответственности;

- баланс интересов при установлении  форм ее применения (юридической ответственности);

- принцип уважения достоинства  личности как равноправного субъекта  во взаимоотношениях с государством;

- принцип недопустимости придания  обратной силы закону, ограничивающему  права граждан, вводящему или  ограничивающему налоги, влияющие на уголовную наказуемость деяния;

- принцип запрета сверхформализма;

- принцип презумпции невиновности  [Малеев Ю.Н. Неизвестные, но общепризнанные // Международное право. 2005. N 1. С. 5-20.].

Помимо этого, значительным упущением  авторов действующей Конституции РФ, на наш взгляд, является существующий пробел, касающийся определения общих целей и принципов внешней политики государства. Основные принципы международного права конституционно были закреплены в качестве принципов внешней политики СССР и РСФСР. В Конституции РФ 1993 г., к сожалению, положения о целях и принципах внешней политики отсутствуют.

Международное право учитывает  особый статус конституции, определяющей и закрепляющей законодательно социально-политическое устройство страны, ее правовой системы. Принцип суверенного равенства государств, закрепляя их право на свободный выбор политико-правовой системы, в то же время взаимосвязан с другим основополагающим принципом: "каждое государство обязано выполнять полностью добросовестно свои международные обязательства". Добросовестное выполнение обязательств по международному праву предусматривает, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства "будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву" [Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. M.: Спарк, 1998. С. 11.].

Конституция РФ 1993 г. затрагивает многие вопросы международного права. Это  и права человека, вопросы территории и границ, ратификация международных договоров, дипломатические отношения и многое другое. Одним из важных нововведений является принципиальное решение в ней вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, признании приоритета международных договоров Российской Федерации над ее внутренними законами. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ сформулированы две связанные между собой конституционные нормы: о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России в правовую систему Российской Федерации и о приоритете применения правил международных договоров РФ перед российскими законами. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. законодательно закрепил в преамбуле положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение обычных и договорных норм. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении споров между собой и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями [Степанов И.М., Лазарев Б.М. Указ. соч., С. 116.].

Конституция закрепила свою высшую юридическую силу и, соответственно, установила, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15). Это положение широко признано как в отечественной, так и в международно-правовой литературе. Так, В.А. Карташкин пишет, что Конституция России, "признавая приоритет международного права над внутригосударственным законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон страны" [Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. M.: Институт государства и права РАН, 1995. С. 17.]. К этой же мысли присоединяется и О.Е. Кутафий Кутафин О.Е. [Источники конституционного права РФ. M.: Юристъ, 2002. С. 50-67.].

 

 

Заключение.

 

Таким образом, в ходе исследование проблемы частного и публичного права, я пришла к следующим выводам.

Публичное право - система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

Частное право - система децентрализованного  регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы  права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и (или) их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой

метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

 

Список литературы.

Журналы и статьи.

 

1. Абдуллин А.И. Об истоках  международного частного права  в России // Журнал российского права. - 2003. - № 5.

2. Васильев А.M. О системах советского  и международного права // Советское  государство и право. 1985. № 1. С.69.

3. Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей. 1909-1910 гг. М., 1991. С  120, 121, 128, 129.

4. Гаврилов В.В. Взаимодействие  международной и национальных  правовых систем и правосознание  // Журнал российского права. - 2006. - № 2.

5. Ганюшкина Е.Б. Ограничение  деятельности государств нормами  международного права // Журнал  российского права. - 2006. - № 10. - C. 32 - 37.

6. Ерпылева Н.Ю. Международное  частное право России // Гражданин  и право. - 2002. - № 7/8.

7. Козлова Т.С. Исторические корни  некоторых институтов международного  частного права // Российская юстиция. - 2005. - № 8. Кудашкин В.В. Международные частные отношения - системные явления реальной действительности // Журнал российского права. - 2004. - № 5.

9. Малеев Ю.Н. Неизвестные, но  общепризнанные // Международное право. 2005. № 1. С. 5-20.

10. Мицкевич А. В. Соотношение  системы советского права с системой советского законодательства. - Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 11. М., 1967, с. 11.

11. Российское государство и  право на рубеже тысячелетий  (Всероссийская научная конференция) // Государство и право. 2000. № 7. С.8.

 

12. Суханов Е. А. Система частного права // Вестник МГУ. Серия 11, Право. 1994. № 4. С.26-30.

13. Тихомиров Ю.А. Правовая система  развитого социализма // Советское  государство и право. 1979. № 7. С.ЗЗ.

14. Тихомиров Ю.А. Развитие теории  конституционного права // Государство и право. 1998. № 7. С. 6.

15. Тотьев К. Ю. Публичный интерес  в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9. С. 25

 

Специальная литература.

 

1. Бержель Ж.-Л. Общая теория  права. М., 2000. С. 66-77

2. Всеобщая история государства  и права: В 2 т. Т. 1: Древний мир. Средние века. М., 2002. С. 260

3. Гражданское право: В 2 т.  Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 632

4. Давид Р., Жоффре-Спинози К.  Основные правовые системы современности.  М., 1999. С. 64

5. Иоффе О. С. Правоотношение  по советскому гражданскому праву.  Л., 1949.

6. Исаев И.А. История государства  и права России. М., 1993. С. 9-12, 32- 71, 94-109.

7. Коркунов Н.М. Лекции по общей  теории права. СПб., 1898. С. 165-183

8. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915.

9. Кутафин О.Е. Источники конституционного  права РФ. M.: Юристъ, 2002. С. 50-67.

 

10. Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000.

Информация о работе Частное и публичное право: из истории становления и развития