Федеральные арбитражные суды округов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Презумпция невиновности - один из важнейших принципов демократического уголовного процесса, имеющий самостоятельное назначение и выполняющий особую, лишь ему отведенную служебную роль. Презумпция (praesumtia) -- слово латинского происхождения1. Буквально переводится оно как «предварение». Философы называют презумпцией предположение, основанное на вероятных посылках. В ином значении презумпция - это положение, из которого исходят как из истинного, пока правильность его не будет опровергнута.
Представление о презумпции невиновности как одном из принципов уголовного судопроизводства сложилось давно. В принятой в период французской буржуазной революции Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) это понятие было выражено следующим образом: "Так как каждый человек предполагается невиновным, пока его не объявят виновным (по суду), то в случае необходимости его ареста всякая строгость, которая не является необходимой для обеспечения (за судом) его личности, должна сурово караться законом" (ст.9).

Содержание работы

1 Принцип презумпции невиновности 3
Содержание и значение принципа презумпции невиновности 3
Правовые гарантии принципа презумпции невиновности 8
2 Федеральные арбитражные суды округов 10
Место федеральных арбитражных судов округов в системе
арбитражных судов 10
Состав, порядок формирования и полномочия федеральных
арбитражных судов округов 12
Структура федерального арбитражного суда округа, порядок
формирования, состав и полномочия его структурных подразделений 14
2.4 Правовой статус судьи федерального арбитражного суда округа 16
Задача 20
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Принцип презумпции невиновности.doc

— 186.54 Кб (Скачать файл)

1 Савицкий, В. Организация судебной власти. Учеб. Пособ. для ВУЗов. - М., 2000. С. 45.


 

Все дела в кассационной инстанции рассматриваются арбитражным судом коллегиально.

Характер федерального арбитражного суда округа как вышестоящей судебной инстанции по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Российской Федерации состоит в том, что лица, участвующие в деле, вправе обращаться в федеральный арбитражный суд округа с жалобами на судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации, эти жалобы при надлежащем их оформлении являются достаточным основанием для возбуждения кассационного производства с указанными выше последствиями.

Кассационная жалоба может быть подана в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда первой инстанции или постановления апелляционной инстанции, т.е. для обращения в кассационную инстанцию не обязательно предварительное рассмотрение дела в апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия. Постановление апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия. Кассационная жалоба подается в федеральный арбитражный суд округа через арбитражный суд, принявший решение.

В соответствии с законом федеральный арбитражный суд округа пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им судебные акты. Имеются в виду акты, изменившие обжалуемое решение, постановление, и акты, отменившие обжалуемое решение, постановление с принятием нового решения.

 

2.2 Состав, порядок формирования и полномочия федеральных арбитражных судов округов

В Российской Федерации образовано всего 10 федеральных арбитражных судов (далее по тексту ФАС): ФАС Волго-Вятского округа, ФАС Восточно-Сибирского округа, ФАС Дальневосточного округа, ФАС Западно-Сибирского округа, ФАС Московского округа, ФАС Поволжского округа, ФАС Северо-Западного округа, ФАС Северо-Кавказского округа, ФАС Уральского округа, ФАС Центрального округа, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Например, ФАС Уральского округа осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области, - на период до 30 июня 2007 года.

Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий - по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений1.

По решению Пленума ВАС РФ в составе ФАС округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 июля 1995 г., на территории Российской Федерации образовано десять округов и соответствующее количество федеральных арбитражных судов округов. Пленуму Высшего Арбитражного Суда поручалось определить места постоянного пребывания этих    судов.    Организационная    работа    по    обеспечению    деятельности

1 Судебная система России. Учебное пособие. - М., 2000. С. 51.


 

создаваемых судов была проведена во втором полугодии 1995 г., и с 1 января 1996 г. функционировали все десять федеральных арбитражных судов округов. Федеральный арбитражный суд округа:

  • проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по 
    делам,    рассмотренным    арбитражными    судами    субъектов    Российской 
    Федерации и арбитражными апелляционными судами (глава 35 АПК РФ);
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и 
    вступившие в законную силу судебные акты (глава 37 АПК РФ);
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом 
    о   проверке   конституционности   закона,   примененного   или   подлежащего 
    применению в рассматриваемом им деле;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных 
    нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Помимо названных выше основных полномочий федеральных арбитражных судов округов, Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" указывает также на иные их полномочия: обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле; изучение и обобщение судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализ судебной статистики. Полномочия каждого федерального арбитражного суда округа распространяются на арбитражные суды субъектов Российской Федерации, входящие в состав соответствующего округа.

Состав каждого судебного округа определен путем составленного по экономико-географическому признаку перечня арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных      округов,      на      которые      распространяется      юрисдикция

 

соответствующего федерального арбитражного суда округа. Состав судебных округов может быть изменен только федеральным законом.

2.3 Структура федерального арбитражного суда округа, порядок формирования, состав и полномочия его структурных подразделений

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

- президиума;

  • судебной   коллегии   по   рассмотрению   споров,   возникающих   из 
    гражданских и иных правоотношений;
  • судебной   коллегии   по   рассмотрению   споров,   возникающих   из 
    административных правоотношений.

Президиум федерального арбитражного суда округа в отличие от Президиума Высшего Арбитражного Суда не разрешает конкретные судебные дела, а рассматривает вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики. Президиум действует в составе председателя федерального арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей, утверждаемых Пленумом Высшего Арбитражного Суда.

Проверку в кассационной инстанции законности обжалуемых судебных актов осуществляют судебные коллегии. Кроме того, они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, реализуют другие полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Судебные коллегии возглавляют председатели, являющиеся одновременно заместителями председателя суда.

В судебных коллегиях могут образовываться специализированные судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.

Президиум ФАС округа действует в составе председателя федерального арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

 

Президиум ФАС округа:

  • утверждает по представлению председателя федерального арбитражного 
    суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов 
    этого суда;
  • рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  • рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум ФАС округа созывается председателем этого суда по мере необходимости.

В ФАС округа создаются судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя суда.

Судебные коллегии ФАС округа проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В судебных коллегиях ФАС округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.

Судебные составы формируются председателем федерального арбитражного суда округа1.

Председатель федерального арбитражного суда округа является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, а также осуществляет полномочия по организации деятельности федерального арбитражного суда округа.

1 Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ


 

Заместители председателя федерального арбитражного суда округа являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. Заместители председателя федерального арбитражного суда округа в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда.

2.4 Правовой статус судьи федерального суда округа

Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и (физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность1.

Все судьи обладают единым статусом. Определенными особенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Самые общие из них сформулированы в ст. 119 Конституции РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом под «юридической

1 Конституция Российской Федерации. - М.: Инфра - М., 2003.


 

профессией» понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей1. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества. К их числу относятся: а) Всероссийский съезд судей, который на период между съездами избирает совет судей Российской Федерации, б) Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, в) съезды (конференции) судей субъектов РФ,

1 Закон РФ «О статусе судей РФ» от 26 июня 1992 г. № 3132-1


 

военных округов, групп войск и флота, которые на период между съездами избирают советы судей. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальные проблемы работы судов и др. Эти органы никаким образом не вмешиваются в судебную деятельность.

Информация о работе Федеральные арбитражные суды округов