Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 20:27, реферат
Можно утверждать, что для каждого поколения людей характерны свои циклы рекреационных занятий, лишь частично повторяющие аналогичные циклы предыдущих поколений. Наиболее существенные изменения проявляются в объеме свободного времени, в разнообразии форм его использования, в престижности и привлекательности различных форм отдыха, во временной организации циклов занятий, в рисунке и размерах пространственных ареалов рекреационной деятельности индивидов и групп людей.
Спрос на рекреационную деятельность определяется рекреационными потребностями людей, подкреплённый их платёжеспособностью и выраженными в форме реальных требований к организаторам отдыха, с другой стороны - системой имеющихся предложений.
Поэтому спрос отражает лишь часть потребностей-- в нем не приняты во внимание, во-первых, общественные потребности, во-вторых, потребности для удовлетворения которых еще не создана система предложений (чаще всего это новые потребности), в-третьих--потребности, подавленные неблагоприятным соотношением доходов субъекта и ценой предложения. Поэтому при долгосрочном планировании и прогнозировании нельзя ограничиться лишь анализом спроса.
Потребность в том или
ином виде рекреационной деятельности
выступает в спросе как требование
средств и условии
Платежеспособный спрос формируется множеством социально-экономических факторов, в том числе и такими, как мода. Однако основным определяющим его фактором является соотношение дохода субъекта и цены предложений.
Потребность - требующая удовлетворения нужда человека в том или ином объекте (материальные, духовные, биологические, и др.) Рекреационные потребности могут быть общественные, групповые, личные.
Общественные рекреационные потребности. При определении сущности этих потребностей необходимо учитывать задачи, стоящие перед нашим обществом: сохранение здоровья людей, повышение уровня жизни всех членов общества, формирование личности в соответствии с общественными идеалами, развитие народного хозяйства и др. На одно из первых мест выступает формирование нового человека. В соответствии с этим общественные рекреационные потребности можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.
Групповые рекреационные потребности. Эти потребности занимают промежуточное положение между общественными и личными. Особый интерес представляет содержание потребностей больших и малых групп людей, которые для географов часто выступают и как некоторые территориальные общности. К ним относится население городов, поселков, деревень, коллективы заводов и учреждений, высших учебных заведений, школ и, что особенно важно, семья.
В условиях современного общества
не отдельный индивид, а семья
становится основным потребителем рекреационных
услуг. Поэтому организаторам
Личные рекреационные потребности. Диапазон личных потребностей, удовлетворяемых путем рекреационной деятельности, довольно широк. Среди них можно выделить следующие: потребности в благоприятной природной среде, здоровье, общении с другими людьми, развлечениях, снятии утомления, творческой деятельности, смене видов деятельности и месте ее проявления, в познании мира, что тесно связано с потребностью в удовлетворении любознательности и первооткрывательстве, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей.
Мы уже говорили, что потребности человека удовлетворяются через его практическую деятельность. В ходе ее у людей вырабатываются определённые стереотипы поведения. Это относится и к рекреационной деятельности.
Каждой рекреационной
потребности соответствует
Связи между группами рекреационных потребностей. Деление рекреационных потребностей на общественные, групповые и личные не может быть жестким и безоговорочным. В самом деле, личные потребности тесно связаны с групповыми и общественными, они меняются вместе с изменением общества. Последнее формирует у людей новые, более прогрессивные потребности, стремится, чтобы личные, групповые и общественные потребности согласовывались.
Общественные
функции рекреационной
медико-биологические (лечение и оздоровление)
социально-культурно-
экономические (воспроизводство трудовых ресурсов, увеличение занятого населения).
Рекреацию и туризм можно понять только в контексте эволюции человечества. Они никогда не существовали сами по себе и всегда несли определенное социо-культурное содержание. Исключение составляет только суточный рекреационный цикл, но это - явление биологическое. В недельном цикле рекреации начинают проявляться социальные и социо-культурные закономерности, характерные для всех времен и народов. Связь квартального и годового рекреационных циклов с процессами социо-культурного освоения территорий носит атрибутивный характер и в равной мере присуща всем СКС. Современное состояние не является исключением. Оно определяет только конкретные формы рекреации, выбор районов и некоторые частные особенности реализации.
Рекреация - это не только ориентация на познание чего-то нового, но еще и реакция на стресс, утомляемость. Считается, что, чем более стрессовыми являются условия жизни человека, тем больше его потребность в рекреации. Вялая работа, недостаточная утомляемость не порождают особого интереса к рекреации. Эта закономерность якобы приводит к тому, что наиболее активными рекреантами часто являются жители крупных городов, а также люди, имеющие напряженные условия труда. В частности, такое поведение наиболее характерно для жителей городов-миллионеров и специалистов, занимающихся интенсивным трудом, например, систематически работающих с компьютерной техникой.
Несмотря на свою популярность, данное утверждение не имеет реального обоснования. Отмеченные типы рекреации в полной мере характерны для всех людей, независимо от интенсивности их труда. Компьютеры как массовый продукт стали распространяться только с конца 1960-х годов и позже. Они, действительно, очень утомительно действуют на человека, и люди, систематически работающие с компьютерной техникой, - потенциально активные рекреанты, чему также способствует сочетание высоких доходов с большой утомляемостью. Однако это не ведет к интенсификации рекреации. Перегрузки снимаются за счет восстановления в рамках все тех же суточных, недельных, квартальных и годовых циклов - новые циклы не возникают. Поэтому нет оснований считать, что введение какой-либо технической новации в состоянии изменить столь фундаментальное явление как циклы рекреации.
С пространственной точки
зрения выделяются два стандарта
рекреации - пассивный и активный.
Под “пассивной рекреацией” понимается
отдых в пределах своего основного
жительства, связанный с незначительными
перемещениями в пространстве; “активная
рекреация” предполагает значимые перемещения
за пределы основного места
На основании критерия повторяемости рекреационный деятельности выделяются пять типов рекреации:
суточный отдых - цикл 24 часа;
недельный отдых - цикл в 7 суток;
“квартальный” отдых - цикл в 65 - 90 суток;
ежегодный отдых - цикл в 365 суток;
жизненный отдых - цикл, охватывающий 10 - 15 лет.
Причины рекреации в зависимости от ее типа носят несколько различный характер. Суточный и недельный циклы рекреации несомненно порождены биологическими особенностями процесса человеческой жизнедеятельности. Причины суточной рекреации - в дневной утомляемости: определенное время нужно спать и проводить вне рабочего места. Причины недельной рекреации примерно те же. 40 - 50 часов рабочего времени в неделю – и к концу ее возникает желание отдохнуть. Все это - естественная биологическая реакция на утомление, и, как следствие, два типа рекреации присутствуют в самых разных культурах и находили место во все, сколь угодно давние времена. Суточный и недельный типы рекреации, как правило, не находят пространственного выражения: перемещения между “местом утомления” и “местом отдыха” самые незначительные.
Квартальная рекреация - более сложное явление, но ее причина вполне очевидно связана с накоплением усталости от продолжительного пребывания в одном месте - месте постоянного проживания. Это также явление универсальное, присущее всем людям, хотя формы реализации квартального отдыха могут драматически различаться в зависимости от этапа эволюции и типа социо-культурного образования. Пространственно активная квартальная рекреация, связанная с перемещениями на относительно удаленные расстояния, - функция достаточно высокого уровня освоенности территории. Соответственно, и возникает она достаточно поздно. Социальная загрузка квартальной рекреации более значима, нежели суточной или недельной.
Пространственно активный ежегодный и, тем более, пиковый жизненный типы отдыха - порождения еще более высокого уровня освоенности пространства, проявляющиеся только в строго определенные периоды социо-культурной эволюции. Их конкретные выражения зависят от типа социо-культурного образования и этапа его эволюции. В зависимости от ряда факторов ежегодный и жизненный типы рекреации могут обретать совершенно различные формы и интенсивность. Ежегодная рекреация не является порождением исключительно конца XIX века и более позднего времени. Этот тип рекреации имел место и в весьма давние времена. Другое дело, что со временем он меняет форму реализации - с пространственно пассивной на активную, связанную с перемещениями на все более удаленные от основного места жительства расстояния. Годовая рекреация - сложное явление, характерное только для некоторой части населения и далеко не всегда зависящее от его непосредственных возможностей.
Таким образом, причины рекреации разных циклов носят несколько различный характер. На уровнях квартального и годового типов рекреации проявляется включенность СКС в дела отдыхающего. Человек работает на свою СКС в любом состоянии, в том числе и во время отдыха. Квартальные и годовые циклы рекреации играют в этом отношении важную роль.
* * *
Отдых - это не столько
перемещение в приятное, но удаленное
место, сколько поиск разнообразия.
Стремление к разнообразию - самая
общая и значимая характеристика
рекреации. Раз в год необходимо
достигать максимального
Эволюция пространственно активной
рекреационной деятельности
Рекреация не является феноменом только недавнего прошлого: люди отдыхали всегда. Другое дело, что по мере эволюции человечества и в зависимости от особенностей социо-культурных условий конкретные проявления рекреационной деятельности меняются. Описание эволюции рекреации - дело весьма сложное. Она не вполне различима от остальных видов деятельности и никогда не присутствует сама по себе. Не случайно, что история развития туризма чаще всего сводится к истории развития профессиональных туристических компаний. Мы составили такое описание, связав рекреацию и ее эволюцию с процессами освоения территорий.
Учитывались следующие характеристики и параметры:
1. Временные ритмы перемещений людей в пространстве. Это описанные выше недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы перемещений.
2. Уровни освоенности пространства. Выделяются следующие типы освоенности пространства.
“Неизвестное пространство” – пространство, лежащее за пределами проживания людей определенной социо-культурной общности. Люди могут иметь определенные сведения о существовании данного пространства, но никогда не бывать там. Представления о нем предельно абстрактны. Это во многом пройденный этап освоения Земли. Он характерен для весьма ранних исторических стадий контактов культур.
“Место” – приватизированное
пространство, хорошо освоенное человеком
или группой людей. Местом может
быть как пространство постоянного
проживания, так и наиболее известные
места своей СКС, с которыми осуществлено
кратковременное или заочное
знакомство. Например, город Москва
и, в особенности, некоторые его
районы являются местом для русских
людей в целом, независимо от их конкретного
проживания. Место – пространство,
наполненное смыслом и
“Свое пространство” – пространство, закрепленное за определенной социо-культурной общностью людей. Это, по сути дела, хоумленд в понимании данного термина в теории социо-культурных систем. Основная характеристика связана именно с закрепленностью за определенным социо-культурным стандартом. Освоенность своего пространства может иметь самый различный характер.
“Пионерное пространство” – пространство, закрепленное за определенным социо-культурным образованием, но находящееся на начальной стадии освоения. При наличии пионерного пространства стратегически важной задачей является его скорейшее освоение, которое может протекать в самых различных формах, вплоть до генерирования экологических кризисов. Пионерное пространство очень привлекательно для путешествий и спортивного туризма.