Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 20:27, реферат
Можно утверждать, что для каждого поколения людей характерны свои циклы рекреационных занятий, лишь частично повторяющие аналогичные циклы предыдущих поколений. Наиболее существенные изменения проявляются в объеме свободного времени, в разнообразии форм его использования, в престижности и привлекательности различных форм отдыха, во временной организации циклов занятий, в рисунке и размерах пространственных ареалов рекреационной деятельности индивидов и групп людей.
“Периферия” – закрепленное за определенным социо-культурным стандартом пространство, отличающееся слабой освоенностью. Об этом можно судить по контрасту с наиболее развитыми с точки зрения освоения территориями данного социо-культурного образованиям. Периферия - понятие историческое. Оно возникает на определенном этапе освоения и по достижении определенного уровня освоенности исчезает. Освоение периферии также во многом осуществляется через массовый туризм.
“Чужое пространство” - закрепленное за иным социо-культурным образованием пространство. Степень его освоенности может быть совершенно различной, но важно, что оно контролируется иным социо-культурным стандартом. По мере развития человечества разграничение своего и чужого пространства приобретает линейный характер. В идеале, это социо-культурно обоснованная государственная граница, привязанная к природным объектам. Например, российско-китайская граница, проходящая по Амуру, где имеют место периодические конфликты, но в целом проблем разделения России и Китая не возникает и нет ничего подобного западной границе.
Смысл пространственно активной рекреации во многом сводится к приватизации пространства СКС. Знакомство с ним ведет к тому, что оно перестает быть абстрактным или пионерным пространством и становится “местом” или “своим пространством”. Именно поэтому в различные периоды времени туризм и, особенно, массовый туризм получают столь мощную поддержку от государства. Дело не в отдыхе людей - дело в освоении территорий. Для реального отдыха нет никакой необходимости ехать за тысячи километров - это слишком утомительное и дорогостоящее занятие как для государства, так и для населения. Но в процессе освоения пространства происходит стимулирование туризма и путешествий как массового явления - проявление строго определенного этапа освоения территории социо-культурного образования.
3. Виды рекреационной
деятельности и перемещений
* * *
Итоги проведенного анализа эволюции рекреационной деятельности и ее связи с процессами освоения территорий приведены в таблице 1 (см. файл image-1), которая четко показывает, что, по мере роста освоенности территории, меняются и виды рекреационной деятельности. Пространственно активная рекреация - во многом результат определенного уровня освоенности территории и путь ее дальнейшего освоения.
Для начального этапа социо-культурного освоения территорий (отсутствие государственности, большое количество неизвестных территорий, неразвитая социальная организация общества) характерно следующее:
слабая различимость таких
видов рекреационной
полная неразличимость путешествий, пионерного туризма и миграций с целью освоения новых территорий. В реальности, начальный уровень освоенности чаще всего связан с кочевым образом жизни; последний же задает свой стандарт пространственно активной рекреации.
Для развитого уровня социо-культурного освоения территории (появляется государственность, которая часто имеет форму империй, связанных с контролем больших пространств; нет неизвестных, но много вакантных территорий, не имеющих четкой социо-культурной принадлежности, которые становятся предметом борьбы различных социо-культурных образований; активно формируется социо-культурная структура организации пространства в виде буферных зон, анклавов и проч.) характерно следующее:
появляется четкое различие таких видов пространственно активной рекреационной деятельности как экскурсии, туризм, путешествия и спортивный туризм;
туризм приобретает массовый характер и является важным фактором освоения территорий. Он протекает в рамках квартального и годового циклов рекреации, реализуется в рамках “своего пространства” и периферии;
очень активными становятся путешествия. Они приобретают организованный характер и могут стать направлением беспрецедентно массового туризма;
миграции с целью пионерного освоения территорий имеют жизненный цикл и распространяются на пионерное пространство;
весьма активным может стать иностранный туризм, связанный с выходом за пределы своей СКС. Он также во многом связан с исследованием пространства в пределах иных социо-культурных образований.
Для высокой степени освоенности
территории (определенность внутренних
политических границ, отсутствие вакантных
внутренних территорий, наличие сформированной
сложной структуры социо-
по-прежнему существует четкое
разделение различных видов
происходит разделение пространства социо-культурной освоенности. Появляется четкое деление на “свое” и “чужое” пространство;
понятие периферии теряет смысл. Появляется относительно равномерно освоенное пространство своей СКС, без резких градиентов в уровне освоенности;
миграции, ориентированные на освоение территорий, сохраняются только в пределах “своего пространства”.
Описанные закономерности соотношения
освоенности территории и эволюции
видов рекреационной
Современные особенности развития рекpeaционно-оздоровительной сферы
Использование территорий для
рекреационно-оздоровительной
Территориальная рекреационно-
Подсистема «инженерные сооружения»
обеспечивает обычную жизнедеятельность
отдыхающих и обслуживающего персонала
(услуги размещения, питания, транспорта)
и специфические рекреационные запросы
(услуги лечения, экскурсионное, культурно-досуговое,
бытовое обслуживание). Весь комплекс
рекреационных и обслуживающих предприятий
неизбежно формирует рекреационную инфраструктуру,
которая характеризуется с помощью показателей
устойчивости, емкости, комфортности,
эксплуатационной готовности, разнообразия,
загруженности.
Функции подсистемы «обслуживающий персонал»
направлены на обслуживание рекреантов,
причем подсистема характеризуется численностью
персонала специализированных предприятий,
уровнем квалификации и профессионализма
кадров, обслуживающих туристов.
Орган управления обеспечивает оптимальные
соотношения между всеми подсистемами,
получая информацию о свойствах и емкости
подсистемы, осуществляет информационное,
законодательное, финансовое и материально-техническое
обеспечение рекреационной деятельности.
Подсистема «отдыхающие» является центральной
и определяющей требования к другим элементам
территориальной и рекреационно-оздоровительной
системы в зависимости от национальных,
возрастных, социально-демографических,
региональных особенностей рекреантов.
Она характеризуется объемом и структурой
рекреационных потребностей, избирательностью
и географией рекреационного спроса, сезонностью
и разнообразием.
Под хозяйственным потенциалом рекреационной
деятельности понимаются основные фонды,
с помощью которых осуществляются прямое
производство, продажа и предоставление
товаров и услуг рекреантам, а также те
дополнительные средства труда, которые
прямо не участвуют в процессе, но служат
улучшению условий рекреации.
Общими для рекреации свойствами природных
комплексов являются оздоровительные
свойства (то есть психофизиологическая
комфортность), разнообразие (потенциальная
информативность, экзотичность, уникальность,
изменчивость).
Для экономического обоснования вложений
в воспроизводство, охрану и улучшение
использования рекреационных ресурсов
необходима комплексная оценка природных
рекреационных ресурсов, которая тесно
связана с видом ресурса, его качеством,
местоположением относительно районов
спроса, технологией использования, экологическими
качествами.
Развитие рекреационной деятельности
в каждый исторический период всегда было
связано с социально-экономической обстановкой
в стране. Происшедшие в последние годы
изменения в политике, экономике и социальной
сфере сказались на современном состоянии
и будущем развитии рекреационно-оздоровительной
сферы в России. Это относится к потребностям
и платежеспособному спросу населения,
видам и формам ее организации и управления.
Санаторно-курортный отдых все больше
становится доступным лишь для состоятельной
части населения. Для 8% населения рекреация
становится не столько средством воспроизводства
физических и духовных сил, сколько объектом
престижного потребления дорогостоящих
услуг. Для основной массы населения организованная
рекреация в здравницах и туристских учреждениях
становится все более недоступной, т.к.
в связи с общим удорожанием стоимости
жизни сокращаются размеры и доля затрат
на рекреационные услуги. По экспертным
оценкам, для 30% населения России, входящих
в наименее обеспеченную группу, отдых
может быть организован только дома или
у родственников в деревне. Жители России
стали отдыхать вблизи мест постоянного
жительства. Ярко выражена тенденция сезонности
отдыха, главным образом летнего. Изменились
требования к качеству рекреационных
услуг: не пользуются популярностью комплексное
обслуживание по путевкам, включающее
размещение в многоместных номерах, кем-то
выбранные экскурсии, культурно-досуговые
мероприятия и т.д. В последние годы резко
возросла популярность отдыха на садовых
участках и в деревне. Сильно вырос спрос
на поездки россиян за рубеж. Поток же
иностранных туристов в Россию сократился
почти наполовину из-за межнациональных
конфликтов, экономической нестабильности,
экологических проблем.
В последнее десятилетие в результате
распада СССР изменилась география мест
рекреационного отдыха. Резко сократилось
число популярных приморских курортов
для жителей России, т.к. значительная
их часть оказалась на территории так
называемого ближнего зарубежья и стала
практически недоступной по политическим
или экономическим причинам. Малодоступными
стали и многие курортные и горно-спортивные
центры Северного Кавказа, оказавшиеся
по соседству с горячими точками. По этим
же причинам уменьшилось число туристских
экскурсионных поездок, а в Закавказье
и Среднюю Азию они практически прекратились.
Хотелось бы также подчеркнуть, что в
последнее время обострились проблемы
использования рекреационного потенциала.
Ощущается нехватка рекреационных водоемов,
снижается устойчивость природных лесов,
загрязняются и захламляются ландшафты,
отторгаются рекреационные территории.
Рекреационные зоны зачастую становятся
местом острого конфликта между рекреационными
и другими формами хозяйственного использования
территорий. Хотя очевидно, что развитие
рекреационной зоны крупной агломерации
немыслимо без охраны природной среды,
упорядочения территориальной организации
всех видов хозяйственной деятельности.
Необходим комплексный организационный
подход к решению возникающих проблем,
где на первый планы выступает увязка
развития рекреации с основными направлениями
развития агломерации.
Перспективы развития рекреационно-оздоровительной
сферы будут зависеть от обстановки в
России. В ближайшие годы, по-видимому,
будут в целом сохраняться тенденции в
изменении рекреационных потребностей
и спроса в структуре рекреационных учреждений
и территориальной организации рекреационно-оздоровительной
деятельности. В результате дальнейшего
роста цен на услуги будет сокращаться
контингент платежеспособных отдыхающих,
предъявляющих спрос на традиционные
учреждения отдыха. Вложения государства
и профсоюзов в сферу организации отдыха
также будут сокращаться. Все это уменьшит
численность отдыхающих и увеличит число
людей, проводящих свободное время и отпуска
дома или в собственных вторых жилищах. Спрос на рекреационные услуги
будет резко дифференцироваться: будет
формироваться слой отдыхающих, представляющих
сферу частного бизнеса и имеющих крупные
доходы; и слой малоимущего населения
– с минимальным спросом. Все в большей
степени население будет стремиться отдыхать
летом, хотя и не все отпускное время будет
посвящаться рекреации. Процесс сокращения
и перепрофилирования рекреационно-оздоровительных
учреждений будет продолжаться в связи
с ростом цен на топливо, строительные
материалы, продукты питания. Получат
распространение и новые рекреационные
учреждения, такие, как малые сельские
гостиницы, туристские деревни и рекреационные
центры для семейного отдыха.
Наличие всесторонне обоснованного
и детально разработанного плана, позволит
активно развивать деятельность туристических
предприятий и других объектов туристической
и санаторно-курортной специализации
на рекреационной территории, привлекать
инвесторов и кредитные ресурсы, максимально
использовать конкурентные преимущества,
предотвращать возможные ошибки, оценивать
промежуточные и конечные результаты
коммерческой туристической деятельности.
Регулирование процессов развития рекреационно-туристической
деятельности в рекреационных регионах
невозможно без создания стройной системы
взаимоувязанного комплексного планирования
на всех уровнях управления, обеспечивающей
в регионе необходимые туристические
условия для всех слоев населения. Намеченный
законом порядок планирования предполагает
возможность включения в общегосударственную
систему планирование и программирование
развития рекреации и туризма, а также
комплекса мер стратегической трансформации
рекреационных территорий.
Система планирования должна определять
стратегию и тактику рекреационно-туристической
деятельности, сохранения природной среды
и развитие туристических услуг, организацию
выработки туристического продукта. Развитие
рекреационно-туристической деятельности
на конкретной территории может быть намечено
программой на далекую перспективу с учетом
направлений развития туристических предприятий,
обеспечивающих регулирование процессов
рекреационно-туристической деятельности
на рекреационной территории. Основное
при разработке плана – постановка цели.
Она должна быть всегда реальной. Должна
учитывать сложившуюся ситуацию, ставить
проблемы, которые должны быть решены
в плановый период и определять меры для
достижения цели, а, главное, исходить
из наличия трудовых, материальных ресурсов
и финансовых средств, для реализации
намеченных мероприятий и возможных их
поступлений из других источников.
Идеальный вариант для развития системы
организаций в рекреационных зонах: государство
и регион создают инфраструктуру туризма,
поскольку нормальный инвестор легче
идет на готовую инфраструктуру, созданную
государством, получая более быструю отдачу
от вложенных средств, хотя инвесторам
могут предлагаться и отдельные площадки
с готовым проектом их обустройства, выделяя
землю в аренду с последующим (после обустройства)
ее выкупом. Для этого в программах следует
сосредоточить внимание и государственных,
и региональных органов управления на
создание рекреационно-туристической
инфраструктуры: строительство высококлассных
гостиниц, открытие сети ресторанов, кафе,
ночных клубов, создание индустрии развлечений
на уровне мировых стандартов. Во многих
регионах этому должна предшествовать
большая подготовительная работа: прокладка
инженерных коммуникаций; строительство
дорог с учетом современных требований
высокоскоростного движения; проведение
инвентаризации основных рекреационно-туристических
фондов и оценка условий содержания отдыхающих,
оказания необходимых условий для решения
вопросов смены собственников. Поднятие
качества оказываемых рекреационно-туристических
услуг до мирового уровня и их диверсификация
заинтересует иностранных туристов, повысит
их посещаемость в регионе. На первых этапах
положительных результатов уже можно
добиться, сосредоточив усилия на развитии
внутреннего и въездного туризма. Не случайно
свои лидирующие позиции относительно
приема иностранных туристов в рейтинге
ведущих туристических адресатов в течение
многих лет сохраняют Франция, США, Испания,
Италия.
Рекреационные системы функционируют
в сфере отдыха и туризма, т.е. формируются
и развиваются при взаимодействии групп
людей с природными ресурсами, хозяйствующими
структурами, культурно-историческими
комплексами. В процессе развития их субъекты
оказывают свое влияние при взаимосвязях
с большими, сложными развивающимися динамически
хозяйственными, социальными, экологическими
и другими системами. При этом возникают
проблемы, присущие общим социально-экономическим
территориальным системам, поскольку
в основе рекреационных систем лежит хозяйственная
деятельность по производству услуг в
сфере отдыха, оздоровления, туризма и
другие виды хозяйствования, призванные
беспечить необходимый уровень жизнедеятельности
на данной территории.
Поскольку, естественным, объективным
процессом регулирования общественных
отношений является планирование, положительных
изменений в рекреационно-туристической
сфере нашей страны и ее регионов можно
добиться при условии эффективного экономического
механизма управления, поддержанного
нормативно-правовыми и законодательными
актами, правильного выбора стратегии
ее развития, которая бы предусматривала
не только сохранение сложившихся традиций
роста, но и определение возможных путей
и направлений его существенного ускорения.
Система планирования должна определять
стратегию и тактику рекреационно-туристической
деятельности, сохранения природной среды
и развития туристических услуг, организацию
и развитие туристического продукта. Стратегия
развития рекреационно-туристической
деятельности на конкретной территории
может быть намечена программой на далекую
перспективу с учетом направлений развития
туристических предприятий, обеспечивающих
регулирование процессов развития рекреационно-
туристической деятельности на рекреационной
территории.
Применение разумных методов планирования
на государственном, региональном и местном
уровнях во взаимосвязи с отраслевым планированием
поможет заложить основу для обеспечения
на рекреационной территории устойчивого
развития рекреационно-туристической
деятельности.