Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:53, лекция
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
2. Критерии подведомственности
дел в сфере административного
судопроизводства заключаются
3. Осуществление нормоконтроля арбитражными судами возможно только в случаях, предусмотренных в федеральных законах (п. 1 комментируемой статьи, ч. 1 ст. 191 АПК). К их числу относится, например, ст. 138 НК, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать в арбитражные суды нормативные акты налоговых органов.
При толковании полномочий
по нормоконтролю арбитражных
АПК не является федеральным конституционным законом, поэтому, если исходить из положений приведенного Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П, нормоконтроль в отношении нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и субъектов РФ арбитражные суды осуществлять не вправе до принятия на этот счет федерального конституционного закона.
В то же время Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было предложено новое толкование данного вопроса. Оно заключается в том, что суды общей юрисдикции вправе признать закон субъекта РФ противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим, не подлежащим применению (одной из исходных посылок такого вывода Конституционного Суда РФ являлось то положение, что суды общей юрисдикции были наделены правом нормоконтроля в отношении законов субъектов РФ до принятия Конституции РФ 1993 г.), тогда как лишать юридической силы закон субъекта РФ вправе только Конституционный Суд РФ в порядке конституционного судопроизводства. Если подобное толкование Конституционного Суда РФ распространить и на дела, указанные в п. 1 комментируемой статьи, то тогда арбитражные суды вправе осуществлять нормоконтроль путем признания соответствующих нормативных актов недействующими и не подлежащими применению. В конечном счете наши соображения носят предварительный характер и многое зависит от того, каким образом будет складываться судебная практика не только ВАС РФ, но и Конституционного Суда РФ.
4. Перечень дел
Статья 30. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Комментарий к статье 30
1. Условия подведомственности
арбитражным судам дел об
2. В аспекте подведомственности по данному вопросу имеется не утратившее своего значения Постановление Пленума ВАС РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции". В п. 2 Постановления определены четыре условия, при наличии которых в совокупности арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов:
- если согласно закону
факт порождает юридические
- если установление
юридического факта не
- если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;
- если действующим
законодательством не
Статья 31. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов
Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 30 настоящего Кодекса дела:
1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) о выдаче исполнительных
листов на принудительное
Комментарий к статье 31
1. В данной статье
речь идет как о новой
2. Возникает вопрос
о понятии третейского суда, поскольку
данный термин используется в
российском законодательстве в
самых разных значениях. Под
ним понимается как третейский
суд, образованный в
3. Оспаривание решений
третейских судов по спорам, возникающим
при осуществлении
Во-первых, арбитражные суды вправе рассматривать заявления об оспаривании решений третейских судов, вынесенные в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации", если дело, рассмотренное третейским судом, подведомственно арбитражному суду.
Во-вторых, возникает
вопрос о компетентном суде при оспаривании
решений международных
4. Выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, ранее относилась к подведомственности арбитражных судов. Однако по новому процессуальному законодательству необходимо уточнение ряда положений.
Во-первых, арбитражные суды компетентны на выдачу исполнительных листов по решениям третейских судов, образованных в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации", по делам, которые им подведомственны. Ранее подобные полномочия они осуществляли в соответствии с разд. V Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров.
Во-вторых, на наш взгляд,
в соответствии с п. 2 комментируемой
статьи арбитражным судам подведомстве
Например, приведем Постановление Президиума ВАС РФ от 8 июня 1999 г. N 3836/98 (см.: Вестник ВАС. 1999. N 10. С. 54, 55), вынесенное по делу, рассмотренному третейским судом ПАУФОР. Президиум ВАС РФ рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора РФ на определение Арбитражного суда города Москвы. Американская компания "Кредитанштальт Интернешнл Эссет Менеджмент, Инк" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда ПАУФОР от 15 января 1998 г. по делу N 10/97 о взыскании с открытого акционерного общества "Уральский чековый инвестиционный фонд "Рикап-фонд" в пользу заявителя суммы долга за проданные акции.
Определением Арбитражного суда г. Москвы заявителю выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда. В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается названное определение отменить, в выдаче исполнительного листа на исполнение решения третейского суда ПАУФОР отказать.
Президиум отменил определение Арбитражного суда г. Москвы и отправил дело на новое рассмотрение по следующим основаниям. В соответствии со ст. 26 Временного положения о третейском суде арбитражный суд вправе отказать в выдаче исполнительного листа, если соглашение сторон о рассмотрении спора в третейском суде не достигнуто. Как видно из материалов дела, выдавая разрешение на принудительное исполнение решения третейского суда, арбитражный суд в нарушение названного Положения не проверил наличие соглашения сторон о рассмотрении спора третейским судом ПАУФОР. Поскольку арбитражный суд не выяснил обстоятельств, имеющих значение для дела, решение суда подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение. Кроме того, решение третейского суда ПАУФОР было отменено Московским городским судом.
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Арбитражный процесс" (под ред. В.В. Яркова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2005 (издание второе, переработанное и дополненное, стереотипное).
Данный вопрос всегда
являлся предметом дискуссии. Например,
применительно к ранее