Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 09:28, контрольная работа
В настоящее время независимо от политической конъюнктуры законодательное регулирование должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и государству, предполагающий сохранение стабильности в правовом регулировании и недопустимость внесения произвольных изменений в систему правовых норм. Незыблемыми остаются конституционные ценности - важнейшие составляющие основ конституционного строя России: приоритет прав и свобод человека и гражданина, справедливость и равенство, верховенство права, правовое, демократическое, федеративное и социальное государство. Воплощение в жизнь этих ценностей и предписаний Конституции РФ обеспечивает режим конституционной законности, защита которой составляет предназначение Конституционного Суда Российской Федерации1.
Оглавление
В настоящее время независимо от политической конъюнктуры законодательное регулирование должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и государству, предполагающий сохранение стабильности в правовом регулировании и недопустимость внесения произвольных изменений в систему правовых норм. Незыблемыми остаются конституционные ценности - важнейшие составляющие основ конституционного строя России: приоритет прав и свобод человека и гражданина, справедливость и равенство, верховенство права, правовое, демократическое, федеративное и социальное государство. Воплощение в жизнь этих ценностей и предписаний Конституции РФ обеспечивает режим конституционной законности, защита которой составляет предназначение Конституционного Суда Российской Федерации1.
Развитие конституционного
правосудия является важнейшей правовой
гарантией конституционности Ро
Практическая реализация идей о конституционном правосудии пришлась на период перестройки. Первый ее этап - на уровне Союза ССР - был связан с принятием 1 декабря 1988 г. Закона СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР", наделившего полномочиями по осуществлению конституционного контроля Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР. Предусматривалось создание специализированного органа правовой охраны Конституции - Комитета конституционного надзора СССР.
Эта реформа носила половинчатый характер, функции конституционного контроля сводились к парламентскому контролю, а функции конституционного надзора - к Комитету конституционного надзора СССР, созданного в апреле 1990 г. и ставшего, по выражению С.С. Алексеева, первой заявкой на конституционное правосудие4.
При разработке Союзного договора 1991 г. предусматривалось создание качественно нового органа конституционного контроля - Конституционного Суда Союза суверенных государств, к его полномочиям относилось рассмотрение вопросов о соответствии законодательных актов Союза и республик, указов Президента СССР, президентов республик, нормативных актов Кабинета Министров СССР Союзному договору и Конституции СССР; рассмотрение споров между Союзом ССР и республиками, между республиками. Однако этому проекту не суждено было осуществиться, так как СССР в декабре 1991 г. прекратил существование5.
Впоследствии был избран более эффективный путь правовой охраны Конституции - Конституционный Суд, предусмотренный Законом РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР", принятым 15 декабря 1990 г. В октябре 1991 г. Съезд народных депутатов РСФСР избрал Конституционный Суд.
После принятия Конституции РФ 1993 г. в законодательстве был закреплен правовой статус Конституционного Суда РФ. Статья 125 Конституции установила его численный состав, перечень органов и лиц, имеющих право обращаться в Конституционный Суд РФ, его компетенцию, положения о юридической силе и правовых последствиях решений. Статья 118 Конституции РФ закрепила конституционное судопроизводство как один из видов судопроизводства.
ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" 1994 г. закрепил, что Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства" (ст. 1), указав на двоякий характер Конституционного Суда РФ как судебного органа и как органа конституционного контроля.
Исследователи выделяют семь групп полномочий Конституционного Суда РФ: контроль за соответствием Конституции РФ иных правовых актов; разрешение споров о компетенции, имеющих конституционное значение; рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан; рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов; толкование Конституции РФ; участие в процедуре отрешения от должности Президента РФ; полномочия в сфере правотворчества6.
В Конституции РФ 1993 г. содержатся начала конституционного правосудия, но конституционный контроль регулируется на федеральном уровне. Положения Конституции РФ могут рассматриваться как основания для создания органов конституционной юстиции на уровне субъектов РФ7, т.к. субъекты РФ имеют право на свои конституции и уставы, что предполагает и наличие своего механизма их правовой защиты.
Модель Конституционного Суда РФ в варианте 1991 года оказалась весьма и весьма далекой от совершенства, что привело в конечном итоге к печально известным событиям (деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена). Федеральный конституционный закон 1994 года внес существенные изменения в организационные формы конституционного судопроизводства, что имело целью повышение эффективности и оперативности в деятельности Конституционного Суда. Ранее он действовал в едином составе и в перерывах между заседаниями по конкретному делу не мог рассматривать другие дела. Это приводило к задержке рассмотрения многих дел и несоблюдению многих сроков. В связи с этим ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»8 определил следующую форму организации Конституционного Суда: рассмотрение и разрешение им дел осуществляется в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно девять и десять судей.
Число судей было увеличено с 15 до 19. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Конституционный Суд Российской Федерации – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Указом Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1740 "О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации" в целях обеспечения эффективности и непрерывности конституционного судопроизводства с 21 мая 2008 г. Конституционный Суд РФ переехал из г. Москвы в г. Санкт-Петербург. В настоящее время в г. Москве представительство Конституционного Суда РФ размещено в здании, расположенном по адресу: ул. Ильинка, д. 21, зона "Г"9.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда России определяются Конституцией и ФКЗ № 1-ФКЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.
Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидатов на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке к рассмотрению Президентом РФ предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право вносить такие предложения предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк.
Данная статья Закона устанавливает также, что внесенное Президентом представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок. Порядок предварительного обсуждения представленных кандидатов и принятия решения детально определен его Регламентом. Решение о назначении принимается на пленарных заседаниях Совета Федерации индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов (депутатов) Совета Федерации.
Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
Деятельность Конституционного Суда обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления и Управления делами10. Для обеспечения деятельности руководства Конституционного Суда и судей также созданы Секретариат Председателя Конституционного Суда, Секретариаты Заместителей Председателя Конституционного Суда и Аппараты судей.11
Конституционный Суд РФ – федеральный орган судебной власти, у которого нет никаких нижестоящих судебных органов, как, например, у Верховного и Высшего Арбитражного судов.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.
В пленарном заседании суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию.
В пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания КС РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В пленарных заседаниях также
избирается Председатель, заместитель
председателя, судья-секретарь
В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ, разрешаются споры о компетенции, а также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
Согласно ст. 23 ФКЗ № 1 Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.
Некоторые исследователи считают, что введение новой юридической процедуры назначения Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей (в том числе возможность переназначения Председателя фактически на неограниченный срок) по представлению Президента РФ12 чрезмерно расширяет полномочия главы государства по формированию руководящего состава органа конституционного правосудия и может привести на практике к ограничению самостоятельности и независимости Конституционного Суда РФ и встраиванию указанного органа в вертикаль государственной власти.13
По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей тайным голосованием. Также указанные лица могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда.
В случае, если должность Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаря Конституционного Суда окажется вакантной, новые выборы должны проводится не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов.
Согласно ст. 24 ФКЗ Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени; Кроме того он осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей его Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата; председатель КС издает приказы и распоряжения.
Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.
Информация о работе Конституционный суд РФ: порядок формирования, внутренняя организация