Конституционный суд РФ: порядок формирования, внутренняя организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время независимо от политической конъюнктуры законодательное регулирование должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и государству, предполагающий сохранение стабильности в правовом регулировании и недопустимость внесения произвольных изменений в систему правовых норм. Незыблемыми остаются конституционные ценности - важнейшие составляющие основ конституционного строя России: приоритет прав и свобод человека и гражданина, справедливость и равенство, верховенство права, правовое, демократическое, федеративное и социальное государство. Воплощение в жизнь этих ценностей и предписаний Конституции РФ обеспечивает режим конституционной законности, защита которой составляет предназначение Конституционного Суда Российской Федерации1.

Файлы: 1 файл

КР - Конституционное право - Иванов - КС РФ.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Важное значение для организации деятельности Конституционного Суда имеет фигура Судьи-секретаря  Конституционного Суда РФ. Он осуществляет непосредственное руководство работой  аппарата Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний  Конституционного Суда.

Основным внутренним актом, регулирующим деятельность Конституционного Суда, является его Регламент14.

В Регламенте Конституционного Суда РФ на основе Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливаются: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Суде; требования к работникам аппарата Суда, иные вопросы внутренней деятельности Конституционного суда РФ.

В соответствии с Регламентом Конституционный  Суд проводит заседания:

1) по вопросам  соответствия обращений требованиям  ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (пункт 1 параграфа 24 Регламента);

2) по вопросам  принятия обращений к рассмотрению (параграф 28 Регламента);

3) по слушанию  дела;

4) по принятию  итогового решения по делу (закрытое  совещание судей Конституционного  Суда) (параграф 58 Регламента);

5) по разрешению  дела без проведения слушания;

6) в иных случаях,  предусмотренных ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламентом, в том числе для принятия решений по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.

Заседания Конституционного Суда созываются Председателем в  соответствии с графиком проведения заседаний, а также по инициативе Председателя, по требованию одного из заместителей Председателя, или не менее трех судей, или комиссии, созданной  Конституционным Судом.

Порядок ведения  протокола и стенограммы заседания  Конституционного Суда по отдельным  видам заседаний определяется Регламентом.

Для рассмотрения вопросов, которые не требуют согласно ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» или Регламенту проведения заседания Конституционного Суда, могут проводиться рабочие совещания судей, которые Председателем Конституционного Суда либо по его поручению – заместителем Председателя. Рабочее совещание судей может быть созвано по требованию любого из судей.

На рабочие  совещания судей могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица15.

Рабочее совещание  судей правомочно принимать решения  при наличии большинства от общего числа судей. Решения на рабочих  совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей16.

В настоящее  время в литературе отчетливо слышатся обоснования необходимости дальнейшего повышения эффективности работы Конституционного Суда РФ как специализированного органа конституционного правосудия, постепенную модернизацию его организации и деятельности, направленную на упорядочение порядка его формирования, структуры, компетенции и процедуры осуществления конституционного судопроизводства, а также механизма принятия и исполнения вынесенных им итоговых решений.

Важными направлениями  совершенствования организации  и деятельности Конституционного Суда РФ выступают:

- изменение  порядка его формирования, подразумевающего  равное участие в назначении  судей Конституционного Суда  РФ всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной.

- упорядочение  его внутренней структуры, касающееся  определения наиболее адекватных  организационно-правовых форм осуществления  им своих юрисдикционных полномочий, обусловливающее рациональное распределение нагрузки между всеми судьями, усиление оперативности рассмотрения обращений заявителей и увеличение количества разрешаемых дел в судебном заседании.

- дальнейшее  регулирование полномочий по  рассмотрению и разрешению отдельных  категорий дел, отнесенных к его юрисдикции в различных видах осуществления конституционного судопроизводства.

-урегулирование порядка рассмотрения и разрешения дел в ходе осуществления конституционного судопроизводства17.

Полагаю уместным в заключение привести высказывание В.Д. Зорькина: «Конституция и ее точная, современная, гибкая интерпретация Конституционным Судом должна гарантировать права и свободы наших граждан, их конституционную безопасность, не позволить размыть государственный суверенитет, национальные интересы чужими интересами и правовым хаосом».18

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид.лит., 1993.
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. N 13. ст. 1447.
  3. Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 45. Ст. 5742
  4. Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1740 "О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 31.12.2007. N 53. ст. 6547.
  5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. "Об информации об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации". http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/InformationKS/Pages/ExecutionKS.aspx.
  6. Авакьян С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 1.
  7. Алексеев С.С. Избранное: наука права. Общесоциальные проблемы. Публицистика. М., 2003.
  8. Белов С.А., Кудряшова О.А. Заимствование моделей конституционного контроля в правовой системе России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 6. С. 25 – 38.
  9. Витрук Н.В. Новое в конституционном судопроизводстве (к вступлению в силу Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г.) // Российское правосудие. 2011. N 3.
  10. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие //Журнал российского права. 2005. №12.
  11. Конституционное государство: Сб. ст. 2-е изд. СПб., 1905.
  12. Митюков М.А. К истории региональной конституционной юстиции в России // Конституционная юстиция в Российской Федерации. Сб. статей. Екатеринбург, 2003.
  13. Татаринов С.А. Некоторые вопросы модернизации организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 48 – 52.
  14. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 2000.
  15. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: свободный. Дата обращения 27.04.2013 г. http://www.ksrf.ru/ru/Info/Pages/default.aspx
  16. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. Принят Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании 24 января 2011 года. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: свободный. Дата обращения 27.04.2013 г. http://www.ksrf.ru/ru/Info/Pages/default.aspx

 

1 Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. "Об информации об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации". http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/InformationKS/Pages/ExecutionKS.aspx.

2 Конституционное государство: Сб. ст. 2-е изд. СПб., 1905. С. 402.

3 Там же. С. 394 - 395.

4 Алексеев С.С. Избранное: наука права. Общесоциальные проблемы. Публицистика. М., 2003. С. 322.

5 Белов С.А., Кудряшова О.А. Заимствование моделей конституционного контроля в правовой системе России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 6. С. 25 - 38.

6 Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 2000. С. 151 - 158.

7 Митюков М.А. К истории региональной конституционной юстиции в России // Конституционная юстиция в Российской Федерации. Сб. статей. Екатеринбург, 2003. С. 38.

8 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации". "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.

9 Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1740 "О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации". "Собрание законодательства РФ", 31.12.2007, N 53, ст. 6547

10 Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: свободный. Дата обращения 27.04.2013 г. http://www.ksrf.ru/ru/Info/Pages/default.aspx

11 Там же.

12 См.: Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 45. Ст. 5742.

13 См.: Авакьян С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 1. С. 6; Витрук Н.В. Новое в конституционном судопроизводстве (к вступлению в силу Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г.) // Российское правосудие. 2011. N 3. С. 10

14 Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. Принят Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании 24 января 2011 года. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: свободный. Дата обращения 27.04.2013 г. http://www.ksrf.ru/ru/Info/Pages/default.aspx

15 Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 24.01.2011). Первоначальный текст документа опубликован не был. Текст редакции от 24.01.2011 опубликован в "Вестнике Конституционного Суда РФ", N 1, 2011. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: свободный. Дата обращения 27.04.2013 г. http://www.ksrf.ru/ru/Info/Pages/default.aspx

16 Там же.

17 Татаринов С.А. Некоторые вопросы модернизации организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 48 - 52.

18 Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие //Журнал российского права. 2005. №12. С. 36.


Информация о работе Конституционный суд РФ: порядок формирования, внутренняя организация