Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 08:33, контрольная работа
Институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями судебно-арбитражной системы. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности – родовая и территориальная.
Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня.
1. Подсудность дел арбитражным судам: понятие и виды. Последствия несоблюдения правил подсудности……………………………………………..3
1.1. Понятие и виды подсудности дел арбитражным судам………………………….. 3
1.2. Процессуально-правовые последствия нарушения правил подсудности..........................................................................................................10
2. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов в арбитражном суде……………………………………………………………………………………….....13
3. Задача……………………………………………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………
Содержание
1. Подсудность дел арбитражным
судам: понятие и виды. Последствия несоблюдения
правил подсудности……………………………………………..
1.1. Понятие и виды подсудности дел арбитражным судам………………………….. 3
1.2. Процессуально-правовые последствия
нарушения правил подсудности...................
2. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных
правовых актов в арбитражном суде……………………………………………………………………
3. Задача………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
11. Понятие и виды подсудности дел арбитражным судам.
Институт подсудности разграничивает
подведомственные арбитражным судам дела
между различными звеньями судебно-арбитражной
системы. Для арбитражного процесса характерны
два вида подсудности – родовая и территориальная.
Родовая подсудность разграничивает
дела между арбитражными судами различного
уровня. По общему правилу все споры, подведомственные
арбитражному суду, разрешаются арбитражными
судами субъектов РФ, за исключением споров,
отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда
РФ.
Подсудность Высшего Арбитражного Суда
РФ как суда первой инстанции по новому АПК
1) дела об оспаривании нормативных правовых
актов Президента РФ, Правительства РФ,
федеральных органов исполнительной власти,
затрагивающих права и законные интересы
заявителя в
сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности;
2) дела об оспаривании ненормативных
правовых актов Президента РФ, Совета
Федерации и Государственной Думы Федерального
Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих
закону и
затрагивающих права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности;
3) экономические споры между Российской
Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.
Территориальная подсудность разграничивает
компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е.
практически краевых, областных и приравненных
к ним арбитражных судов субъектов РФ.
Территориальная подсудность может быть
общей, альтернативной, исключительной,
по связи дел и договорной.
В соответствии с правилами общей территориальной
подсудности иск предъявляется в арбитражный
суд субъекта РФ по месту нахождения или
месту жительства ответчика (ст.35 АПК).
Дела о несостоятельности (банкротстве)
юридических лиц и граждан рассматриваются
по месту нахождения должника - юридического
лица или по месту жительства гражданина
(ст.33 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)").
Согласно п.2 ст.54 ГК место нахождения
юридического лица определяется местом
его государственной регистрации, если
в соответствии с законом в учредительных
документах не указано иное. Наименование
и место нахождения юридического лица
указываются в его учредительных документах.
Правила альтернативной подсудности по
выбору истца установлены ст.36 АПК.
В частности, иск к ответчику, место нахождения
или место жительства которого неизвестно,
может быть предъявлен в арбитражный суд
по месту нахождения его имущества либо
по его последнему известному месту нахождения
или месту жительства в Российской Федерации.
Иск к ответчикам, находящимся или проживающим
на территориях разных субъектов РФ, предъявляется
в арбитражный суд по месту нахождения
или месту жительства одного из ответчиков.
Иск к ответчику, находящемуся или проживающему
на территории иностранного государства,
может быть предъявлен в арбитражный суд
по месту нахождения на территории Российской
Федерации имущества ответчика.
Иск, вытекающий из договора, в котором
указано место его исполнения, может быть
предъявлен также в арбитражный суд по
месту исполнения договора.
Иск к юридическому лицу, вытекающий из
деятельности его филиала, представительства,
расположенных вне места нахождения юридического
лица, может быть предъявлен в арбитражный
суд по месту нахождения юридического
лица или его филиала, представительства.
Иски о возмещении убытков, причиненных
столкновением судов, взыскании вознаграждения
за оказание помощи и спасание на море
могут предъявляться в арбитражный суд
по месту нахождения судна ответчика или
порта приписки судна ответчика либо по
месту причинения убытков.
Исключительная подсудность характеризуется
тем, что дело должно быть рассмотрено
только строго определенным в АПК арбитражным
судом (ст.38 АПК).
Иски о правах на недвижимое имущество
предъявляются в арбитражный суд по месту
нахождения этого имущества.
Иски о правах на морские и воздушные
суда, суда внутреннего плавания, космические
объекты предъявляются в арбитражный
суд по месту их государственной регистрации.
Иск к перевозчику, вытекающий из договора
перевозки грузов, пассажиров и их багажа,
в том числе в случае, если перевозчик
является одним из ответчиков, предъявляется
в арбитражный суд по месту нахождения
перевозчика.
Заявление о признании должника банкротом
подается в арбитражный суд по месту нахождения
должника.
Заявление об установлении фактов, имеющих
юридическое значение, подается в арбитражный
суд по месту нахождения или месту жительства
заявителя, за исключением заявления об
установлении фактов, имеющих юридическое
значение для возникновения, изменения
или прекращения прав на недвижимое имущество,
которое подается в суд по месту нахождения
недвижимого имущества.
Заявление об оспаривании решений и действий
(бездействия) судебного пристава-исполнителя
подается в арбитражный суд по месту нахождения
судебного пристава-исполнителя.
Заявления по спорам между российскими
организациями, осуществляющими деятельность
или имеющими имущество на территории
иностранного государства, подаются в
арбитражный суд по месту государственной
регистрации на территории Российской
Федерации организации-ответчика.
Заявления по спорам между российскими
организациями, осуществляющими деятельность
или имеющими имущество на территории
иностранного государства и не имеющими
государственной регистрации на территории
Российской Федерации, подаются в Арбитражный
суд Московской области.
В зависимости от того, относит ли закон
разрешение определенной категории дел
к ведению исключительно каких-либо одних
органов или нескольких различных органов,
подведомственность подразделяется на
исключительную (специальную) и множественную.
Правила исключительной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к исключительной подведомственности арбитражного суда независимо от субъектного состава и других критериев. Использование правил исключительной подведомственности позволяет устранить конфликты в сфере подведомственности и обеспечить единообразное рассмотрение определенных категорий дел.
По терминологии АПК к специальной (но более точно – исключительной) подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст.33 АПК):
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
3) по спорам об отказе в
государственной регистрации, уклонении
от государственной
4) по спорам между акционером
и акционерным обществом, участниками
иных хозяйственных
5) о защите деловой репутации
в сфере предпринимательской
и иной экономической
6) другие дела, возникающие при
осуществлении
Указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.
Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:
1) дело до передачи в
2) федеральным законом
Претензионный порядок установлен федеральным законом, например, в следующих случаях:
1) по требованиям об изменении
или расторжении договора иск
может быть заявлен стороной
в арбитражный суд только
2) по требованиям к перевозчику,
вытекающим из договора
3) по требованиям, связанным с
предоставлением услуг
4) в ст.104 НК.
Расширение оснований для применения претензионного порядка не допускается, в том числе и за счет случаев установления претензионного порядка в подзаконных актах. Так, в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 1995 г. N С5-7/ОЗ-294 подчеркнуто, что досудебное урегулирование споров обязательно для сторон только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором.
Что касается досудебного порядка разрешения конфликтов, то такая правовая возможность установлена рядом федеральных законов, в основном по спорам, связанным с уплатой налоговых и обязательных неналоговых платежей. Так, согласно п.2 ст.41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам о признании должника банкротом должно быть приложено решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Такой выбор имелся обычно между судом либо органом административной юрисдикции. Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.
Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст.46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п.2 ст.11 ГК и иных законодательных актов. Поэтому и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном порядке заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в суд.
Иногда правила подведомственности формулируются таким образом, что создается впечатление о наличии правил альтернативной подведомственности. Так, согласно ч.1 ст.131 Водного кодекса РФ ущерб водным объектам возмещается по решению суда или арбитражного суда. Однако в данном случае никакого права выбора не имеется, а орган судебной власти, уполномоченный на разрешение спора, определяется в соответствии с установленными законом правилами подведомственности.
Данное положение подчеркнуто в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам", в соответствии с которым в случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду), следует при ее определении исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений.
Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение, когда речь шла об альтернативе между судебным и административным порядком обжалования. Что касается случаев альтернативной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, что имело место до принятия нового АПК, то такие ситуации возможны в ряде случаев в силу неоднозначности толкования судами общей юрисдикции и арбитражными судами законодательства о подведомственности.
Подсудность по связи дел характеризуется
тем, что независимо от территориальной
принадлежности спор подлежит разбирательству
в арбитражном суде, где рассматривается
другое дело, с которым связан спор. Так,
встречный иск независимо от его подсудности
предъявляется по месту рассмотрения
первоначального иска (ст.38 АПК). В этот
же арбитражный суд предъявляется исковое
заявление третьего лица, заявляющего
самостоятельные требования относительно
предмета спора (ст.50 АПК).
В соответствии с правилами договорной
подсудности (ст.37 АПК) общая территориальная
и альтернативная подсудность, установленная
в АПК, могут быть изменены по соглашению
сторон (пророгационные соглашения).
Передача дела из одного арбитражного
суда в другой. Дело, принятое арбитражным
судом к своему производству с соблюдением
правил подсудности, должно быть рассмотрено
им по существу, хотя бы в дальнейшем оно
стало подсудным другому арбитражному
суду.
Арбитражный суд передает дело на рассмотрение
другого арбитражного суда того же уровня
в случае, если:
1) ответчик, место нахождения или место
жительства которого не было известно
ранее, заявит ходатайство о передаче
дела в арбитражный суд по месту его нахождения
или месту жительства;
2) обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении
дела по месту нахождения большинства
доказательств;
3) при рассмотрении дела в суде выяснилось,
что оно было принято к производству с
нарушением правил подсудности;
4) одной из сторон в споре является тот
же арбитражный суд;
5) после отвода одного или нескольких
судей либо по другим причинам невозможно
сформировать состав суда для рассмотрения
данного дела.
О передаче дела на рассмотрение другого
арбитражного суда выносится определение.
Дело с определением направляется в соответствующий
арбитражный суд в пятидневный срок со
дня его вынесения. Споры о подсудности
между арбитражными судами в Российской
Федерации не допускаются.
Процессуально-правовые последствия
неподсудности дела арбитражному суду
являются основанием для возвращения
искового заявления (п.1 ч.1 ст.129 АПК). По
смыслу закона (ст.39 АПК) дело, принятое
арбитражным судом к своему производству
с нарушением правил о подсудности, должно
быть передано для рассмотрения в другой
суд. В АПК нет оснований для прекращения
производства по делу либо оставления
иска без рассмотрения по мотивам неподсудности
дела, выявленным на этапе судебного разбирательства.
При понимании правил подсудности необходимо
исходить из ст.47 Конституции РФ, согласно
которой никто не может быть лишен права
на рассмотрение его дела в том суде и
тем судьей, к подсудности которых оно
отнесено законом. Таким образом, произвольная
передача дела из одного арбитражного
суда в другой при отсутствии согласия
сторон является недопустимой.
Здесь следует иметь в виду также постановление
Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998
г, которым признаны не соответствующими
ст.46 и 47 (ч.1) Конституции РФ ст.44 УПК и ст.123
ГПК в той мере, в какой они допускают передачу
дела из одного суда, которому оно подсудно,
в другой суд без принятия соответствующего
процессуального судебного акта и при
отсутствии указанных в самом процессуальном
законе точных оснований (обстоятельств),
по которым дело не может быть рассмотрено
в том же суде и тем судьей, к подсудности
которых оно отнесено законом, и, следовательно,
подлежит передаче в другой суд. Аналогичная
практика недопустима и в арбитражном
процессе.
Рассмотрение таких дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.
Производство по делам об оспаривании НПА возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц.
Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим НПА при соблюдении одновременно двух условий:
1) оспариваемый НПА или
2) оспариваемый акт или
Заявление о признании НПА недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа, должностного лица, принявших оспариваемый НПА;
2) название, номер, дата принятия и иные данные об оспариваемом НПА;
3) права и законные интересы
заявителя, которые, по его мнению,
нарушаются этим оспариваемым
актом или его отдельными
4) название НПА, который имеет
большую юридическую силу и
на соответствие которому
5) требование заявителя о
6) перечень прилагаемых
К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого НПА. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает автоматически действие оспариваемого НПА.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый НПА, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.