Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:50, контрольная работа
Наиболее тесная связь арбитражного процессуального права проявляется с гражданским, налоговым, государственным, экологическим, хозяйственным, административным правом.
При нарушении норм данных отраслей права уполномоченное лицо в праве обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенного права, если оно связано с экономическими интересами. Такие споры разрешаются с помощью арбитражного процесса. При этом, если спор не находится в сфере предпринимательской и или иной экономической деятельности, то оно не относится к подведомственности арбитражного суда и подлежит рассмотрению в другом суде.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие принципов арбитражного процессуального права………………………...4
2. Понятие системы принципов арбитражного процессуального права……………...7
2.1.Организационные (судоустройственные) принципы арбитражного процессуального права…………………………………………………………………..10
2.2. Функциональные (судопроизводственные) принципы арбитражного процессуального права…………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………….
2.1. Организационные (судоустройственные) принципы
арбитражного процессуального права
К числу судоустройственных принципов арбитражного процессуального права, т.е. принципов, определяющих организацию, устройство арбитражного суда, относятся:
- принцип назначения
судей арбитражного суда
- осуществление правосудия только судом;
- принцип законности;
- независимость судей
и подчинение их только Констит
- гласность судебного разбирательства;
- сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах;
- государственный язык судопроизводства;
- равенство всех перед законом и судом.
1. Принцип осуществления
правосудия только судом
Применительно к арбитражному процессуальному праву данный принцип закрепляет, что по делам в сфере хозяйственной юрисдикции, отнесенным к ведению арбитражных судов, только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие. В соответствии со смыслом ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в России в сфере хозяйственной юрисдикции может осуществляться только арбитражными судами в лице арбитражных судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Не допускается создание каких-либо чрезвычайных судов. Судебная власть самостоятельна и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Тем самым законодатель обеспечивает специализацию каждого из государственных и судебных органов на решении определенного круга вопросов, не допуская пересечение их компетенции.
В ряде случаев дела, отнесенные к ведению арбитражных судов, могут разрешаться другими органами, например третейскими судами, в том числе международными коммерческими арбитражами, органами административной юрисдикции. Однако деятельность указанных органов по разрешению правовых конфликтов не является правосудием и не может лишить заинтересованных лиц права на обращение в арбитражный суд за защитой.
Так, согласно п. 6 ст. 4 АПК РФ по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. При этом деятельность третейских судов не является правосудием, а третейское разбирательство - судебным процессом. Такая деятельность по своей правовой природе - форма частного правоприменения, основанная на соглашении сторон. В конечном счете решения третейских судов в той либо иной степени подконтрольны арбитражным судам при решении вопросов о выдаче исполнительного листа к взысканию.
То же самое относится к деятельности административных юрисдикций, наделенных правом разрешения в предварительном порядке споров в сфере гражданского оборота. В конечном счете их решения могут быть оспорены в суде (п. 2 ст. 11 ГК РФ), и заинтересованные лица вправе апеллировать к правосудию в лице компетентного арбитражного суда.
2. Принцип назначаемости судей
арбитражных судов на
3. Принцип сочетания
При коллегиальном рассмотрении дела
в состав суда должны входить трое
судей или судья и два
Арбитражный суд первой инстанции
в составе судьи и двух арбитражных
заседателей рассматривает
Следует отметить те категории дел, которые не рассматриваются с участием арбитражных заседателей:
- относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ;
- дела об оспаривании
- дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
- дела, возникающие из
Порядок предъявления ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей установлен ст. 19 АПК РФ.
Все дела, рассматриваемые в судах апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора, рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей (ч. 4 ст. 17 АПК РФ), т.е. коллегиальным составом профессиональных судей.
Вопросы, возникающие при рассмотрении
дел арбитражным судом в
Разбирательство дела должно производиться
при неизменном составе суда. В
случае замены судьи или одного из
судей при коллегиальном
4. Принцип независимости судей арбитражных судов (ст. 5 АПК РФ). Данный принцип сочетает в себе одновременно два начала: независимость судей, которая в то же время одновременно ограничивается необходимостью их подчинения Конституции РФ и федеральным законам. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.
Гарантии независимости судей
арбитражных судов
В Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" закреплены положения, направленные на обеспечение независимости судей на основе политических, экономических и юридических гарантий (ст. ст. 9 - 11).
К политическим гарантиям независимости судей относятся положения, которые запрещают судьям арбитражных судов быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, объединениях, представлять интересы должностных лиц, наций, социальных групп. Решения арбитражного суда должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности судей.
К экономической гарантии независимости судей относятся положения, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах, которые предоставляют судьям арбитражных судов за счет государства материальное и социальное обеспечение.
К правовым гарантиям относятся, в частности, следующие положения:
- закрепляющие несменяемость
- судья арбитражного
суда не обязан давать каких-
- органы внутренних дел обязаны принимать меры по обеспечению безопасности судьи арбитражного суда, членов его семьи, сохранности принадлежащего ему имущества;
- личность, жилище, транспорт
и корреспонденция судьи
5. Принцип равенства
всех участников арбитражного
процесса перед законом и
6. Принцип гласности судебного разбирательства (ст. 11 АПК РФ). Данный принцип представляет собой такое правило, согласно которому разбирательство в арбитражных судах является открытым, обеспечивающим присутствие на слушаниях дела любому лицу. Принцип гласности также является конституционным (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ) и процессуальным (ст. 11 АПК РФ). Разбирательство дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны и в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.
7. Принцип государственного языка судопроизводства. В соответствии со ст. 12 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. В то же время участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право высказаться в суде на родном языке. Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, на русском языке, а по их ходатайству - в переводе на язык, который они использовали в судебных действиях.
2.2. Функциональные (судопроизводственные) принципы
арбитражного процессуального права
К числу судопроизводственных принципов арбитражного процессуального права относятся:
- законность;
- диспозитивность;
- состязательность;
- доступность судебной
защиты прав и законных
- юридическая истина;
- судейское руководство;
- равноправие сторон арбитражного процесса;
- сочетание устности
и письменности судебного разби
- непрерывность судебного разбирательства;
- непосредственность исследования доказательств.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Принцип законности.
Представляет собой правило,
Обязанности судей по обеспечению законности осуществляются двояким путем. Во-первых, законность обеспечивается правильным применением законодательства, что возможно в условиях соблюдения иерархии нормативных актов в правоприменении, возможностями применения иностранного права, отсутствием давления и независимостью судей и арбитражных заседателей при отправлении правосудия. Во-вторых, законность обеспечивается соблюдением правил судопроизводства, которые находят свое выражение в арбитражной процессуальной форме как нормативно установленном порядке осуществления правосудия.
Принцип законности является обязательным правилом и для участников процесса, обязывая их в процессуальной деятельности также исходить из действующего законодательства, устанавливая самые различные санкции за нарушение законных прав и интересов других лиц, в том числе и за злоупотребление процессуальными правами.
Информация о работе Принципы арбитражного процессуального права: понятие и система