Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 16:57, реферат

Описание работы

Уголовно-исполнительное законодательство за последнее время претерпело существенные изменения, связанные с переориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение гарантий, исключающих унижение человеческого достоинства, снятие излишних ограничений, на максимальное приближение порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам. В этой связи первостепенное значение приобретают правозащитные функции прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказания в виде лишения свободы. Эффективность прокурорского надзора, в свою очередь, во многом зависит от знания методики проведения проверок и умения профессионально применять эти знания на практике.

Содержание работы

Введение.

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также меру пресечения в виде заключения под стражу.
Цели, предмет, пределы и задачи прокурорского надзора исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также меру пресечения в виде заключения под стражу.
Организация деятельности органов прокуратуры по обеспечению исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также меру пресечения в виде заключения под стражу.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ

 

Факультет подготовки научно-педагогических кадров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине специализации 12.00.11 – судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

 

 

на тему «Проблемы организации прокурорского надзора  
за исполнением законов

администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания

 и администрациями  мест содержания

задержанных и  заключенных под стражу»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: помощник оперативного дежурного дежурной части ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области лейтенант внутренней службы 
П.А. Матюхов.

 

 


 

 

 

 

Рязань 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

 

  1. Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также меру пресечения в виде заключения под стражу.
  2. Цели, предмет, пределы и задачи прокурорского надзора исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также меру пресечения в виде заключения под стражу.
  3. Организация деятельности органов прокуратуры по обеспечению исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также меру пресечения в виде заключения под стражу.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Актуальность исследования. Гарантом соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний и меры пресечения в виде содержания под стражей выступает прокурорский надзор. Формы осуществления надзора весьма разнообразны, но основной из них является проведение проверок, которые могут охватывать как все, так и отдельные направления деятельности.

Уголовно-исполнительное законодательство за последнее время претерпело существенные изменения, связанные с переориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение гарантий, исключающих унижение человеческого достоинства, снятие излишних ограничений, на максимальное приближение порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам. В этой связи первостепенное значение приобретают правозащитные функции прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказания в виде лишения свободы. Эффективность прокурорского надзора, в свою очередь, во многом зависит от знания методики проведения проверок и умения профессионально применять эти знания на практике.

В силу вышеизложенных обстоятельств  особую значимость в местах лишения свободы приобретают институт прокурорского надзора.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления надзорной деятельности органов прокуратуры, в том числе, в сфере обеспечения исполнения  законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предмет исследования составляют нормы законодательства РФ, регулирующих деятельность органов прокуратуры по осуществлению таких функций органов прокуратуры, как прокурорский надзор за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы, их разъяснение и отражение отдельных положений в научных работах и правоприменительных актах.

Цель данного  исследования – на основе изучения нормативных правовых актов, учебной и монографической литературы исследовать особенности реализации отдельных функций прокуратуры, в том числе, прокурорского надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

  • Определить правовое регулирование деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
  • Выделить предмет, пределы, цели и задачи прокурорского надзора в указанной сфере.
  • Рассмотреть организацию деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Нормативной базой являются положения, закрепленные в Конституции  Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других законодательных  актах Российской Федерации, приказах Генерального прокурора РФ и др.

Данная работа состоит из введения, трех вопросов, заключения, списка использованных источников..

 

 

  1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, А ТАКЖЕ МЕРУ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ.

Прокурорский надзор появляется в 1722 г. На основании трех указов Петра  Великого, в частности указ от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»1, была создана прокуратура, и с этого же времени на прокуратуру возлагается функция надзора по делам арестантским.

В настоящее время правовую основу деятельности прокурора по обеспечению соблюдения законов администрациями учреждений и органов УИС составляют: Конституция Российской Федерации2, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»3, Уголовный4, Уголовно-процессуальный5 и Уголовно-исполнительный6 кодексы, Федеральный закон от 15.07.1995 № 10З-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»7,  
Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»8, другие федеральные законы, приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации.

Так, ч. 5 ст. 129 Конституции  Российской Федерации гласит, что  полномочия, организация и порядок  деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным  законом.

Данным законом является Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).

Надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу посвящена глава четвертая  
III раздела Закона о прокуратуре, в которой закреплены такие положения, как предмет прокурорского надзора и полномочия прокурора.

Ю.Е. Винокуров считает, что  выделение этого надзора из общего в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.9

В Уголовно-исполнительном кодексе, так же существует норма, которая  указывает на то, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих  наказания, осуществляется Генеральным  прокурором Российской Федерации и  подчиненными ему прокурорами в  соответствии с Федеральным законом  
«О прокуратуре Российской Федерации».

Данная норма дублируется  в Федеральном законе от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Помимо федерального законодательства, в деятельности прокуроров, важное значение имеют приказы Генерального прокурора Российской Федерации.

К таким приказам можно  отнести: Приказ Генеральной прокуратуры от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»10; Приказ Генеральной прокуратуры от 16 июля 2010 г. № 284 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации»11; Приказ Генеральной прокуратуры от 17.12.2007 № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации»12; Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 162 от 02.06.2011 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»13; Приказ Генпрокуратуры от 20 ноября 2007 года № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»14 и др.

Основополагающим в деятельности органов прокуратуры, на наш взгляд, представляется Приказ Генеральной  прокуратуры от 30 января 2007 г. № 19 «Об  организации надзора за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих уголовные  наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»15.

Таким образом, правовую основу прокурорского надзора за соблюдением  прав человека и гражданина в уголовно-исполнительной сфере составляет целый ряд нормативных  правовых актов различного уровня. Сюда входят международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и ведомственные  нормативные акты.

 

 

  1. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, А ТАКЖЕ МЕРУ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, федеральными службами, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, осуществляется прокуратурой Российской Федерации в целях: обеспечения верховенства закона; обеспечения единства и укрепления законности; обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечения охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно положениям ст. 32 Закона о прокуратуре, предметом надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов УИС является:

- законность нахождения  лиц в местах содержания задержанных,  предварительного заключения, исправительных  и иных органах и учреждениях,  исполняющих наказание и меры  принудительного характера, назначаемые  судом;

- соблюдение установленных  законодательством Российской Федерации  прав и обязанностей задержанных,  заключенных под стражу, осужденных  и лиц, подвергнутых мерам принудительного  характера, порядка и условий  их содержания;

- законность исполнения  наказания, не связанного с  лишением свободы.

По мнению Ю.Е. Винокурова, под законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, следует понимать: законность помещения в эти места, учреждения и органы, законность содержания в них, соблюдение сроков содержания, законность освобождения.

В то же время, С.Г. Кехлеров, О.С. Капинус под законностью нахождения лиц в учреждениях, исполняющих наказание, понимают правомерность их помещения в эти учреждения, содержания в них, включая меры по обеспечению безопасности осужденных, режима отбывания наказная, соблюдения сроков содержания, установленный порядок освобождения.16

Таки образом, на наш взгляд под законностью нахождения лиц  в учреждениях и органах УИС  следует понимать наличие законных и фактических оснований помещения  в такие учреждения и органы, законность содержания в них, соблюдение сроков содержания, установленный порядок  освобождения.

Основополагающим в деятельности органов прокуратуры, на наш взгляд, представляется Приказ Генеральной  прокуратуры от 30 января 2007 г. № 19 «Об  организации надзора за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих уголовные  наказания, следственных изоляторов при  содержании под стражей подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений»17.

В упомянутом нами выше Приказе Генеральной прокуратуры  
от 30 января 2007 г. № 19 определены задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора.

Так, прокурорам предписывается:18

- при проверках состояния  законности в исправительных  и воспитательных колониях, следственных  изоляторах особое внимание обращать  на факты унижения человеческого  достоинства, произвола, жестокого  об ращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными;

Информация о работе Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказан