Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 16:57, реферат
Уголовно-исполнительное законодательство за последнее время претерпело существенные изменения, связанные с переориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение гарантий, исключающих унижение человеческого достоинства, снятие излишних ограничений, на максимальное приближение порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам. В этой связи первостепенное значение приобретают правозащитные функции прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказания в виде лишения свободы. Эффективность прокурорского надзора, в свою очередь, во многом зависит от знания методики проведения проверок и умения профессионально применять эти знания на практике.
Введение.
Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также меру пресечения в виде заключения под стражу.
Цели, предмет, пределы и задачи прокурорского надзора исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также меру пресечения в виде заключения под стражу.
Организация деятельности органов прокуратуры по обеспечению исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также меру пресечения в виде заключения под стражу.
Заключение.
Список использованной литературы.
АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ
Факультет подготовки научно-педагогических кадров
РЕФЕРАТ
по дисциплине специализации 12.00.11 – судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
на тему «Проблемы организации
прокурорского надзора
за исполнением законов
администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
и администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу»
Выполнил: помощник оперативного дежурного
дежурной части ФКУ ИК-9 УФСИН России
по Курской области лейтенант внутренней
службы
|
Рязань 2013
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. Гарантом соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний и меры пресечения в виде содержания под стражей выступает прокурорский надзор. Формы осуществления надзора весьма разнообразны, но основной из них является проведение проверок, которые могут охватывать как все, так и отдельные направления деятельности.
Уголовно-исполнительное законодательство за последнее время претерпело существенные изменения, связанные с переориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение гарантий, исключающих унижение человеческого достоинства, снятие излишних ограничений, на максимальное приближение порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам. В этой связи первостепенное значение приобретают правозащитные функции прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказания в виде лишения свободы. Эффективность прокурорского надзора, в свою очередь, во многом зависит от знания методики проведения проверок и умения профессионально применять эти знания на практике.
В силу вышеизложенных обстоятельств особую значимость в местах лишения свободы приобретают институт прокурорского надзора.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления надзорной деятельности органов прокуратуры, в том числе, в сфере обеспечения исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Предмет исследования составляют нормы законодательства РФ, регулирующих деятельность органов прокуратуры по осуществлению таких функций органов прокуратуры, как прокурорский надзор за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы, их разъяснение и отражение отдельных положений в научных работах и правоприменительных актах.
Цель данного исследования – на основе изучения нормативных правовых актов, учебной и монографической литературы исследовать особенности реализации отдельных функций прокуратуры, в том числе, прокурорского надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
Нормативной базой являются положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других законодательных актах Российской Федерации, приказах Генерального прокурора РФ и др.
Данная работа состоит из введения, трех вопросов, заключения, списка использованных источников..
Прокурорский надзор появляется в 1722 г. На основании трех указов Петра Великого, в частности указ от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»1, была создана прокуратура, и с этого же времени на прокуратуру возлагается функция надзора по делам арестантским.
В настоящее время правовую основу деятельности
прокурора по обеспечению соблюдения
законов администрациями учреждений и
органов УИС составляют: Конституция Российской
Федерации2, Федеральный закон от 17.01.1992
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»3, Уголовный4, Уголовно-процессуальный5 и Уголовно-исполнительный6 кодексы, Федеральный закон
от 15.07.1995 № 10З-ФЗ «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений»7,
Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1«Об учреждениях
и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы»8, другие федеральные законы,
приказы и указания Генерального прокурора
Российской Федерации.
Так, ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации гласит, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Данным законом является Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).
Надзору за исполнением законов
администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и назначаемые
судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных
и заключенных под стражу посвящена глава
четвертая
III раздела Закона о прокуратуре, в которой
закреплены такие положения, как предмет
прокурорского надзора и полномочия прокурора.
Ю.Е. Винокуров считает, что выделение этого надзора из общего в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.9
В Уголовно-исполнительном
кодексе, так же существует норма, которая
указывает на то, что прокурорский
надзор за соблюдением законов
«О прокуратуре Российской Федерации».
Данная норма дублируется в Федеральном законе от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
Помимо федерального законодательства, в деятельности прокуроров, важное значение имеют приказы Генерального прокурора Российской Федерации.
К таким приказам можно отнести: Приказ Генеральной прокуратуры от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»10; Приказ Генеральной прокуратуры от 16 июля 2010 г. № 284 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации»11; Приказ Генеральной прокуратуры от 17.12.2007 № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации»12; Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 162 от 02.06.2011 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»13; Приказ Генпрокуратуры от 20 ноября 2007 года № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»14 и др.
Основополагающим в
Таким образом, правовую основу прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина в уголовно-исполнительной сфере составляет целый ряд нормативных правовых актов различного уровня. Сюда входят международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и ведомственные нормативные акты.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, федеральными службами, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, осуществляется прокуратурой Российской Федерации в целях: обеспечения верховенства закона; обеспечения единства и укрепления законности; обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечения охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно положениям ст. 32 Закона о прокуратуре, предметом надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов УИС является:
- законность нахождения
лиц в местах содержания
- соблюдение установленных
законодательством Российской
- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
По мнению Ю.Е. Винокурова, под законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, следует понимать: законность помещения в эти места, учреждения и органы, законность содержания в них, соблюдение сроков содержания, законность освобождения.
В то же время, С.Г. Кехлеров, О.С. Капинус под законностью нахождения лиц в учреждениях, исполняющих наказание, понимают правомерность их помещения в эти учреждения, содержания в них, включая меры по обеспечению безопасности осужденных, режима отбывания наказная, соблюдения сроков содержания, установленный порядок освобождения.16
Таки образом, на наш взгляд
под законностью нахождения лиц
в учреждениях и органах УИС
следует понимать наличие законных
и фактических оснований
Основополагающим в
В упомянутом нами выше Приказе
Генеральной прокуратуры
от 30 января 2007 г. № 19 определены задачи рассматриваемого
направления прокурорского надзора.
Так, прокурорам предписывается:18
- при проверках состояния
законности в исправительных
и воспитательных колониях, следственных
изоляторах особое внимание