Прокурор в арбитражном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день прокуратура остается одним из основных механизмов обеспечения соблюдения Конституции РФ, и провозглашенных ею прав и свобод человека и гражданина, принципов и основ законности и правопорядка.
Как показывает зарубежный опыт, в странах со стабильными экономическими системами их успешное функционирование не обходится без прямого вмешательства государства.

Содержание работы

Введение …………… …………………………………….….……стр.3
1. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных
дел в суде первой инстанции ……………………….……..……..стр.4
2. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных
дел апелляционной инстанции ……….. ….………….…………стр.15
3. Участие прокурора в рассмотрении дел кассационной
инстанции ……………………………………….……..…………стр.18
Заключение………………………………………...….…………..стр.25
Нормативные акты……………………………………………….стр.26
Список литературы …………………………………………..…стр. 27

Файлы: 1 файл

Арбитражный процесс.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

Прокуроры должны принимать  обязательное участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по их искам и заявлениям, в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. Эта обязанность должна выполняться, как правило, силами аппаратов прокуратур субъектов РФ по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

Так же нельзя не сказать  о том, что урегулирован случай, когда  прокурор обращается с исковым заявлением, апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд не по месту нахождения данной  прокуратуры. В этом случае   одновременно с направлением материалов   в   суд он должен  высылать   копии    документов соответствующему прокурору   субъекта   Российской   Федерации   с извещением о необходимости участия в  процессе  работников  данной территориальной прокуратуры,   а   также   информировать  об  этом арбитражный суд. Прокурор же,   получивший   такое   извещение, обеспечивает участие в процессе при рассмотрении арбитражных дел,  возбужденных по инициативе прокурора другого субъекта Российской Федерации. Прокурор,  принимавший участие в суде, незамедлительно  извещает  о  результатах  судебного рассмотрения прокурора, направившего  исковое  заявление   (заявление), апелляционную или  кассационную  жалобу  в  арбитражный суд другой территории.

В соответствии с  вышеуказанным нормативным актом  прокуроры,  участвующие  в заседаниях арбитражного суда и имеющие классные чины,  должны быть в форменном обмундировании.

Истцами по делам, возбужденным по исковым заявлениям прокуроров, могут выступать предприятия, организации, органы государственной власти и управления, граждане-предприниматели, если иск заявлен прокурором в их интересах. Лишь в случаях предъявления прокурором иска в защиту так называемого неперсонифицированного интереса в деле прокурор выступает в качестве истца, процессуальный интерес которого обусловлен спецификой его государственных функций.

На прокурора  распространяется требование о добросовестном использовании принадлежащих ему  процессуальных прав (ч. 2 ст. 41 АПК РФ). Прокурор, в частности, имеет право  знакомиться с материалами дела; делать выписки из них; снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и участвовать в их исследовании; задавать вопросы; заявлять ходатайства; делать заявления; давать арбитражному суду объяснения; предоставлять свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; возражать  против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные акты. Прокурор, в отличие от других лиц, участвующих в деле, обладает значительным кругом полномочий, формально находящихся за рамками арбитражного процесса, но которые он вправе и обязан использовать в целях способствования арбитражному суду в достижении истины по делу. Так, в связи с поступившими к нему сообщениями о нарушениях законности прокурор вправе провести проверку, в ходе которой может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, организаций и подчиненных им должностных лиц; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям и др.

Следующим важным вопросом в рассматриваемой теме является обращение прокурора в арбитражный  суд с заявлением. Из ст. 52 АПК РФ понятно, что с заявлением в арбитражный суд прокурор вправе обратиться при оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Что касается оспаривания нормативных правовых актов, то подобные дела рассматриваются судом по общим правилам искового судопроизводства с особенностями, установленными в гл. 23 АПК РФ. Особенность, в частности, заключается в том, что обращение прокурора в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если ФЗ не установлено иное (ч. 3 ст. 192 АПК РФ). Необходимо оговориться о том, что в соответствии с ч. 3 ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с ФЗ отнесено к компетенции арбитражных судов. Другими словами, эта категория дел рассматривается арбитражными судами в том случае, если их оспаривание прямо отнесено к подведомственности арбитражных судов.

Следующая особенность  касается требований к заявлению  об оспаривании нормативного правового  акта. А именно (ст. 193 АПК РФ):

- заявление оформляется  в письменной форме и подписывается  заявителем; - в заявлении указывается полное наименование арбитражного суда; - наименование заявителя; - наименование органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; - название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об акте; - права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушены; - название нормативного правового акта, который имеет большую силу и на соответствие которому нужно проверить оспариваемый акт; - требования заявителя о признании оспариваемого акта недействующим; -  перечень прилагаемых документов.

Следует учесть, что  подача заявления в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Так же, заявитель  направляет копию заявления, а так же документы, которые у них отсутствуют, иным участникам дела.

По окончании  рассмотрения дела арбитражный суд  направляет копии судебного решения (в десятидневный срок) лицам, участвующим  в деле, в арбитражные суды РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ, Президенту РФ, в Правительство  РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в Министерство юстиции РФ и Генеральному Прокурору РФ.

Что касается оспаривания  ненормативных правовых актов, то подобные дела так же рассматриваются судом  по общим правилам искового судопроизводства с особенностями, установленными в  гл. 24 АПК РФ. Заинтересованные лица (в нашем случае это прокурор) обращаются в арбитражный суд  с заявлением, в котором содержатся требования о признании недействительными  ненормативных правовых актов или  о признании незаконными решений  и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

2.      Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в апелляционной инстанции.

Апелляционное производство–  это производство в суде II инстанции  в целях проверки законности и  обоснованности решений судов I инстанции, не вступивших в законную силу. Пересмотр судом апелляционной инстанции не вступивших в законную силу решений и определений – наиболее доступный и быстрый способ проверки законности судебных актов. Основная цель проверки судебных актов заключается в недопущении их вступления в законную силу и исполнения, а так же в надежной защите прав организаций и граждан в арбитражном суде. Апелляционная инстанция создана для проверки законности и обоснованности решений суда I инстанции методом повторного рассмотрения и разрешения дела по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам.

В соответствии со ст. 257 АПК РФ право на подачу апелляционной  жалобы на не вступившее в законную силу решение арбитражного суда имеют  лица, участвующие в деле. Из этого  следует, что право на подачу апелляционных  жалоб соответствующий прокурор имеет только по делам, которые были возбуждены по его искам, либо если прокурор вступил в дело на какой-либо стадии производства (ч. 5 ст. 52 АПК РФ).

Право апелляционного обжалования имеют Генеральный  прокурор РФ, заместитель Генерального прокурора РФ, прокурор и заместитель  прокурора субъекта, а так же приравненные к ним прокуроры или их заместители (ч. 2 ст. 52 АПК РФ). Необходимо отметить, что апелляционному обжалованию подлежат лишь решения арбитражных судов субъектов РФ. Решения же Высшего Арбитражного Суда РФ вступают в законную силу с момента их принятия и апелляционному обжалованию не подлежат. Апелляционная жалоба может быть подана и на часть решения (например, мотивировочную, резолютивную части). Апелляционное обжалование решения прокурором может быть осуществлено при наличии следующих условий:

- соблюдение установленного  для подачи жалобы срока –  подается не позднее месячного  срока со дня принятия решения,  если иной срок не установлен  АПК РФ;

- соблюдение требований  к форме и содержанию апелляционной  жалобы (ст. 260 АПК РФ): а) жалоба подается в письменной форме; в ней указываются: б) наименование арбитражного суда, в который подается апелляционная жалоба; в) наименование лица, подающего жалобу; г) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора; д) требования лица, подающего жалобу (прокурора) и основания, по которым лицо обжалует решение, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства; е) жалоба должна быть подписана руководителем (прокурором или его заместителем) прокуратуры субъекта РФ; ж) перечень прилагаемых к жалобе документов.

- жалоба должна  быть направлена на судебный  акт, который по закону подлежит  апелляционному обжалованию;

- в апелляционной  жалобе могут также содержаться надлежаще обоснованные ходатайства: о восстановлении пропущенного срока для ее подачи; о дополнении материалов дела новыми доказательствами, которые не были представлены прокурором по не зависящим от него причинам при рассмотрении дела в первой инстанции.

Прокурор, подавший апелляционную жалобу, обязан направить  другим лицам, участвующим в деле, копии жалобы и приложенных к  ней документов, которые у них  отсутствуют (ч. 3 ст. 260 АПК РФ). К апелляционной  жалобе прилагаются доказательства выполнения этого требования (например, копия почтового реестра, почтовой квитанции и т.п.).

Несоблюдение вышеуказанных  требований влечет возвращение апелляционной жалобы, о чем выносится определение судьи. Следует иметь в виду, что повторное обращение с апелляционной жалобой после устранения недостатков, послуживших поводом для ее возвращения, может последовать в общем порядке, т.е. в пределах месячного срока со дня принятия, обжалуемого в апелляционном порядке, судебного акта (а не со дня вынесения определения о возвращении жалобы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Участие прокурора в рассмотрении дел кассационной

инстанции

Стадия кассационного  пересмотра вступивших в законную силу судебных решений и постановлений  — самостоятельная и новая  стадия арбитражного процесса. Она занимает промежуточное положение между апелляционным производством и пересмотром судебных постановлений в порядке надзора, и поэтому имеет как схожие с каждой из них, так и специфические, присущие только ей, особенности. Последние, в свою очередь, влияют на положение прокурора в каждой из этих стадий, а также на требования, предъявляемые к его апелляционным и кассационным жалобам. Со стадией пересмотра судебных постановлений в порядке надзора стадию кассационного пересмотра сближает то, что обе распространяются на вступившие в законную силу судебные решения и постановления, т. е. их объекты. Однако производство в стадии пересмотра судебных решений и постановлений в порядке надзора возбуждается принесением надзорного протеста Генеральным прокурором РФ или его заместителями либо иными должностными лицами, наделенными законом правом принесения подобного протеста.

Кассационное же производство возбуждается по инициативе лица, участвующего в деле, при подаче им кассационной жалобы, в том числе прокурора, предъявившего иск. Последнее обстоятельство в свою очередь сближает кассационное производство с апелляционным. Однако специфичные черты кассационного производства существенно отличают его от апелляционного. К ним можно отнести следующие:

• в порядке кассационного  производства происходит пересмотр вступивших в законную силу судебных решений и постановлений;

• в кассационной инстанции  не рассматриваются вновь дела, по которым уже вынесено решение  нижестоящим судом, здесь осуществляется лишь проверка решения, постановления с точки зрения соблюдения норм материального или процессуального права, т. е. пересматриваются решения с правовой, а не с фактической стороны;

• подача кассационной жалобы автоматически не влечет за собой  приостановления исполнения судебного  решения;

• в кассационной инстанции  не допускается предъявление, как новых требований, так и новых доказательств фактической стороны спора.

Кроме этого, отличительным  признаком стадии кассационного обжалования является то обстоятельство, что законом предусмотрено специальное звено в системе арбитражных судов, полномочное осуществлять функции кассационной инстанции, — федеральные арбитражные суды округов. Прокурор при решении вопроса о подаче кассационной жалобы уточняет, какие судебные акты могут быть обжалованы в кассационную инстанцию.

Объектом кассационного  обжалования являются вступившие в законную силу решения и определения арбитражных судов, вынесенные по первой инстанции, а также постановления апелляционной инстанции (ст. 161 АПК РФ). Обжаловано может быть как решение суда в целом, так и в части, например, резолютивной по вопросам порядка исполнения решения, распределения судебных расходов и т. д., мотивировочной, касающейся установления правоотношений сторон. Предметом самостоятельного обжалования может быть и дополнительное решение суда, вынесенное в соответствии со ст. 138 АПК РФ. Кроме того, в кассационном порядке могут быть обжалованы вынесенные судом определения, например, о приостановлении производства по делу (ст. 84 АПК), о прекращении производства по делу (ст. 86 АПК), об оставлении иска без рассмотрения (ст. 88 АПК), об обеспечении и отказе в обеспечении доказательств (ст. 75 АПК), о наложении штрафов (ст. 101 АПК).

Прокуроры принимают во внимание, что если мотивами отмены судебных решений в апелляционном порядке  являются как их незаконность, так  и необоснованность, то кассационная инстанция проверяет лишь правовую сторону судебных актов, т. е. основаниями  отмены служит их незаконность.

Информация о работе Прокурор в арбитражном процессе