Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:34, контрольная работа
Возбуждение, рассмотрение и разрешение дел об установлении юридических фактов имеют процессуальные особенности, которые необходимо учитывать в правоприменительной практике. Дела об установлении юридических фактов существенно отличаются от дел искового производства: в них нет спора о праве, категории иска, нет сторон, третьих лиц. Лицо, обращающееся в арбитражный суд, именуется заявителем, а не истцом. Лица, чьи права и интересы могут быть затронуты решением арбитражного суда, привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. Эти дела возбуждаются подачей заявления, которое не называется исковым. При их рассмотрении не действуют правовые нормы об увеличении, уменьшении размера исковых требований, о признании иска, о заключении мирового соглашения. Высший Арбитражный Суд РФ, суды кассационной инстанции неоднократно обращали внимание на необходимость отличать дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, от дел искового производства.
Введение.
2
Порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
3
Делa об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
3
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение .
5
Требования к заявлению об установлении фактов, имеющих юридическое значение .
5
Судебное разбирательство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение .
6
Решение арбитражного суда по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение .
7
Задача.
8
Список литературы.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязательно для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, регистрирующих такие факты или оформляющих права, которые возникают в связи с установленным судом фактом. Решение арбитражного суда об установлении имеющего юридическое значение факта, подлежащего регистрации, не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит лишь основанием для регистрации такого факта или для оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом соответствующими органами.
Решение арбитражного суда по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение
Решение по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.
При удовлетворении судом заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, в резолютивной части решения указывается на наличие факта, имеющего юридическое значение, и излагается установленный факт.
Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами.
ЗАДАЧА.
Инспекция по налогам и сборам провела налоговую проверку. В ходе проверки выявлен факт продажи товара индивидуальным предпринимателем без применения контрольно-кассового аппарата.
Налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с него штрафа.
Решите дело? Какие доказательства могут быть использованы сторонами?
Какие факты и кем подлежат доказыванию?
РЕШЕНИЕ:
Если предпринимательская деятельность связана с торговлей или с оказанием услуг населению, неизбежно встает вопрос о денежных расчетах. Прежде всего необходимо выяснить, надо ли использовать контрольно-кассовые машины (ККМ) или можно осуществлять расчеты без них. При этом нужно руководствоваться Законом РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее — Закон о применении ККМ), а также Положением о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденном Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 (далее — Постановление № 745).
Получение предпринимателем у граждан наличных денег без использования ККМ допускается в строго установленных случаях. При этом нужно руководствоваться Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 3 сентября 1998 г., от 21 ноября 1998 г. и от 7 января 1999 г.).
Индивидуальные предприниматели могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ в следующих случаях:
а) бытовые услуги, услуги почтовой связи, услуги при производстве мелкого ремонта с выездом к заказчику. При этом следует иметь в виду, что если расчет с заказчиком производится предварительно, то использование контрольно-кассовых машин обязательно;
б) услуги по закупке у населения драгоценных металлов и драгоценных камней, сельскохозяйственной продукции;
в) медицинские, ветеринарные, санитарно-эпидемиологические услуги с выездом к заказчику (расчет с заказчиком в случае предварительной оплаты осуществляется через контрольно-кассовые машины);
г) услуги по обеспечению передвижными уличными туалетами мест массового посещения горожан;
д) услуги ломбардов при приеме имущества в залог и на хранение;
е) услуги по кино- и видеопоказу;
ж) услуги выставочного характера.
Не применять ККМ в указанных выше случаях можно только при условии выдачи документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Если предприниматель оказывает какие-либо услуги, затем осуществляет расчеты без применения ККМ (получает наличные деньги на руки) и не оформляет операцию с использованием бланков строгой отчетности, то он будет нести ответственность за неприменение ККМ.
Предпринимателю
следует помнить, что при
Подлежит
ли ответственности
Применительно к этому вопросу интересен следующий случай из арбитражный практики. Государственная налоговая инспекция по Большечерниговскому району Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с предпринимателя Д. штрафа в сумме 26565000 рублей, предусмотренного ст. 7 Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» за ведение денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
Решением от 28 марта 1997 г. в удовлетворении искового требования отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 29 апреля 1997 г. решение оставлено без изменения.
Отказ в иске мотивирован тем, что вышеуказанная ответственность не может быть применена к ответчику, поскольку торговые операции велись не им лично, а его родственником Ш., который не имел полномочий на ведение денежных расчетов.
Президиум ВАС не согласился с этими доводами по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, при проверке торгового киоска, принадлежащего ответчику, был установлен факт осуществления денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины, что подтверждается актом проверки.
Постановлением истца на ответчика наложен штраф. Доказательств, опровергающих выводы истца, ответчиком не представлено.
Ссылка суда на то, что продажа товара осуществлена неуполномоченным лицом, не может служить основанием для освобождения предпринимателя от ответственности, поскольку все торговые операции, ведущиеся в торговой точке данного предпринимателя, следует рассматривать как осуществленные от его имени, при этом наступление последствий нарушения Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» не зависит от наличия у лица, действующего от имени предпринимателя, документа, свидетельствующего о соответствующих полномочиях.
Следует также выяснить, на кого налагается штраф за невыдачу чека — на предпринимателя как субъекта права или на физическое лицо, непосредственно виновное в данном правонарушении?
Штраф за невыдачу чека лицом, в чьи обязанности входило осуществление указанных действий, либо выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной налагается налоговыми органами либо на предпринимателей, либо непосредственно на физическое лицо, виновное в этом нарушении. Этот вопрос решает налоговый орган в каждом конкретном случае в зависимости оттого, по какой причине не был выдан покупателю чек.
Для этого лицо, принявшее у населения денежные средства без применения ККМ, должно написать объяснение, на основании которого налоговые органы будут делать вывод о степени вины предпринимателя или нанятого им продавца (менеджера, кассира). Если невыдача чека связана с отсутствием ККМ в торговой точке (то есть сам предприниматель отказался от ее покупки) или продавцу было дано указание осуществлять расчеты без применения ККМ, то меры ответственности будут применены к предпринимателю. Если же продавец сам нарушил правила расчетов с населением, то штраф будет наложен на него.
Уточним в каких случаях возможен временный отказ от использования ККМ?
Временный отказ от использования уже имеющейся и зарегистрированной ККМ возможен в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
В настоящее время в случае отключения электроэнергии необходимо использовать чек по форме ОКУД № 0700003 (письмо Минфина РФ от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-32).
В иных случаях (например при поломке, выходе из строя ККМ) предприниматель обязан прекратить торговлю, либо не производить расчеты за оказание услуг до момента устранения неисправности и начала работы ККМ. В этих случаях можно использовать резервную ККМ, но только ту, которая зарегистрирована в налоговых органах.
За нарушение предпринимателем Закона о применении ККМ налоговые органы вправе наложить на него штрафные санкции.
Виды правонарушений и ответственность за них представлены в таблице.
Нарушение |
Мера ответственности |
Основание ответственности |
Осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ в случаях, когда применение ККМ обязательно |
Штраф в размере от 50 до 100 МРОТ |
ст. 146.5 КоАП, Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 г. № 14-П |
Использование неисправной ККМ |
Штраф в размере от 28,6 до 57,1 МРОТ |
Определение Конституционного Суда РФ от 1.04.1999 г. № 29-0 |
Отсутствие ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемые услуги) |
Штраф в размере от14,3 до 28,6 МРОТ |
Определение Конституционного Суда РФ от 1.04.1999 г. |
Невыдача чека лицом, в чьи обязанности входит осуществление указанных действий либо выдача чека с указанием суммы менее уплаченной |
Штраф в размере 10 МРОТ, но не менее 20 процентов от стоимости покупки |
ст. 7 Закона о применении ККМ |
Какова процедура наложения штрафа на предпринимателя за нарушение Закона о ККМ?
Штраф может быть наложен только по решению налогового органа. При этом предпринимателю предлагается внести соответствующие суммы в добровольном порядке. В случае если предприниматель в течение 15 дней не осуществляет это действие, то государственная налоговая инспекция обращается в суд с иском о взыскании штрафа с предпринимателя (ст. 285 КоАП РФ).
Уточним, какими доказательствами может быть подтвержден факт нарушения предпринимателем закона о применении ККМ?
Основным доказательством, подтверждающим факт нарушения, является акт проверки, составленный налоговой инспекцией. Однако наряду с ним могут использоваться и другие доказательства, например копия кассовой ленты.
Также выясним, могут ли быть на предпринимателя, виновного в нарушении Закона о применении ККМ, наложены иные административные взыскания помимо указанных штрафов?
За нарушения установленного порядка использования ККМ на предпринимателя могут быть наложены и другие административные взыскания. Например, п. 1 ст. 7 Закона о налоговых органах, ст. 13 Закона об основах налоговой системы предусмотрено применение административных штрафов от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда на граждан, виновных в сокрытии (занижении) дохода (прибыли), отчетов, балансов и других документов (в том числе кассовых книг). Предприниматели, виновные в нарушении установленного порядка применения ККМ, могут привлекаться к административной ответственности за перечисленные выше правонарушения.
Согласно п. 4 Положения по применению ККМ никакие иные документы, кроме кассового чека и бланков строгой отчетности, не освобождают индивидуальных предпринимателей от обязательного применения контрольно-кассовых машин.
При неприменении
ККМ индивидуальным
Список литературы.
Рекомендации, предложения по применению АПК РФ 3-е изд. Испр. Доп.- М.: 2004 г. Шерстюк В.М.