Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 13:13, курсовая работа
Для правового государства характерны следующие черты: господство права, Конституции и закона. В условиях реформирования государственности в стране, наиболее активно развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что "демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного Закона".
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА…………….…………………………4
1.1. Понятие и социально-политическая сущность Конституции РФ......4
1.2. Необходимость смены Конституции………………………..………...7
1.3. Референдум 12 декабря 1993 года. Принятие Конституции РФ…...11
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ …………14
2.1. Система Конституции РФ……………………...………………....…..14
2.2. Свойства и общие черты характерные для Конституции РФ…...…16
2.3. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции РФ..…...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………30
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.10
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится и наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.11
Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются, в каком-либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).12
В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу.
Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.
К характерным
чертам Конституции Российской Федерации
относится ее особая охрана, в которой
задействована вся система
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Критерий
конституционности актов
Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля.
Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания.
Важную
роль в укрепление конституционной
законности играет Президент РФ. Он
выступает гарантом федеральной
конституции и федеральных
Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст.82).
Гарантом
соблюдения Конституции и законов
РФ, конституций республик в
Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эта функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).
Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.
Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.
Важную
роль в обеспечении
Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.
Прежде всего, в отличие от предшествующих конституций Конституция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.
Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Это, прежде всего, подтверждается следующими правовыми аргументами.13
В президентской республике президент является главой исполнительной власти. Согласно статье 110 Российской Конституции, «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо «председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113).
Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства".
И, наконец,
особенностью Конституции РФ 1993 г. является
ее отношение к федеративному устройству
России. Она придает статус субъектов
Российской Федерации не только национально-государственным
образованиям, но и обычным административно-
Итак, юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.
К юридическим
свойствам Конституции
1. Учредительный
характер Конституции
2. Легитимность
Конституции состоит в том,
что она принимается народом
(путем референдума) или от
имени народа (представительным
органом государства - парламентом
или же органом, специально
созданным для принятия
3. Верховенство
Конституции РФ означает ее
приоритетное положение в
4. Стабильность
Конституции - важнейшее условие
режима законности, устойчивости
всей правовой системы и
5. Конституция
РФ имеет прямое действие (ч. 2
ст. 15 Конституции РФ). Это означает,
что нормы Конституции РФ
6. Реальность
Конституции означает
7. Конституция
является юридической базой
8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.
2.3. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции РФ
Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.
Предложения
о поправках и пересмотре положений
Конституции РФ, согласно ст. 134 Конституции
РФ, могут вносить Президент РФ,
Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство РФ, законодательные
(представительные) органы субъектов
Федерации, группа численностью не менее
одной пятой членов Совета Федерации
или депутатов Государственной
Думы. Таким образом, круг субъектов,
наделенных правом выступать с инициативой
внесения изменений в действующую
Конституцию или принятия новой
Конституции, предусмотренный ст. 134
Конституции РФ, не совпадает (ограничен)
с кругом субъектов права
В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8.
Положения
гл. 1 «Основы конституционного строя»,
гл. 2 «Права и свободы человека и
гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки
и пересмотр Конституции» не могут
быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре этих
глав будет поддержано тремя пятыми
голосов от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов
Конституционное
Собрание либо подтверждает неизменность
Конституции РФ, либо разрабатывает
проект новой Конституции РФ, который
принимается Конституционным
Информация о работе Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г