Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Для правового государства характерны следующие черты: господство права, Конституции и закона. В условиях реформирования государственности в стране, наиболее активно развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что "демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного Закона".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА…………….…………………………4
1.1. Понятие и социально-политическая сущность Конституции РФ......4
1.2. Необходимость смены Конституции………………………..………...7
1.3. Референдум 12 декабря 1993 года. Принятие Конституции РФ…...11
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ …………14
2.1. Система Конституции РФ……………………...………………....…..14
2.2. Свойства и общие черты характерные для Конституции РФ…...…16
2.3. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции РФ..…...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………30

Файлы: 1 файл

Конституц право.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)

Поправки  к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются  в порядке, предусмотренном для  принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после  их одобрения органами законодательной  власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»14 детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Под поправкой  к Конституции РФ в Федеральном  законе понимается любое изменение  текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции  РФ.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию  и образовании в ее составе  нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового  статуса субъекта Российской Федерации.

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в  ст. 65 Конституции РФ. Согласно Постановлению  Конституционного Суда Российской Федерации  от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ15 решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке –указом Президента РФ.

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции  РФ и, следовательно, не может быть произведено  в указанном порядке такое  переименование, которое затрагивает  основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Гарантией стабильности российской Конституции  служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения.

В действующей  Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст. 71). Тем самым была принята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной властью.

Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать  изменение или принятия новой  Конституции. Это Президент РФ. Совет  Федерации, Государственная Дума, Правительство  РФ, законодательные органы субъектов  РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной  Думы (ст.134 Конституции).

Установлено, что положения глав 1,2, и 9 – «Основы  конституционного строя», «Права и  свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотры Конституции» - не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение  о пересмотре этих глав Конституции  поддержано 3/5 голосов от общего числа  членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным конституционным  законом созывается Конституционное  Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает  проект новой Конституции, который  принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его  членов или выносится на конституционный  референдум.

Поправки  к главам 3-8 Конституции РФ (“Федеративное  устройство”, “Президент РФ”, “Федеральное Собрание”, Правительство РФ”. “Судебная  власть”, “Местное самоуправление”), принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Эти законы не подлежат “отлагательному” вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке (состав федерации - на основе федерального конституционного закона о принятии или образовании нового субъекта РФ, изменение статуса и.д. вводятся Указом Президента).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Систему социально-политических гарантий в нашем государстве можно  назвать образцовыми, так как  благодаря ним есть все основания  говорить о том, что будучи гражданином  Российской Федерации, присутствуют многие блага и возможности для того, чтобы стать достойным членом общества, в котором мы живем. С  этим можно поспорить, что естественно, учитывая трудности жизни в нашей  стране, но формальное закрепление  соответствующих права, свобод, благ граждан в действующей Конституции  присутствует.

Основные социальные и политические гарантии Конституции 1993 года, по сравнению  их с социально-политической сущностью  в Конституции 1918 года, расширенны и имеют другую конституционно-правовую природу - не идеологическую, а определяемую через права и свободы личности, являющиеся высшей ценностью в России. Их различие и сходства не только в закреплении этих прав граждан, а в наличии серьезных гарантий и гарантов гражданских прав и свобод, а так же в истории и процессе их принятия как законодательных актов.

Делая вывод о социально-политических аспектах Конституции Российской Федерации, можно отметить следующие моменты:

  1. Конституция Российской Федерации гарантирует всеобщее, обязательное, бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  2. Гарантируется оказание бесплатной медицинской помощи, за счет средств федерального бюджета, посредством обязательного медицинского страхования.
  3. Провозглашается политический плюрализм.
  4. Свобода собраний и митингов, свобода в определении вероисповедания, т.е. Россия является светским государство.
  5. Закрепляется всеобщий доступ к общественным и культурным ценностям.

Эти выводы сделаны с целью определения  социально-политической сущности Конституции 1993 Российской Федерации, после ее структурного анализа, как основополагающего  акта, который закрепляет основные права и свободы граждан нашего государства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

 

Специальная литература

  1. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2011.
  2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие – М.: Форум-Инфра, М, 2006 – 488с.
  3. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2008. – 752 с.
  4. Дубровин В.Н., Конституции зарубежных стран: сборник/ – М.: Юрлитинформ, 2009. – 324с.
  5. Коваленко А.И., Конституционное право России. – М.: Закон и правопорядок, 2008. – 208 с.
  6. Комарова С.А., Основы государства и права. – М.: Манускрипт, Русь-90, 2007. – 335 с.
  7. Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. – М.: Юрид. литература, 2009. - 584 с.
  8. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА., 2010.
  9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2007.№ 10.ст. 1146
  10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011.№ 49.ст.4868
  11. Чиркин В.Е., Основы государственной власти. – М.: Юристъ, 2012. – 112с.
  12. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. – 2010. – № 5
  13. [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/Конституция РФ (26.08.2013)

1 Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002, (С. 5)

2 Конституции зарубежных стран: сборник/ Сост. В.Н. Дубровин. – М.: Юрлитинформ, 2009. – стр.219

 

3 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие – М.: Форум-Инфра, М, 2006, стр. 46

4 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 2010. – 568с., с. 28

5 Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2008. - 784 с.

6 http://ru.wikipedia.org/wiki/Конституция РФ

7 Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2012. Стр.23.

8 Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2008. – стр.335

9 Комарова С.А., Основы государства и права. - М.: Манускрипт, Русь-90, 2007.

10 Коваленко А.И., Конституционное право России. - М.: Закон и правопорядок, 2008.стр.117.

11 Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература, 2009. – стр.56

12 Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2008. Стр. 98

13 Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 2010. – № 5

14 Собрание Законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1146.

15 Собрание Законодательства РФ. 2011. № 49. Ст. 4868.


Информация о работе Социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г