Судебная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 14:36, реферат

Описание работы

В системе правоохранительных органов РК суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви Государственной власти.
Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.
В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки.

Содержание работы

Введение
1 Судебная система Республики Казахстан
2 Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным
законом
3 Понятие и виды специализированных судов
Заключение

Файлы: 1 файл

Институт Экономики и права.docx

— 36.34 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1 Судебная система Республики  Казахстан

2 Судебная система Республики  устанавливается Конституцией Республики  и конституционным  

законом

3 Понятие и виды специализированных  судов

Заключение

 

                                                                        
                                                                           ВВЕДЕНИЕ

В системе правоохранительных органов РК суды занимают особое положение. Они  являются органами управления  правосудием  и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви Государственной власти.

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие  в  форме  разрешения  уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами  данного государства процессуальном порядке.  В  современных  странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев,  охрану  законных  прав  и   интересов   граждан   и организаций.

В системе  государственных  властей  судебная власть выступает главным уравновешивающим  механизмом,  позволяющим эффективно направлять действие    законодательной    и исполнительной  власти  в  правовые  рамки.

Суд среди  других  органов  государственной   власти занимает  особое  место.  Только  суд  своим  решением может положить конец спору истца и ответчика,  только  суд  может признать  человека  виновным в совершении преступления.  Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц,  рассматривает    материалы о некоторых видах административный правонарушений.  Никакой   другой   орган власти не правомочен, выполнять эти задачи.

В новой  Конституции  РК,  принятой  на  всенародном референдуме,  в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной  и исполнительной  нашла  свое  выражение  в  четком  выделении.

Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои  функции  и  не  может выполнять функции других властей.

Конституция РК (ст. 75) предусматривает, что отправление правосудия    является особым видом государственной деятельности, самостоятельной   государственной   функцией, осуществлять  которую  во  исполнение  законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций   правосудия  другим  органам  антиконституционна  и недопустима.  Т.е.  в Казахстане нет и не  должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые   имели   бы   право   рассматривать   и   разрешать гражданские, уголовные и иные дела.

Правосудие не  осуществляют  различные квазисудебные органы типа кое-где еще  сохранившихся  товарищеских  судов, создаваемые   третейские   суды,   а  равно  действующие  на постоянной основе Международный коммерческий арбитражный суд и  т.д.

 

1 Судебная система Республики  Казахстан

Под судебной системой следует  понимать  совокупность всех судов Казахстана.

В судебную систему Казахстана входят все суды:

- Верховный  Суд  РК  и  суды  общей юрисдикции, в отношении   которых он    осуществляет  в предусмотренных законом процессуальных  формах судебный   надзор   и   дает  обязательные   для  исполнения  разъяснения  по  вопросам   судебной практики;

- Конституционный Совет  РК;

- Арбитражный суд РК

Совокупность указанных  судов  РК  связана единством задач по  отправлению  правосудия  и  процессуальной  формой функционирования.

В настоящее  время  в  соответствии с Конституцией и законодательством  о  судоустройстве   все   суды   обладают некоторыми  организационными и функциональными связями,  что дает  основание  рассматривать  каждое  из  звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

Конституционный совет РК  -  специализированный  орган правовой  охраны  Конституции.  Его  деятельность  в  данной области имеет контрольный характер.  Это определяется, прежде всего,   тем,   что   он  наделен  правом  отмены  актов,  не соответствующих      Конституции      РК.      Возникновение специализированных  органов  конституционного контроля можно отнести к началу 20-х годов  нынешнего  столетия. Именно  в 1920 году первый конституционный суд был создан в Австрии. В связи с этим при определении такой  модели  правовой  охраны конституции   используются   термины:  "западноевропейская", "европейская",  "австрийская". Следует заметить, что второй, наиболее  распространенной,  моделью в данной сфере является "американская". Главный ее  признак  -  выполнение  основной функции по   обеспечению  конституционного  контроля  судами общей юрисдикции.

Четко определен статус Конституционного Совета  как  составной части   судебной   власти,  как  специализированного  органа конституционного контроля. Конституционный  Совет  РК - судебный орган конституционного  контроля,  самостоятельно   и   независимо осуществляющий  судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Частью первой   статьи   71  Конституции  определен численный состав Конституционного Совета РК.  Председатель Конституционного совета назначается президентом республики и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. Два члена Конституционного совета назначаются президентом республики, два - председателем сената и два - председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета обновляется каждые три года. (ст. 71)

Основными принципами  деятельности  Конституционного Суда  является  независимость,  коллегиальность,  гласность, состязательность и равноправность сторон.

Часть первая  статьи  72  Конституции РК регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Совет. Это контроль за соответствием Конституции РК иных правовых актов.  Прежде всего дан четкий перечень субъектов возбуждения такого  рода дел в Конституционном Совете.  К их числу отнесены: правильность проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

Установлена конкретная  форма  обращения  о проверке конституционности - запрос.

Отправной точкой в сфере  конституционного  контроля названа  Конституция  Казахстана.  Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко  всем  остальным  правовым актам.  Приоритет  Конституции -  неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства.

Придание Верховному    Суду   РК   статуса   высшего судебного  органа  не  имеет  абсолютного   характера,   оно ограничено   сферой  осуществления  его  компетенции:  дела, подсудные судам "общей юрисдикции".  Следовательно, по делам о  проверке  конституционности  законов  и  иных нормативных актов,  а также по делам об экономических  спорах  Верховный Суд не является высшим судебным органом,  поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Совет РК.</h4>

Перечень дел,  в  отношении  которых  Верховный  Суд выступает в качестве  суда  высшей  инстанции,  не  является исчерпывающим.     Помимо     гражданских,    уголовных    и административных дел,  в нем упомянуты и иные  дела.  Способ определения   путем  открытого  перечня  отражает  ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.

В настоящее  время  Верховный  Суд  РК  действует  в составе Судебной   коллегии   по гражданским делам,  Судебной коллегии по уголовным делам, и Военной  коллегии.  Полномочия  Верховного  Суда  определены Гражданским    процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РК. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции,  в  кассационном порядке,  в порядке надзора и по вновь  открывшимся  обстоятельствам. 

Что касается  его   полномочий   как   суда   первой инстанции, то  Концепция   судебной  реформы,  предлагает  максимально ограничить   их   либо  вовсе  отменить.  Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать  на рассмотрении его дела Верховным Судом РК по первой инстанции.

Длительно считалось бесспорным, что Заседания Верховного Суда РК на основе изучения и обобщения судебной  практики и статистики дает руководящие указания.  При  этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей  и  подчинения их  только  закону,  ибо судьи не могут не подчиниться разъяснениям, которые являются для них руководящими и обязательными. Конституция РК, оберегая независимость судей, изменила прежнее  двусмысленное  их  положение:  разъяснения Верховного  Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей.

В соответствии с внесенными 7 октября 1998 года изменениями и дополнениями в Конституцию РК президент республики перестает быть руководителем Высшего судебного совета (ВСС). Данная структура является консультативно-совещательным органом при президенте и в ее функции входит рекомендация кандидатур для занимания должностей руководителей и судей Верховного, областных и приравненных к ним судов. Теперь Высший судебный совет возглавляется председателем, назначаемым президентом. Эксперты выдвинули по данному поводу разные мнения.

Часть экспертов считает, что со стороны президента было принято правильное и прогрессивное решение. По мнению одного из экспертов, возложение на президента функций руководителя ВСС было изначально неправильным и предложено бывшим в то время министром юстиции Н.Шайкеновым.

 Очевидно, что, не имея высшего  юридического образования, президент  не может должным образом возглавлять  Высший судебный совет. По своему  статусу президент стоит вне  законодательной, исполнительной и  судебной власти. С этой точки  зрения также неверно, что он  являлся фактическим руководителем  судебной системы. Сейчас же, по  мнению экспертов, Высший судебный  совет обрел авторитетного и  профессионального руководителя.

Другие эксперты полагают, что в данном случае была проведена чисто символическая процедура, которая не приведет к серьезным изменениям. Некоторые из них считают, что президентом был сделан популистский предвыборный шаг с целью продемонстрировать перед собственными согражданами и мировым сообществом свое "стремление" к развитию демократии и формированию независимой судебной системы.

В качестве причин данного шага президента эксперты называют следующие. Прежде всего, у президента очень мало времени, чтобы вникать в специфику деятельности судебной системы. Он, по мнению отдельных экспертов, и раньше не руководил ВСС должным образом, что отрицательно сказалось на работе этого органа.

Заслуживает также внимание мнение о том, что отдых президента от руководства ВСС можно рассматривать как первый шаг либо к реформированию данного органа, либо к его упразднению.

В целом же, эксперты единодушно сошлись в том, что данная мера ничего существенного не меняет ни в деятельности самого Высшего судебного совета, ни в функционировании и дальнейшем развитии судебной системы. Во-первых, состав ВСС по-прежнему определяется президентом. Во-вторых, президент оставил за собой право назначения судей. В-третьих, ВСС остается консультативно-совещательный органом при президенте, а его руководителем является советник главы государства, назначаемый им же. В то же время, каковы бы не были качества нового руководителя ВСС, он ничего не сможет сделать вопреки воли президента. К тому же, нынешний председатель ВСС по своему статусу представляет интересы исполнительной власти и, как полагают отдельные эксперты, не заинтересован в подлинной независимости судебной системы.

Никоим образом данное нововведение также не отразится и на отношении к судебной системе внутри общества. В данном случае, по  моему  мнению, имеет значение только непосредственно столкновение самих граждан с судом и решение судьи по их конкретному вопросу. Пока же люди не осознают, что суд это система, через которую они смогут защищать свои права, для них все внешние действия власти будут только политическим ходом и большого значения не имеют. К тому же, действующая судебная система не ограждает граждан от произвола судебных работников и, следовательно, не может оцениваться ими с положительной стороны.

В Казахстане,  как  и  в  других  странах СНГ,  судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам,   осуществляется   двумя  самостоятельными  судебными системами:  судами общей юрисдикции и  арбитражными  судами, возглавляемыми Арбитражным Судом РК. Организация и   деятельность  арбитражных   судов определяются  в настоящее  время ст.98 Конституции   РК,   Законом РК от 17 января 1992 года. "О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Казахстан". Арбитражный Суд, является, согласно Закону "Об арбитражном суде", экономическим  судебным  органом  РФ,  выполнение нескольких функций.

Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции  в  порядке,  предусмотренном для  всех  арбитражных судов;  осуществляет судебный надзор, т.е.  проверку  законности  и  обоснованности  вступившей  в законную силу решений и определений арбитражных судов;  дает разъяснение по вопросу судебной практики. К ведению   Высшего   Арбитражного   Суда   отнесено разрешение  только  тех  экономических  споров  и  иных дел, которые прямо предусмотрены Законом "Об  арбитражном  суде и иными законодательными актами РК, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

Информация о работе Судебная система Республики Казахстан