Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 14:36, реферат
В системе правоохранительных органов РК суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви Государственной власти.
Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.
В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки.
Введение
1 Судебная система Республики Казахстан
2 Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным
законом
3 Понятие и виды специализированных судов
Заключение
Арбитражный Суд производит судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в строгом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.
2 Судебная система Республики
устанавливается Конституцией
В статьях 2 и 3 Указа Президента
"О судах и статусе судей
в Республике Казахстан", имеющего
силу конституционного закона, указано,
что систему судов в
Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
В Республике Казахстан может осуществляться специализация судов и создание в этих целях специализированных судов: хозяйственных, налоговых, семейных, по делам несовершеннолетних, административных и других. Специализированные суды имеют статус районного (городского) суда с распространением на них соответствующих положений вышеназванного Указа.
Единство судебной системы Республики обеспечивается:
* конституционными принципами правосудия;
* осуществлением судебной
власти в установленных
* применением судами единого законодательства;
* порядком формирования судов;
* системой исполнения
* финансированием всех судов
за счет средств
3 Понятие и виды
В работе специализированный суд определяется
как государственный орган, осуществляющий
судебную власть и обладающий, как правило, исключительной
Одним из этапов проведения судебной реформы является образование специализированных экономических судов. До недавнего времени в качестве специализированных судов, действовавших в республике, можно было бы рассматривать только военные суды. Изменение экономической ситуации в государстве, появление стабильного слоя предпринимателей, восстановление деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий влечет увеличение экономических споров и иных связанных с ними дел, постоянное усложнение содержания этих споров, возрастание объема работы судей. И для того чтобы структурные преобразования вследствие поспешности не повлекли в дальнейшем отказ от них и необоснованные траты бюджетных средств, необходимо, чтобы вопрос создания экономических судов был принят на основе тщательного анализа.
В соответствии с п. 3 ст. 3, п. 1 ст. 6 Конституционного закона о судебной системе Указом Президента РК от 16 января 2001 г. образованы в г. Алматы и в Карагандинской области специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать экономические споры.
По замыслу такая судебная практика призвана обеспечивать исполнение экономических законов и эффективную судебную защиту прав и законных интересов предпринимателей. О реальных шагах республики на пути развития системы специализированных экономических судов говорит тот факт, что отдельные моменты правового регулирования деятельности судов уже отражены в национальном законодательстве. Подсудность гражданских дел специализированным судам предусмотрена действующим гражданско - процессуальным кодексом РК. Специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
За год работы экономические суды доказали свою состоятельность. Благодаря специализации судей качество рассмотрения дел существенно улучшилось. Процент отмененных и измененных решений, что является качественным показателем работы суда, в экономических судах намного ниже республиканского, поэтому было решено образовать эти суды во всех регионах.
Президент Республики Казахстан постановил: образовать в городе Астане, Акмолинской, Актюбинском Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Ка- захстанской, Южно-Казахстанской областях специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать экономические.
Анализ деятельности экспериментальных экономических судов за 2001 г. показал их эффективную деятельность, явившуюся основанием создания экономических судов во всех областях республики и в городе Астане.
Итак, специализированные экономические суды - уже свершившийся факт, это не только идея, но реальность, имеющая под собой нормативную правовую базу, материальную основу, кадровый состав.
В развитых странах успешно действует система судов административной юрисдикции в виде административных, налоговых и иных судов.
Анализ деятельности экономических судов показал, что эксперимент прошел успешно, теперь очередь за административными судами. Поэтому также в порядке эксперимента созданы два суда административной юрисдикции в городах Алматы и Астане. Необходимость создания таких судов вызвана тем, что с принятием нового Кодекса об административных правонарушениях «к компетенции судов отнесено 228 составов правонарушений вместо 54 ранее рассматриваемых, что увеличило количество этой категории дел на 422 процента».
Идея создания административных судов — ровесница идее формирования административной юстиции. Административная юстиция — порядок рассмотрения и разрешения в судебной процессуальной форме споров, возникающих в сфере административного управления между гражданами и юридическими лицами, с одной стороны, и администрациями - с другой, осуществляемых юрисдикционными органами, специально созданными для решения административных споров.
Вообще закон не предусматривает таких понятий, как «административное правосудие» и «административная юстиция». И как уже указывалось, порядок рассмотрения административных дел предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях и соответствующей главой Гражданского процессуального кодекса, полностью согласующихся друг с другом.
Механизм становления административной юстиции уже запущен путем образования двух экспериментальных административных судов, и их деятельность в дальнейшем покажет, необходимо ли поднимать вопрос о создании самостоятельного административного законодательства.
Проблемы становления военных судов связаны с историческим опытом, положением личности в суде, осуществлением принципа разделения властей.
Задачи военных судов в значительной мере сходны с задачами общих судов. Сближает военные и общие суды также установленная для них равная обязанность руководствоваться в своей деятельности требованиями принципа законности.
Военные суды осуществляют свою деятельность на тех же принципах и в том же порядке, что и суды общей юрисдикции, и являются частью судебной системы РК.
Порядок образования и деятельности военных судов до недавнего времени регулировался главой III (Военные суды) Указа Президента РК, имеющего силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан». Согласно ст. 24 названного Указа «1. На территории Республики образуются Военный суд Республики Казахстан, военные суды объединений (армий, соединений, гарнизонов)». Военные суды образовывались и упразднялись Президентом республики Казахстан по представлению Министра юстиции. Общее число военных судов устанавливалось Президентом республики по представлению Министра юстиции, а количество судей для каждого военного суда устанавливал Министр юстиции РК.
Особенности организации и деятельности военных судов обусловлены спецификой структуры и организации Вооруженных Сил РК и стоящих перед ними задач. При осуществлении правосудия, при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел военные суды руководствуются теми же нормами процессуального и материального закона, что и суды общей юрисдикции. К судьям военных судов, помимо общих требований, предъявляется еще одно дополнительное требование — они должны быть военнослужащими.
Военные суды, как и суды общей юрисдикции, предназначены осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов государственных органов, организаций, обеспечивать исполнение Конституции РК, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
Систему военных судов образовывали три звена. Разграничение дел между различными звеньями системы военных судов предусмотрено было законом по персональному (в зависимости от того, кто совершил преступление) и родовому (в зависимости от характера совершенного преступления) признакам. Необходимо указать, что ранее действовавший Указ Президента РК о судах утратил силу, хотя военные суды продолжают осуществлять свою деятельность по старой схеме. Этот суд обладает статусом районного (городского) суда и потому действует только в качестве суда первой инстанции. Ему подсудны дела о преступлениях лиц, имеющих воинские звания до подполковника, капитана второго ранга включительно, а также все гражданские дела, отнесенные к их ведению законодательством.
Военный суд объединения (армии, соединения, гарнизона):
1) рассматривает дела, отнесенные законом к его ведению;
2) анализирует судебную
3) осуществляет другие
Военный суд объединения (армии, соединения, гарнизона) обладает статусом районного (городского) суда. Председатель военного суда объединения (армии, соединения, гарнизона) является судьей и организует работу военного суда.
Председатель военного суда объединения (армии, соединения, гарнизона):
1) распределяет дела между
2) рассматривает дела по первой инстанции;
3) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
4) организует ведение и анализ судебной статистики;
5) организует изучение судебной практики;
6) назначает на должность и
освобождает от должности
7) организует работу по
8) издает приказы и распоряжения;
9) осуществляет другие
Второе звено - военный суд войск Республики Казахстан, состоящий из председателя суда, председателей судебных коллегий и постоянных судей, и действующий в составе судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам. Он обладает статусом областного суда.
По первой инстанции этим судом рассматриваются дела о преступлениях, совершенных лицами, имеющими воинские звания полковника и капитана первого ранга; лицами, занимающими должности от командира полка, командира корабля первого ранга и выше, и им равных по служебному положению. А также им рассматриваются дела о преступлениях, за которые в условиях мирного времени предусмотрена смертная казнь.
Военный суд войск республики обладает статусом областного суда, и на него ныне не распространяются положения Указа о судах.
В системе Военного суда войск РК действует дисциплинарная коллегия судей Военного суда войск. Следует иметь в виду, что такая коллегия по привлечению судей к дисциплинарной ответственности ныне называется дисциплинарно-квалификационной коллегией. В целях обеспечения работы судей по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, охране судей и других участников процесса, а также по выполнению других функций суда в штате военного суда войск предусмотрен аппарат суда. Многие работники аппарата суда являются военнослужащими, занимающими офицерские должности.
Высшим звеном в системе военных судов являлась судебная военная коллегия Верховного суда РК, рассматривавшая в качестве суда первой инстанции дела о преступлениях военно-служащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равных. Судебная военная коллегия являлась также кассационной и надзорной инстанцией для судов второго звена.
В настоящее время военные суды продолжают функционировать.
Специализированный финансовый суд в городе Алматы учрежден 17 августа 2006 года, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан (№ 158), перед которым была поставлена задача развивать рынок финансовых услуг республики и привлекать иностранные инвестиции в отечественную экономику.
Создавая финансовый суд, наше государство показывало международному инвестиционному сообществу как свою решимость в собственном реформировании ради развития финансового сектора, так и давало гарантию обеспечения квалифицированной и беспристрастной правовой защиты нарушенных прав участников финансового центра, учитывая специфику возникающих между ними правоотношений, в том числе специфику рынков ценных бумаг и финансовых услуг. Вот почему комплектованию суда предшествовал тщательный отбор кандидатов, а качеству подготовки судейского корпуса финансового суда уделялось самое пристальное внимание на стадии формирования суда. Ведь в соответствии с законом языком судопроизводства в финансовом суде помимо государственного и русского является также и английский. Учитывая наличие такой «имиджевой» составляющей, неудивительно, что законодателем изначально финансовому суду был присвоен статус суда, приравненного к областному, что соответствует как его значимости, так и квалификации его судей. Помимо этого, время судебного спора значительно сокращалось изъятием целого звена при обжаловании судебного решения: ведь обжалуется решение финансового суда уже напрямую в Верховный суд. Также следует отметить, что таким образом законодатель попутно решил другую очень важную задачу - упрочение независимости финансового суда, и в первую очередь от местных органов власти.