Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа
Тема исследования «Судебная система в России после 1864 года», выбрана не случайно. Стройная система законов и эффективное правосудие важнейшая предпосылка к правовому демократическому государству. Но как показывает исторический опыт, надлежащее реформирование правовой надстройки сильно затрудняется в условиях острейших политических конфронтаций и социально-экономических неурядиц. Для эффективного проведения реформы в любой из жизненно важных сфер государственной деятельности требуется не только наличие научно обоснованной программы, но и стечение благоприятных обстоятельств.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РЕФОРМА В 1864 ГОДУ…………5
ГЛАВА 2. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ С 80-Х ГОДОВ ХIX-НАЧАЛА ХХ ВЕКА………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………
Эта реформа: а) существенно изменила порядок расследования и судебного рассмотрения политических преступлений и ограничила права подсудимых; б) ограничила и частично отменила такие демократические институты, как независимость и несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства, рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей и право подсудимого на защиту; в) почти упразднила мировую юстиции, осуществила слияние в низшем звене административной власти с судебной властью.
Ещё одним направлением
новой судебной реформы стал
пересмотр основных
Еще в 1866 году у суда присяжных были изъяты дела о печати, Административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 года. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 года мог производиться на дому.
Составной частью судебной
контрреформы стало дальнейшее ограничение
компетенции суда присяжных. Закон
9 мая 1878 года, изъял из подсудности
присяжных заседателей ряд
Закон от 7 июля 1889 года «Об изменении порядка производства дел по некоторым преступлениям, подлежавшим введению судебных мест с участием присяжных заседателей» осуществил широкомасштабное наступление на суд присяжных, изъяв из его подсудности весьма обширный круг уголовных дел, тем самым завершил судебную контрреформу в части, касающейся общих судебных установлений и основных демократических принципов судопроизводства.
В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».
В 1889 г. вступает в действие «Положение о земских участковых начальниках», разрушившее раздельность судебной и Административной властей. Закон о земских начальниках от 12 июля 1889 года упразднил мировую юстицию, ввел судебно-административные установления, соединившие в одном лице судебную и административную власть. Введение института земских начальников означало отказ от одного из краеугольных камней судебной реформы – принципа отделения судебных органов от органов административных. «Мировой институт почти полностью уничтожен (он оставлен в ничтожном числе самых больших городов), а на его место водворена сложная система судебно-административных органов, и таким образом осуществилась реформа…глубоко вредная для интересов правосудия и настолько подорвавшая в населении понятия о праве и законе, что её, по справедливому замечанию профессора Михайловского, нельзя не назвать “печальной страницей в истории русского права”». Этим актом, прежде всего, был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1913 г., они исчезают вовсе.29
В уездах мировые судьи
заменяются земскими начальниками, наделенные
широкими административно-судебными
правами в отношении
Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные окружные суды, члены которого рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.
Кассационной инстанцией
для вновь возникшей системы
судов стали губернские присутствия
под руководством губернатора и
в основном состоявшие из государственных
чиновников. Кассационная деятельность
в ходе такой реорганизации перестала
быть исключительной компетенцией Сената.
Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными
департаментами Сената организуется специальное
административное (Первое) присутствие,
отобравшее у департаментов ряд
дел кассационного
Административное
Волостные суды, которые
уже в ходе самой судебной реформы
составляли особое звено судебной системы
(специальный порядок
Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, кассационной — губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.
Закон 20 мая 1885 года учредил высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое давало право смещения и перемещения судей, что фактически покончило с их несменяемостью.
Финал судебной контрреформы
– ликвидация в 1889 году мировой юстиции,
и создание новой системы судов
– земских начальников, наделенных
не только судебными, но и административными
прерогативами в отношении
Эпоха контрреформ
сделала существенный сдвиг «
Изменения в судебной системе в начале XX века.
С началом XX века в судебной
системе также произошли
В июне 1912 г. Государственная
дума и Государственный совет
одобрили законопроект «О
В ходе февральской революции 1917 г. была расширена компетенция мировых судов (судебная система того периода включала в себя окружные суды, судебные палаты, в которых ликвидировался институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях. В мае 1917 г. были приняты акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых – среднее образование и трёхгодичный стаж чиновника, для окружных – высшее образование и определённый стаж работы в госаппарате.
В самом начале революции постановлением правительства и по инициативе Петроградского совета стали учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В компетенцию входили дела местного масштаба.
В мае 1917 г. был принят закон «О временном устройстве местного суда», включавший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, их список утверждался местным съездом.
Тогда же в стране возродилась
система административной юстиции:
в уездах стали действовать
Выводы по главе 2
1. Был произведен ряд законодательных актов, которые характеризовались как контрреформа. Они позволили сделать существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России. Но в то же время они не смогли существенно изменить судебную систему, сложившуюся в результате реформы 1864 года.
2. Были восстановлены мировые суды, ликвидировался институт земских начальников, расширена компетенция мировых судов, возродилась система административной юстиции.
Заключение
Наиболее известной из всех реформ середины XIX века оказалась судебная реформа. Эта реформа обычно трактуется в литературе, как самая буржуазная из всех реформ того времени. Учёные считают её и самой последовательной.
«Учреждение судебных
установлений» от 20 ноября 1864 года
разработанное передовыми
Судебная реформа в
корне изменила судоустройство Российской
империи, она ввела принцип
Судебная система царской России в результате ее реформирования в 1864 г. стала менее зависимой от правительства. В основу правосудия были положены принципы гласности, состязательности, презумпции невиновности и справедливости. Кроме того, в результате реформы должно было произойти разделение властей: власть судебная отделялась от законодательной, исполнительной, административной.
В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях налагаемых мировыми судьям.
Были созданы две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим – окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные палаты, кассационные департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.
Проведение судебной реформы затянулось на 35 лет. Официальный акт ее завершения – специальный указ царя был издан 1 июля 1899 года.
Несмотря на свой буржуазный
радикализм, судебная реформа с самого
начала несла в себе немало пережитков
прошлого. Ограничение компетенции
суда присяжных, особый порядок предания
суду должностных лиц, недостаточное
ограждение судейской независимости
от администрации — все это
ослабляло эффективность
В 80-х – начале 90-х гг.
XIX века последовал ряд законодательных
актов, которые характеризовались
как контрреформа, ибо они преследовали
цель ограничить характер и действие
реформ 60-х годов. «Контрреформы
– название реакционных мероприятий
проводившихся царским
После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. Составной частью этого наступления стало ограничение компетенции суда присяжных. Введение института земских начальников означало отказ от одного из краеугольных камней судебной реформы – принципа отделения судебных органов от органов административных. Этим актом, прежде всего, был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем на долгое время они исчезают вовсе.
Параллельно с земскими начальниками в уездах начинают действовать уездные окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.
Информация о работе Судебная система в России после 1864 года