Судебная система в России после 1864 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Тема исследования «Судебная система в России после 1864 года», выбрана не случайно. Стройная система законов и эффективное правосудие важнейшая предпосылка к правовому демократическому государству. Но как показывает исторический опыт, надлежащее реформирование правовой надстройки сильно затрудняется в условиях острейших политических конфронтаций и социально-экономических неурядиц. Для эффективного проведения реформы в любой из жизненно важных сфер государственной деятельности требуется не только наличие научно обоснованной программы, но и стечение благоприятных обстоятельств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РЕФОРМА В 1864 ГОДУ…………5
ГЛАВА 2. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ С 80-Х ГОДОВ ХIX-НАЧАЛА ХХ ВЕКА………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………

Файлы: 1 файл

курсовик по ИГУ.docx

— 235.46 Кб (Скачать файл)

Эта реформа: а) существенно  изменила порядок расследования  и судебного рассмотрения политических преступлений и ограничила права  подсудимых; б) ограничила и частично отменила такие демократические  институты, как независимость и  несменяемость судей, гласность  и состязательность судопроизводства, рассмотрение уголовных дел с  участием присяжных заседателей  и право подсудимого на защиту; в) почти упразднила мировую юстиции, осуществила слияние в низшем звене административной власти с  судебной властью.

 Ещё одним направлением  новой судебной реформы стал  пересмотр основных демократических  принципов судебных уставов: независимость  судебной власти, несменяемость  судей, гласность судопроизводства, рассмотрение уголовных дел с  участием присяжных заседателей.  Сильнейший удар по принципу независимости суда нанесло Положение 14 августа 1881 года. В местностях объявленных на положении усиленной или чрезвычайной охраны, судебные органы всецело были подчинены администрации, а судебная ответственность заменяется административной. Положение осуществляло широкое вторжение административной власти в деятельность судов, предоставило администрации рассматривать дела, которые в соответствии с судебными уставами подлежали исключительной компетенции судов.28

Еще в 1866 году у суда присяжных  были изъяты дела о печати, Административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 года. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 года мог производиться на дому.

Составной частью судебной контрреформы стало дальнейшее ограничение  компетенции суда присяжных. Закон 9 мая 1878 года, изъял из подсудности  присяжных заседателей ряд категорий  уголовных дел.

Закон от 7 июля 1889 года «Об  изменении порядка производства дел по некоторым преступлениям, подлежавшим введению судебных мест с участием присяжных заседателей» осуществил широкомасштабное наступление  на суд присяжных, изъяв из его  подсудности весьма обширный круг уголовных  дел, тем самым завершил судебную контрреформу в части, касающейся общих  судебных установлений и основных демократических  принципов судопроизводства.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

В 1889 г. вступает в действие «Положение о земских участковых начальниках», разрушившее раздельность судебной и Административной властей. Закон о земских начальниках от 12 июля 1889 года упразднил мировую юстицию, ввел судебно-административные установления, соединившие в одном лице судебную и административную власть. Введение института земских начальников означало отказ от одного из краеугольных камней судебной реформы – принципа отделения судебных органов от органов административных. «Мировой институт почти полностью уничтожен (он оставлен в ничтожном числе самых больших городов), а на его место водворена сложная система судебно-административных органов, и таким образом осуществилась реформа…глубоко вредная для интересов правосудия и настолько подорвавшая в населении понятия о праве и законе, что её, по справедливому замечанию профессора Михайловского, нельзя не назвать “печальной страницей в истории русского права”». Этим актом, прежде всего, был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1913 г., они исчезают вовсе.29

В уездах мировые судьи  заменяются земскими начальниками, наделенные широкими административно-судебными  правами в отношении крестьянского  населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью  волостных судов. В качестве ценза  для должности земского начальника устанавливались: высшее образование  или занятие кандидатом в течение  нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий  имущественный ценз и звание потомственного дворянина.

Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные  окружные суды, члены которого рассматривали  дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей  появились городские судьи, назначаемые  министром юстиции.

Второй инстанцией для  этих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и  нескольких земских начальников. Съезд  возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы  судов стали губернские присутствия  под руководством губернатора и  в основном состоявшие из государственных  чиновников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганизации перестала  быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными  департаментами Сената организуется специальное  административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд  дел кассационного производства.30

Административное вмешательство  в судопроизводство повлекло за собой  отход от одного из важнейших принципов  судебной реформы — гласности  суда, в 1887 г. было провозглашено право  суда, рассматривать дела при закрытых дверях, резко сужается гласность  гражданского судопроизводства.

Волостные суды, которые  уже в ходе самой судебной реформы  составляли особое звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства, применение ими телесных наказаний, руководство нормами обычного права), с 1889 г. подпадают под непосредственный контроль земских начальников. Последние  отбирали кандидатов для волостных  судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей  волостных судей.

Апелляционной инстанцией для  волостного суда стали уездные съезды, кассационной — губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.

Закон 20 мая 1885 года учредил  высшее дисциплинарное присутствие  Сената, которое давало право смещения и перемещения судей, что фактически покончило с их несменяемостью.

Финал судебной контрреформы – ликвидация в 1889 году мировой юстиции, и создание новой системы судов  – земских начальников, наделенных не только судебными, но и административными  прерогативами в отношении крестьян, городских судей и уездных  членов окружного суда. Закон 12 июля 1889 года вернулся к множественности судебных учреждений, органов и бессословной подсудности, установленных судебными уставами. Земскими начальниками могли быть только дворяне, председательствовали в уездных съездах уездные предводители дворянства. Сокращение мировых судов, институт земских начальников – важные составные части судебной контрреформы и одновременно контрреформы земской. Эти мероприятия, коренным образом изменявшие природу судебных уставов были призваны стать эффективным средством борьбы с растущим революционным движением в стране.

 Эпоха контрреформ  сделала существенный сдвиг «вправо»  по всем направлениям социального,  политического и государственного  развития России. Но в то же  время она не смогла существенно  изменить судебную систему, сложившуюся  в результате реформы 1864 года.31

Изменения в судебной системе  в начале XX века.

С началом XX века в судебной системе также произошли некоторые  перемены. С 1912 г. уездные земские  собрания получили право выбирать мировых  судей, фактически упразднённых в 1889 г. Мировые суды восстановились в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.

 В июне 1912 г. Государственная  дума и Государственный совет  одобрили законопроект «О преобразовании  суда в сельских местностях».  Судебная власть от земских  начальников снова передавалась  в руки мировых судей, избираемых  уездным земским собранием.

В ходе февральской революции 1917 г. была расширена компетенция  мировых судов (судебная система  того периода включала в себя окружные суды, судебные палаты, в которых  ликвидировался институт сословных  представителей, мировых судей и  их съезды). Наиболее важные дела рассматривались  в мировых присутствиях. В мае 1917 г. были приняты акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых – среднее образование и трёхгодичный стаж чиновника, для окружных – высшее образование и определённый стаж работы в госаппарате.

В самом начале революции  постановлением правительства и  по инициативе Петроградского совета стали учреждаться временные  суды, состоявшие из мирового судьи  и двух заседателей (рабочего и солдата). В компетенцию входили дела местного масштаба.

В мае 1917 г. был принят закон  «О временном устройстве местного суда», включавший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых  судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и  городские думы, их список утверждался  местным съездом.

Тогда же в стране возродилась  система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись  административные отделения окружных судов, административно-судебные функции  были возложены на первый департамент  Сената.32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

1. Был произведен ряд законодательных актов, которые характеризовались как контрреформа. Они позволили сделать существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России. Но в то же время они не смогли существенно изменить судебную систему, сложившуюся в результате реформы 1864 года.

2. Были восстановлены мировые суды, ликвидировался институт земских начальников, расширена компетенция мировых судов, возродилась система административной юстиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наиболее известной из всех реформ середины XIX века оказалась  судебная реформа. Эта реформа обычно трактуется в литературе, как самая  буржуазная из всех реформ того времени. Учёные считают её и самой последовательной.

 «Учреждение судебных  установлений» от 20 ноября 1864 года  разработанное передовыми русскими  юристами вводило в России  новый суд – бессословный, гласный,  с состязательным процессом, с  независимыми судьями, адвокатурой  и присяжными заседателями.

Судебная реформа в  корне изменила судоустройство Российской империи, она ввела принцип независимости, гарантировав его выборностью мировых  и не сменяемостью судей общих  судебных мест, высоким окладом судей, учреждением особых судебных округов, не совпадающим с административным делением государства. Достоинством реформы  явилось и сохранение ряда судов, пользовавшимися специфическими источниками  права либо рассматривавших специфические  дела: духовных, военных, коммерческих, волостных. В столицах, уездных и  губернских городах учреждались  нотариальные конторы. Судебная реформа 1864 г. создала в России судебную систему, достойную любой цивилизованной страны.

Судебная система царской  России в результате ее реформирования в 1864 г. стала менее зависимой  от правительства. В основу правосудия были положены принципы гласности, состязательности, презумпции невиновности и справедливости. Кроме того, в результате реформы  должно было произойти разделение властей: власть судебная отделялась от законодательной, исполнительной, административной.

В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях налагаемых мировыми судьям.

Были созданы две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные  суды, мировые судьи и съезды мировых  судей, к общим – окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные палаты, кассационные департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала  юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Проведение судебной реформы  затянулось на 35 лет. Официальный акт  ее завершения – специальный указ царя был издан 1 июля 1899 года.

Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла в себе немало пережитков прошлого. Ограничение компетенции  суда присяжных, особый порядок предания суду должностных лиц, недостаточное  ограждение судейской независимости  от администрации — все это  ослабляло эффективность проводимой реформы.

В 80-х – начале 90-х гг. XIX века последовал ряд законодательных  актов, которые характеризовались  как контрреформа, ибо они преследовали цель ограничить характер и действие реформ 60-х годов. «Контрреформы  – название реакционных мероприятий  проводившихся царским правительством в России в 1870 – 90-х гг. направленных на пересмотр либерального законодательства 1860-х гг.». Контрреформы затронули, прежде всего, сферу судебного процесса, судоустройства и организации местного самоуправления.

После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное  наступление на судебную систему, порожденную  реформой. Составной частью этого  наступления стало ограничение  компетенции суда присяжных. Введение института земских начальников  означало отказ от одного из краеугольных камней судебной реформы – принципа отделения судебных органов от органов  административных. Этим актом, прежде всего, был нанесен серьезный  удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем на долгое время они  исчезают вовсе.

Параллельно с земскими начальниками в уездах начинают действовать уездные  окружные суды, члены которых рассматривали  дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей  появились городские судьи, назначаемые  министром юстиции.

Второй инстанцией для  этих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и  нескольких земских начальников. Съезд  возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.

Информация о работе Судебная система в России после 1864 года