Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:14, реферат
Уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбуждения и ведения дела в арбитражном процессе. Необходимость их возмещения участниками процесса вытекает из принципа процессуального равноправия сторон и отражает необходимость самостоятельного ведения своих дел в суде.
Различают следующие цели взыскания судебных расходов:
1. Понятие и виды судебных расходов 3
Понятие судебных расходов 3
2. Государственная пошлина в арбитражном процессе 5
Понятие, виды и размеры государственной пошлины 5
Порядок уплаты государственной пошлины 7
Возврат государственной пошлины 8
Льготы по уплате государственной пошлины 9
Отсрочка и рассрочка государственной пошлины, уменьшение ее размера 9
3. Судебные издержки 12
4. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле 13
Общие правила распределения судебных расходов 13
Распределение судебных расходов при злоупотреблении процессуальными правами 14
Список использованной литературы: 16
Оглавление
Уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбуждения и ведения дела в арбитражном процессе. Необходимость их возмещения участниками процесса вытекает из принципа процессуального равноправия сторон и отражает необходимость самостоятельного ведения своих дел в суде.
Различают следующие цели взыскания судебных расходов:
- компенсационная — обеспечивает возмещение части бюджетных средств, выделяемых на содержание судов;
- превентивная — заключается в предупреждении неосновательных обращений в суд, в побуждении должников или иных обязанных лиц к добровольному исполнению обязанностей перед управомоченными субъектами.
Судебные расходы это денежные суммы, уплачиваемые участниками процесса в ходе рассмотрения дела арбитражным судом и имеющие целью полное или частичное покрытие средств, которые необходимы для осуществления правосудия.
В соответствии со ст. 101 АПК судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, которые распределяются между лицами, участвующими в деле, в зависимости от результатов рассмотрения дела.
Различие между государственной пошлиной и издержками заключается в следующем:
Во-первых, государственная пошлина представляет собой обязательный платеж за действия, совершаемые арбитражным судом, а издержки носят больше компенсационный характер и призваны покрыть затраты, связанные с проведением экспертизы, вызовом свидетелей и пр.
Во-вторых, фиксированный размер государственной пошлины установлен законом, зависит от цены иска уплачивается в доход государства (федеральный бюджет), а судебные издержки определяются фактически произведенными затратами в ходе ведения дела.
Правовое регулирование судебных расходов
Судебные расходы регламентируются целым рядом источников.
Правовое регулирование судебных расходов в арбитражном (как и гражданском) процессе преследует несколько целей.
Во-первых, судебная система и в целом юридическая инфраструктура современного общества достаточно затратны, в связи с чем возникает необходимость компенсации расходов на ее содержание. В эти расходы помимо заработной платы и материально-технического обеспечения судебной деятельности входят расходы на оплату услуг представителей, на возмещение затрат, связанных с экспертизами, вызовом в суд свидетелей, переводчиков, и т. д.
Во-вторых, правовое регулирование института судебных расходов позволяет в определенной степени снизить обращение в суды с явно необоснованными требованиями, а также может стимулировать должников в гражданском обороте на исполнение своих обязательств под угрозой возмещения всех судебных расходов при удовлетворении иска.
В-третьих, следует иметь в виду социальные функции правосудия, накладывающие отпечаток на регулирование судебных расходов, особенно ставок государственной пошлины и порядка ее уплаты. С одной стороны, государственная пошлина является разновидностью федеральных налогов и всегда существует соблазн для повышения доходов федерального бюджета увеличить ее размер. Однако, с другой стороны, на установление размеров государственной пошлины оказывают влияние социальные функции правосудия, необходимость обеспечить равный доступ всем к правосудию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Именно необходимостью обеспечить социальные функции и равный доступ всем к правосудию объясняется наличие правила, согласно которому суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер.
Поэтому в определении Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 70-О "По жалобе гражданки Крутиковой Ольги Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частью второй пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”" справедливо отмечено, что отсутствие у заинтересованного лица в силу его имущественного положения возможности исполнить обязанность по уплате государственной пошлины как федерального сбора не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями ст. 45 (ч. 1) и 46 (ч. 1) Конституции РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственной пошлине" государственная пошлина - обязательный и действующий на всей территории России платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
В арбитражном процессе государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и в размерах, которые установлены федеральным законом "О государственной пошлине".
Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.
Государственная пошлина подразделяется на три вида:
Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска.
Простая пошлина размер имеет фиксированный в законе размер.
Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и в соответствии с ценой иска.
Пропорциональная
государственная пошлина
Цена иска это стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение, указанная заявителем в самом иске. Если заявителем цена иска указана неправильно, она определяется арбитражным судом.
Цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
2)
по искам о признании не
подлежащим исполнению
3)
по искам об истребовании
4)
по искам об истребовании
5)
по искам о признании права,
в том числе права
За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.
В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы в рублях в банки (их филиалы).
Иностранные
лица могут уплачивать государственную
пошлину через надлежаще
Допускается уплата государственной пошлины за истца (заявителя) другим лицом.
При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.
При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не возвращается.
Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением и квитанцией только с подлинной отметкой банка, которые приобщаются к материалам дела.
Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения.
При
наличии оснований
В частности, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случаях:
1)
внесения государственной
2) возвращения заявления, жалобы и иного обращения судом;
3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;
4)
удовлетворения исковых
Непосредственно в АПК предусмотрены два основания для возврата пошлины:
Во-первых, если заявление или жалоба, оплаченные государственной пошлиной, не поступили в арбитражный суд.
Во-вторых, при утверждении арбитражным судом мирового соглашения истцу возвращается из федерального бюджета половина уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.
Согласно НК заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом следует иметь в виду правила НК, согласно которым сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику. Поэтому при наличии, например, какой-либо недоимки сумма излишне уплаченной пошлины может быть направлена на погашение недоимки.
Действующим
законодательством
От уплаты государственной пошлины освобождаются: